Как известно, в последнее время перед обществом ставится задача преодоления кризисной демографической ситуации, когда смертность намного превышает рождаемость. К сожалению, в цифрах смертности, наряду с естественной убылью старшего поколения, гибелью молодых людей в результате межнациональных конфликтов, дедовщины в армии и в дорожно-транспортных происшествиях, немалый процент составляет и гибель детей на дорогах. В том, что касается гибели дошкольников, в гораздо большей степени виноваты родители, которые сами не соблюдают правил безопасности на дорогах, так как в нашей стране традиционно не принято нахождение детей этого возраста вне дома без сопровождения взрослых. Обычно малыши гибнут либо вместе с родителями, либо на их глазах. Как правило, все родители знают простейшие правила дорожного движения, но зачастую не соблюдают их в силу печально известных особенностей русского менталитета. Вплоть до первой трети XX века население России было сельским и не нуждалось ни в каких правилах при передвижении по улице. Стремительный процесс урбанизации страны, начавшийся в 30-е годы XX века и сопровождавшийся введением правил дорожного движения, к сожалению, был слишком кратким, чтобы у наших граждан сформировались такие же автоматизированные навыки соблюдения безопасности, как в странах Западной Европы, где урбанизация населения началась еще в Средние века. Кроме того, вплоть до последнего десятилетия интенсивность движения в средних и малых городах (100 тыс. населения и меньше), каких в России большинство, была настолько мала, что соблюдение правил дорожного движения, которые преподавались в школах, не имело смысла: скажите, положа руку на сердце, кому придет в голову ждать зеленого света светофора, если на малооживленной улице в пределах видимости нет ни единого автомобиля? В настоящее время, когда даже в небольших городах и крупных селах интенсивность движения возросла, увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, в том числе и среди дошкольников.
Но и отдельно заниматься с дошкольниками привитием необходимых навыков также имеет смысл. Ни для кого не секрет, что иногда дети оказываются на улице либо без старших членов семьи (в случае ненадлежащего за ними надзора в неблагополучных семьях), либо теряются из-за беспечности родителей. Потерявшийся в толчее, метро, транспорте, магазине ребенок, как правило, впадает в панику, беспорядочно мечется, пытаясь найти мать, и зачастую попадает под движущийся транспорт. Иногда дошкольники оказываются на улице по недогляду воспитателя детского сада. Случается, что излишне предприимчивый ребенок, устав ждать родителей вечером, решает отправиться один домой, особенно в тех случаях, когда детский сад находится недалеко от дома. И если он не приучен соблюдать правила дорожного движения, то такая самостоятельность может кончиться весьма печально.
Кроме того, занятия с дошкольниками следует проводить и как подготовку детей к школе. Большинство родителей не может обеспечить доставку или сопровождение ребенка в школу, как это они делали в дошкольном возрасте, так как приемка детей в детском саду обычно проводится в более ранние часы, чем начинаются занятия в школе. Чаще всего такая опека родителей длится не больше месяца, когда мать берет для этого отпуск на работе, а затем первоклассник вынужден добираться до школы самостоятельно. Именно в течение этого первого месяца в школах проводятся интенсивные занятия по правилам дорожного движения. Но опыт показывает, что для формирования полноценных навыков соблюдения безопасности на дорогах этого явно недостаточно, поэтому по окончании объявляемого в начале сентября месячника «Внимание, дети!» первоклассники начинают попадать в дорожно-транспортные происшествия. Это должно побуждать воспитателей предпринимать усилия по формированию данных навыков задолго до поступления детей в школу, в средних и старших группах детского сада.
Предрасположенность дошкольников к несчастным случаям на дороге педагоги и психологи объясняют такими особенностями их психофизиологического развития, как:
• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
• быстрое образование условных рефлексов и такое же быстрое их исчезновение;
• преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
• преобладание потребности в движении над инстинктом самосохранения;
• неумение оценить свои возможности по преодолению опасных ситуаций.
(МДОУ №107)
Все выше сказанное ставит перед воспитателями и методистами детских садов задачу усиления работы с родителями по привитию им навыков совместного с детьми соблюдения правил дорожного движения с приглашением сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так как это наиболее эффективный способ работы со взрослым контингентом, больше доверяющим в этом плане специалистам дорожных служб.
