Сущность антикризисного управления.Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.
Как показывает мировой опыт, антикризисный процесс в условиях рыночной экономики — это управляемый процесс. В этой связи необходимо выделить два понятия: антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисное управление — это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных подсистем: диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия; маркетинга; антикризисной инвестиционной политики; управления персоналом; производственного менеджмента; ликвидации предприятия.
Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случаях нецелесообразности их дальнейшего функционирования. Государственным органом по делам о банкротстве является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), образованная в 1993 г. (в тот момент — Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, с 1997 г. — Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 301 «Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» ФСФО является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
Элементы антикризисного процесса.Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками, потребителями ) и т. д. В процессе этих отношений у предприятия возникают определенные обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т. д.
Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором.
Кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Это предусмотрено законодательством.
Обязательства кредиторов могут быть подразделены на следующие группы.
Обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам, пени перед бюджетами, платежами в Пенсионный фонд РФ, дорожный фонд, другие фонды, т. е. те обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия.
Обязательства перед финансово-кредитной системой, т. е. обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или займ в денежной форме или в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Сюда же входят обязательства перед страховыми компаниями, где предприятие как бы берет будущий займ под свои страхуемые риски.
Обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями, которые возникают в результате договора.
Обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т. д.
Обязательства предприятий, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.
Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем менее надежным оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т. д.
Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т. д. Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует:
♦ о необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами, если предприятие располагает ресурсами, достаточными для выполнения имеющихся обязательств;
♦ о дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств.
Необязательность как стиль взаимодействия влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы или иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют шанс на погашение обязательств без особого ущерба.
Предприятие — объект антикризисного управления.Если предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т. е. без ущерба, удовлетворить кредиторов.
И здесь не принципиально, способно ли оно удовлетворить претензии одних кредиторов в ущерб другим. Важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, платежеспособно ли оно.
Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой хронической неплатежеспособности.
Устойчивая, или хроническая, неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
♦ поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги, услуги, — это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т. д.;
♦ формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т. д.
Иными словами, неплатежеспособное предприятие является носителем финансового ущерба кредиторов, оказывает на них депрессиру-ющее влияние путем изъятия у них ресурсов. Как правило, несущие ущерб кредиторы пытаются теми или иными методами, в том числе судебными, истребовать исполнение отдельных обязательств, действуя разрозненно или независимо друг от друга.
Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, которые также выставляют свои требования. Рано или поздно кредиторы вынуждены пойти к совместным, согласованным действиям.
В конечном итоге неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:
♦ или дать предприятию некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения;
♦ или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.
Однако здесь выбор стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как предприятия.
Банкротство предприятия.Банкротство есть возможный юридический итог неблагоприятного развития финансового состояния предприятия (когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов), при котором его способность своевременно погашать долги прогрессивно уменьшается.
Отсюда следует, что первоначальные причины или предпосылки банкротства зарождаются внутри предприятия, в том числе в структуре его капитала, из-за чего по каким-то причинам возникает регулярная неспособность платежа.
Вообще существует множество причин неплатежеспособности. Однако в конечном итоге их можно свести к двум:
♦ отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту товаров, качеству, цене и т. д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса;
♦ неудовлетворительному финансовому руководству предприятия, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления, или менеджмента. Помимо этого для российских предприятий существуют особые причины неплатежеспособности и возможного банкротства. Это:
♦ комплекс объективных причин роста неплатежей из-за разрушения единого экономического пространства бывшего СССР и, соответственно, СЭВ, сокращения госзаказа, необязательности государства по платежам из бюджета;
♦ неплатежи и, соответственно, неплатежеспособность многих российских предприятий в специфических условиях перехода от социалистической планово-административной экономики к рыночной — были спровоцированы, с одной стороны, недостаточной компетентностью финансового руководства предприятий, а с другой — частными интересами управляющих вывести часть капитала предприятий в сферу торгового оборота и непроизводственные сферы (отсутствие четкой системы государственного регулирования, коррупция чиновников, непорядочность и т. д.).
В современной экономической жизни понятия «несостоятельность» и «банкротство» являются едва ли не самыми распространенными. Эти термины имеют экономическое и юридическое значение.
Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 24.10.2005 «О несостоятельности (банкротстве)»).
Правовая регламентация вопросов несостоятельности (банкротства).В примерный перечень основных документов, регламентирующих вопросы несостоятельности (банкротства), входят следующие основные нормативно-правовые акты:
♦ Гражданский кодекс РФ (ч. 1, 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, ч. 2 — от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ);
♦ Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);
♦ Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
♦ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
♦ Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ (действовал до 1 января 2005 г., после чего вступил в действие п. 6 гл. 9 нового закона о банкротстве «Банкротство субъектов естественных монополий»);
♦ Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ; ♦ Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. № 855 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства»;
♦ Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 (ред. от 22 мая 2006 г.) «Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства».
В соответствии с законом о банкротстве несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения.
1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).
2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам.
Признаками банкротства являются:
♦ неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение 1 месяца для кредитных организаций; в течение б месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;
♦ сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд быть не менее: 100 тыс. руб. для юридического лица; 10 тыс. руб. для гражданина, а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества; 50 тыс. МРОТ для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. — 500 тыс. руб.) независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.
Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом банкротстве, казенные предприятия.