Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятий и банков.



Сущность антикризисного управления.Процесс реализации анти­кризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

Как показывает мировой опыт, антикризисный процесс в условиях рыночной экономики — это управляемый процесс. В этой связи необ­ходимо выделить два понятия: антикризисное управление и антикри­зисное регулирование.

Антикризисное управление — это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Механизм антикризисного управления пред­приятием-должником состоит из следующих основных подсистем: диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия; маркетинга; антикризисной инвестиционной политики; управления персоналом; производственного менеджмента; ликвидации предприятия.

Антикризисное регулирование — это макроэкономическая катего­рия. Оно содержит меры организационно-экономического и норма­тивно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случаях нецелесообразности их даль­нейшего функционирования. Государственным органом по делам о бан­кротстве является Федеральная служба по финансовому оздоровле­нию и банкротству (ФСФО), образованная в 1993 г. (в тот момент — Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, с 1997 г. — Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению). В соответ­ствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 301 «Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» ФСФО является федеральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятель­ности (банкротстве) организаций.

Элементы антикризисного процесса.Всякое предприятие, осуще­ствляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с на­логовыми органами, банками, другими предприятиями (поставщика­ми, потребителями ) и т. д. В процессе этих отношений у предприятия возникают определенные обязательства, которые могут привести к то­му, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а имен­но произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т. д.

Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называ­ется кредитором.

Кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обя­зательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Это предусмотрено законодательством.

Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

Обязательства кредиторов могут быть подразделены на следующие группы.

Обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам, пени перед бюджетами, платежами в Пенсионный фонд РФ, дорожный фонд, другие фонды, т. е. те обязательства, по ко­торым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия.

Обязательства перед финансово-кредитной системой, т. е. обяза­тельства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или займ в денежной форме или в виде цен­ных бумаг на основе кредитного договора. Сюда же входят обязатель­ства перед страховыми компаниями, где предприятие как бы берет бу­дущий займ под свои страхуемые риски.

Обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями, кото­рые возникают в результате договора.

Обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате тру­да, выплате премий, дивидендов и т. д.

Обязательства предприятий, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.

Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникнове­нию у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем менее надежным оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т. д.

Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодате­ля и т. д. Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует:

♦ о необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами, ес­ли предприятие располагает ресурсами, достаточными для вы­полнения имеющихся обязательств;

♦ о дефиците или кризисе возможностей для исполнения обяза­тельств.

Необязательность как стиль взаимодействия влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы или иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют шанс на погашение обяза­тельств без особого ущерба.

Предприятие — объект антикризисного управления.Если предпри­ятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в пол­ной мере, т. е. без ущерба, удовлетворить кредиторов.

И здесь не принципиально, способно ли оно удовлетворить претен­зии одних кредиторов в ущерб другим. Важно, способно ли предприя­тие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, платежеспособно ли оно.

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обя­зательств переходит в зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.

Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная харак­теристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой хронической неплатежеспособности.

Устойчивая, или хроническая, неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:

♦ поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или сред­ства кредиторов: их товары, деньги, услуги, — это средства бан­ков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т. д.;

♦ формирует недоимки по налогам и иным обязательным плате­жам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере испол­нение бюджета, выплату пенсий и т. д.

Иными словами, неплатежеспособное предприятие является носи­телем финансового ущерба кредиторов, оказывает на них депрессиру-ющее влияние путем изъятия у них ресурсов. Как правило, несущие ущерб кредиторы пытаются теми или ины­ми методами, в том числе судебными, истребовать исполнение от­дельных обязательств, действуя разрозненно или независимо друг от друга.

Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, ко­торые также выставляют свои требования. Рано или поздно кредито­ры вынуждены пойти к совместным, согласованным действиям.

В конечном итоге неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:

♦ или дать предприятию некий контролируемый шанс на преодо­ление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздо­ровление, что может быть реализовано в рамках некоторого огра­ниченного во времени (временного) соглашения;

♦ или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить пол­ностью или хотя бы частично требования кредиторов.

