Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 6 страница



При­ро­да свое возь­мет, как го­во­рил Дос­то­ев­ский. По­это­му муж­чи­ны изо­бре­та­ли, изо­бре­та­ют и бу­дут изо­бре­тать все­воз­мож­ные изо­щрен­ные спо­со­бы ут­вер­жде­ния вла­сти над жен­щи­ной. А жен­щи­ны — изо­бре­та­ли, изо­бре­та­ют и бу­дут изо­бре­тать все­воз­мож­ные спо­со­бы по­лу­че­ния пра­ва быть жен­щи­ной. Фе­ми­ни­ст­ки как раз не тем за­ня­ты: они за­ня­ты по­лу­че­ни­ем пра­ва быть муж­чи­на­ми. Это их ро­ко­вая ошиб­ка, и по­это­му их дви­же­ние ис­то­ри­че­ски об­ре­че­но. А вот по­лу­чить пра­во быть жен­щи­ной — это, ко­неч­но, борь­ба, ко­то­рая бы­ла, есть и бу­дет. И в этом на­пря­же­нии, в этом про­ти­во­бор­ст­ве од­ной по­ло­ви­ны че­ло­ве­че­ст­ва с дру­гой все, соб­ст­вен­но го­во­ря, и про­ис­хо­дит, и это нор­маль­но. А так как есть про­ти­во­бор­ст­во, то есть по­ня­тие по­бе­ды и по­ра­же­ния. Есть по­ня­тие по­бе­ды и по­ра­же­ния, долж­но быть по­ня­тие вла­сти.

Лю­бовь и власть

Хо­тя ка­жет­ся, что в се­го­дняш­ней де­мо­кра­тич­ной, про­све­щен­ной ил­лю­зии мы уже дав­ным-дав­но не ис­поль­зу­ем ин­тим­ные от­но­ше­ния для вла­сти, это, ко­неч­но, не­прав­да. По­то­му, что кро­ме ге­не­ти­че­ско­го на­сле­до­ва­ния су­ще­ст­ву­ет не ме­нее силь­ное, не ме­нее не­осоз­на­вае­мое со­ци­аль­ное на­сле­до­ва­ние. А в со­ци­аль­ном на­сле­до­ва­нии у всех нас есть под­соз­на­тель­ное (или бес­соз­на­тель­ное) зна­ние о том, что по­лу­че­ние сек­су­аль­но­го удо­воль­ст­вия есть еще и путь к вла­сти, есть еще спо­соб ра­бо­тать на по­вы­ше­ние са­мо­оцен­ки.

По­это­му для муж­чи­ны секс час­то да­же не секс, а бит­ва за власть. Секс пре­вра­ща­ет­ся в не­кое по­боч­ное сред­ст­во, и муж­чи­ны час­то не по­лу­ча­ют пол­но­цен­но­го удо­воль­ст­вия имен­но по­то­му, что пре­сле­ду­ют ос­нов­ную цель — по­бе­дить.

По­бе­дить мож­но дву­мя спо­со­ба­ми — ус­то­ять, ко­гда те­бя со­блаз­ня­ют. И на­обо­рот, со­блаз­нить, ко­гда те­бе не под­да­ют­ся. Имен­но по­это­му сек­су­аль­ные иг­ры но­сят час­то та­кой бое­вой, во­ин­ст­вен­ный ха­рак­тер. Всту­пить же во взаи­мо­от­но­ше­ния, где нет да­же на­ме­ка на же­ла­ние по­бе­дить, ав­то­ма­ти­че­ски не­воз­мож­но. Но, в кон­це кон­цов, все лю­ди раз­ные. Я го­во­рю о сред­не­ста­ти­сти­че­ском, мас­со­вом муж­чи­не, ко­то­рый дол­жен до­ду­мать­ся до та­ко­го фак­та, что не нуж­но сра­жать­ся, ни­че­го страш­но­го в жен­щи­не нет.

Из­ви­ни, но сна­ча­ла ему долж­на в го­ло­ву — я на­стаи­ваю: в го­ло­ву — прий­ти идея о том, что он сра­жа­ет­ся, а по­том еще хо­ро­шо бы, что­бы он это при­знал, а еще по­том со­об­ра­зил, что, мо­жет быть, мож­но как-то ина­че взаи­мо­дей­ст­во­вать. А то наме­ка­ют на что-то в ве­ли­ких кни­гах, на­чи­ная с Вет­хого За­ве­та, рас­ска­зы­ва­ют о чем-то раз­ные лю­ди, зна­ме­ни­тые и не очень. А воз и ны­не там!