Причиной дорожно-транспортных происшествий поэтому являются и сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
В детских садах воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Главная роль в обеспечении такой подготовки отводится воспитателям детских садов, им и адресована данное мероприятие.
Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать его для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.
Представления о правилах поведения пешеходов на улице, движении транспорта, о труде шофера имеет важное воспитательное значение. Они помогут ребенку в дальнейшем освоить более сложный материал. (МДОУ № 51)
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников ГИБДЦ, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детским травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по - прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не длят игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара. (МДОУ №111)
Методические рекомендации
по работе с детьми и родителями
МДОУ № 111
Помочь детям избежать опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Важно знать, что могут сами дети:
НАЧИНАЯ с 3-4лет
ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
НАЧИНАЯ с 6 лет
ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерю две трети того, что видят взрослые;
большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
ни ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет
дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (игра, чтение, беседа, мультфильм, экскурсии в пожарную часть, познавательные занятия, инсценировки, моделирование различных тематических ситуаций, конкурсы, подвижные игры и др.)
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья ребенка взрослым необходимо обратить внимание на соблюдение следующих основных принципов.
Принцип полноты. Содержание должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Целесообразно специально организованные занятия проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами.
Принцип сезонности. Если в зимний период можно ограничиться методическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Успешное решение многих задач возможно при широком использовании всех методов и приемов, которые приняты в организованном педагогическом процессе. Поэтому на занятиях необходимо использовать следующие методы и приемы:
• проведение дидактических игр; ( см. приложение № 2)
• экскурсии по городу, целевые прогулки;
• моделирование сказок, (см. приложение № 5)
Словесный метод:
• чтение литературных произведений воспитателем;
• чтение стихотворений, сказок детьми, воспитателем; (см. приложение № 5)
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-дамматизации и др.);
• сообщение дополнительного материала воспитателем;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; (см. приложение Ш 3)
• чтение литературных произведений родителями.
Практический метод:
• организация продуктивной деятельности; (см. приложение № 7)
• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); (см. приложение № 6)
• организация постановки пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
• проведение экскурсий различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
Основные методы и приемы, используемые на занятиях:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем
- подсказать, как себя вести - поиграть вместе с ним
- помочь ему - подражать ему
- помочь ему справиться с трудной ситуацией - найти ошибки в его поведении - научить его чему-либо
2. Словесные приемы
- - рассказ взрослого из личного опыта - сказка познавательного содержания - вопросы - беседа
- рассказ ребенка из личного опыта - беседа
- рассказ взрослого
3. Игровые приемы
- занятие-игра - игровые упражнения -дидактические игры - элементы сюжетно-ролевых игр - игры-путаницы
- игровые упражнения - игры с правилами - игры-соревнования - турниры - развлекательные игры типа «Поле чудес»
- дидактические игры - игры-действия - игры-воображения - игры-путаницы - кроссворды
4. Наглядные приемы
- иллюстрации - видеоматериалы (диафильмы, мультфильмы; видеозаписи) - фотографии
иллюстрации - схемы – видеоматериалы - продукты детской деятельности - фотографии - картинки-правила (разбор правил по картинкам
5. Использование театра
- спектакли (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т.д.) - инсценировки в исполнении отдельных детей
- этюды - сценки - спектакли
(кукольный, настольный, на
фланелеграфе и т.д.)
6. Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы.
7. Использование музыкального репертуара.
8. Практические действия детей
- самостоятельные действия с предметами, игрушками;
- изготовление рисунков,
- разбор проблемных ситуаций, происшедших с игрушками.
- составление схемы сказки,
- изготовление украшений для героев сказок,
- творческая деятельность детей (украшение подарка), - разбор проблемных ситуаций из жизни группы.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Правила, изложенные в данной инструкции,
предлагаются к обязательному исполнению.
Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким - либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.
Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по мостовой вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем - нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых; один идет впереди, другой - сзади.
• Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.
Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.
При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо пропустить машины .
В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
• Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.
• Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.
• Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.
Перевозка детей.
• Перевозить детей разрешается только в автобусах.
• При посадке в автобус детям показывают через какую дверь надо входить. В салоне их рассаживают на сидениях.
• Воспитатель должен еще раз убедиться в том, что все двери и все стекла в окнах закрыты
Работа с детьми по изучению правил дорожного движения.
Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
– Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; 'практическую деятельность (изо, ручной труд).
– В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.
– Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться снижает находчивость в момент фактической опасности.