Однако здесь выбор стоит не только перед кредиторами. Сам долж­ник, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кре­диторами или о собственной ликвидации как предприятия.

Банкротство предприятия.Банкротство есть возможный юриди­ческий итог неблагоприятного развития финансового состояния пред­приятия (когда предприятие проходит путь от эпизодической до устой­чивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кре­диторов), при котором его способность своевременно погашать долги прогрессивно уменьшается.

Отсюда следует, что первоначальные причины или предпосылки банкротства зарождаются внутри предприятия, в том числе в структу­ре его капитала, из-за чего по каким-то причинам возникает регуляр­ная неспособность платежа.

Вообще существует множество причин неплатежеспособности. Од­нако в конечном итоге их можно свести к двум:

♦ отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту товаров, качеству, цене и т. д.). В этом случае можно говорить о бо­лезни бизнеса;

♦ неудовлетворительному финансовому руководству предприятия, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном слу­чае можно говорить о болезни финансового управления, или ме­неджмента. Помимо этого для российских предприятий существуют особые причины неплатежеспособности и возможного банкротства. Это:

♦ комплекс объективных причин роста неплатежей из-за разруше­ния единого экономического пространства бывшего СССР и, со­ответственно, СЭВ, сокращения госзаказа, необязательности го­сударства по платежам из бюджета;

♦ неплатежи и, соответственно, неплатежеспособность многих рос­сийских предприятий в специфических условиях перехода от социалистической планово-административной экономики к ры­ночной — были спровоцированы, с одной стороны, недостаточной компетентностью финансового руководства предприятий, а с дру­гой — частными интересами управляющих вывести часть капита­ла предприятий в сферу торгового оборота и непроизводственные сферы (отсутствие четкой системы государственного регулиро­вания, коррупция чиновников, непорядочность и т. д.).

В современной экономической жизни понятия «несостоятельность» и «банкротство» являются едва ли не самыми распространенными. Эти термины имеют экономическое и юридическое значение.

Основным юридическим документом, регламентирующим вопро­сы банкротства, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 24.10.2005 «О несостоятельности (банкротстве)»).

Правовая регламентация вопросов несостоятельности (банкрот­ства).В примерный перечень основных документов, регламентиру­ющих вопросы несостоятельности (банкротства), входят следующие основные нормативно-правовые акты:

♦ Гражданский кодекс РФ (ч. 1, 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, ч. 2 — от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ);

♦ Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);

♦ Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

♦ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

♦ Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банк­ротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергети­ческого комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ (действовал до 1 января 2005 г., после чего вступил в действие п. 6 гл. 9 нового закона о банкротстве «Банкротство субъектов естественных мо­нополий»);

♦ Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ; ♦ Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. № 855 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкрот­стве и процедурах банкротства»;

♦ Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 (ред. от 22 мая 2006 г.) «Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства».

В соответствии с законом о банкротстве несостоятельность (банкрот­ство) — это признанная арбитражным судом или объявленная долж­ником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кре­диторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения.

1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).

2. Критерием несостоятельности должника является его неплате­жеспособность, когда должник не может полностью расплатить­ся по своим долгам.

Признаками банкротства являются:

♦ неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение 1 месяца для кредитных организаций; в течение б меся­цев для субъектов естественных монополий топливно-энергети­ческого комплекса и для стратегических предприятий и органи­заций;

♦ сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд быть не менее: 100 тыс. руб. для юридического лица; 10 тыс. руб. для гражданина, а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимо­сти принадлежащего ему имущества; 50 тыс. МРОТ для субъек­тов естественных монополий топливно-энергетического комплек­са, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. — 500 тыс. руб.) независимо от размера креди­торской задолженности при банкротстве отсутствующего долж­ника не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.

Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом банкротстве, казенные предприятия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.