Об этом я и го­во­рю. Об­ще­ние с жен­щи­ной, бли­зость с жен­щи­ной мо­жет при­нес­ти ко­лос­саль­ную ра­дость и на­сла­ж­де­ние толь­ко в си­туа­ции рав­но­го, до­ве­ри­тель­но­го и от­кры­то­го об­ще­ния. Муж­чи­на, всту­паю­щий с жен­щи­ной в лю­бов­ные от­но­ше­ния на та­ком фо­не, по­лу­ча­ет не­срав­ни­мо боль­ше, чем в си­туа­ции обес­по­ко­ен­но­сти: кто глав­нее. Ес­ли он чув­ст­ву­ет се­бя уве­рен­но, ес­ли он не бо­ится сти­хий­но­го на­ча­ла, то он ста­но­вит­ся те­ми са­мы­ми бе­ре­га­ми, о ко­то­рых го­во­ри­ли древ­ние ки­тай­цы, и женщина те­чет в этих объ­ять­ях-бе­ре­гах от­кры­тая и ра­до­ст­ная. А он мо­жет уметь удер­жать этот по­ток и то­гда не бо­ять­ся, что его раз­мо­ет, или пой­ти соз­на­тель­но на риск.

Это то­же нуж­но се­бе хо­ро­шо пред­став­лять. Ес­ли во­об­ще хо­теть в этом как-то ори­ен­ти­ро­вать­ся… Во вся­ком слу­чае па­мять об этом по­мо­га­ет ре­шать не­ко­то­рые те­ку­щие про­бле­мы…

Эта те­ма, по-мо­ему, дос­той­на бо­лее под­роб­но­го рас­смот­ре­ния. Из­вест­но, что в со­ци­аль­ный ме­ха­низм че­ло­ве­ка вмон­ти­ро­ва­но та­кое уст­рой­ст­во, как же­ла­ние вла­ст­во­вать или же­ла­ние под­чи­нять­ся, что пси­хо­ло­ги­че­ски суть две сто­ро­ны од­но­го и то­го же. Они, не­со­мнен­но, ба­зи­ру­ют­ся на та­ких ве­щах, ко­то­рые мо­гут стать пред­ме­том изу­че­ния глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, и все же…

На уров­не ав­то­ма­тиз­ма и у муж­чин, и у жен­щин есть ус­та­нов­ка, что всту­п­ле­ние в ин­тим­ные от­но­ше­ния да­ет власть над парт­не­ром. Не­да­ром бы­ту­ет по­ня­тие «ов­ла­деть». Это, не­со­мнен­но, по­ня­тие из муж­ско­го сло­ва­ря. Муж­чи­на стре­мит­ся овла­деть жен­щи­ной, то есть при­об­ре­сти над ней власть. Жен­щи­на ко­кет­ни­ча­ет и тор­гу­ет­ся, ин­стинк­тив­но зная, что, по­ка эта иг­ра длит­ся, это вре­мя ее вла­сти. И при­чи­на тут, на мой взгляд, в том, что со­ци­ум, вы­страи­вая свои идео­ло­гии по по­во­ду сек­су­аль­ных от­но­ше­ний, о чем ты так под­роб­но рас­ска­зал, од­ной из них сде­лал идео­ло­гию гре­хов­но­сти и по­стыд­но­сти это­го вле­че­ния че­ло­ве­ка.

Тра­ди­ци­он­но жен­щи­на чув­ст­ву­ет свою гре­хов­ность, и это за­став­ля­ет ее тор­го­вать­ся еще яро­ст­нее, а с дру­гой сто­ро­ны, чув­ст­вуя свою си­лу и пре­иму­ще­ст­во в об­лас­ти био­ло­ги­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия, ле­ле­ет и хо­лит свою «ноч­ную» власть, ко­то­рая очень час­то да­ет ей при гра­мот­ном по­ве­де­нии и ощу­ти­мые со­ци­аль­ные пре­иму­ще­ст­ва, и она чув­ст­ву­ет се­бя, по­бе­див­шей сво­его по­бе­ди­те­ля.

Так и про­ис­хо­дит эта не­скон­чае­мая вой­на до «пол­ной по­бе­ды». До за­ту­ха­ния же­ла­ния и ги­бе­ли от­но­ше­ний. По­ла­гаю, что ес­ли на­ши бе­се­ды про­дол­жат­ся, то мы еще не раз бу­дем иметь по­вод вер­нуть­ся к этой бес­край­ней те­ме. Тем бо­лее что ас­пек­тов у нее мас­са.

Лю­бовь и эмо­цио­наль­ный ре­зо­нанс

Сек­су­аль­ное по­ве­де­ние толь­ко то­гда свя­за­но с та­ким по­ня­ти­ем, как лю­бовь, ко­гда ме­ж­ду парт­не­ра­ми про­ис­хо­дит эмо­цио­наль­ный ре­зо­нанс, ко­гда про­ис­хо­дит удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те.Толь­ко то­гда и ни­ко­гда ина­че!.. Все дру­гие си­туа­ции име­ют в со­циу­ме то же на­зва­ние, но ра­зи­тель­но от­ли­ча­ют­ся по со­дер­жа­нию.

Про­бле­ме эмо­цио­наль­но­го кон­так­та дав­но най­де­но со­вер­шен­но нор­маль­ное ре­ше­ние. Вы­яс­ни­лось, что су­ще­ст­ву­ет ме­ха­низм био­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са, ко­то­рый дей­ст­ву­ет да­же на кле­точ­ном уров­не. В том слу­чае ес­ли ме­ж­ду дву­мя людь­ми нет био­ло­ги­че­ско­го от­тор­же­ния, то дос­та­точ­но эле­мен­тар­ных на­вы­ков са­мо­ре­гу­ля­ции, что­бы до­бить­ся вклю­че­ния это­го ме­ха­низ­ма. В экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях он вклю­ча­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски, и лю­ди, при­жав­шись друг к дру­гу, бла­го­да­ря это­му не за­мер­за­ют. В обыч­ной жиз­ни ма­лей­шее доб­рое, про­сто доб­рое, до­вер­чи­вое от­но­ше­ние друг к дру­гу вклю­ча­ет этот био­ло­ги­че­ский ме­ха­низм при те­лес­ном кон­так­те.

Вы­яс­ни­лось, что па­рал­лель­но с вклю­че­ни­ем ме­ха­низ­ма био­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са у лю­дей вклю­ча­ет­ся и ме­ха­низм эмо­цио­наль­но­го ре­зо­нан­са. Та­ким об­ра­зом, про­ис­хо­дит пол­ное, сто­про­цент­ное удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Очень час­то сек­су­аль­ные от­но­ше­ния на са­мом де­ле про­сто слу­жат фор­мой и сред­ст­вом для удов­ле­тво­ре­ния го­раз­до бо­лее ак­ту­аль­ной по­треб­но­сти — по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те.Про­сто лю­ди не зна­ют, что есть дру­гие, бо­лее про­стые спо­со­бы. По­это­му ме­ха­низм био­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са очень ва­жен при кон­так­тах лю­дей.

Мы зна­ем, что есть лю­ди, био­ло­ги­че­ски аб­со­лют­но не­со­вмес­ти­мые, про пси­хо­ло­ги­че­скую не­со­вмес­ти­мость при­хо­дит­ся слы­шать го­раз­до ча­ще. Од­ним из про­яв­ле­ний био­ло­ги­че­ской не­со­вмес­ти­мо­сти яв­ля­ет­ся не­воз­мож­ность на­хо­дить­ся ря­дом с че­ло­ве­ком бли­же оп­ре­де­лен­ной дис­тан­ции. Ни­ка­ко­го ра­цио­наль­но­го объ­яс­не­ния та­ко­му яв­ле­нию, как био­ло­ги­че­ская не­со­вмес­ти­мость, нет. Слу­чаи, ко­гда ме­ж­ду дву­мя жи­вы­ми су­ще­ст­ва­ми не воз­ни­ка­ет био­ло­ги­че­ский ре­зо­нанс, дос­та­точ­но ред­ки.

Та­ким об­ра­зом, «спать вме­сте» — это не обя­за­тель­но всту­пать в сек­су­аль­ные от­но­ше­ния, это мо­жет оз­на­чать на­сла­ж­де­ние от «кай­фа», ко­то­рый дос­тав­ля­ет пе­ре­жи­ва­ние био­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са, а он в свою оче­редь ав­то­ма­ти­че­ски вклю­ча­ет ме­ха­низм эмо­цио­наль­но­го ре­зо­нан­са и на­сы­ще­ние эмо­цио­наль­ной по­треб­но­сти.

Двой­ст­вен­ность при­ро­ды че­ло­ве­ка

В са­мом на­ча­ле на­ших бе­сед ты упо­ми­нал о том, что че­ло­век при­над­ле­жит трем при­ро­дам: био­ло­ги­че­ской, со­ци­аль­нойи иде­аль­ной. Но то­гда мы го­во­ри­ли под­роб­но толь­ко о про­яв­ле­нии био­ло­ги­че­ской при­ро­ды в ин­те­ре­сую­щей нас те­ме. Те­перь, ко­гда мы уже не­ма­ло го­во­ри­ли и об осо­бен­но­стях про­яв­ле­ния сек­су­аль­ной по­треб­но­сти на фо­не со­ци­аль­ной при­ро­ды, мо­жет быть, по­про­бу­ем све­сти кон­цы с кон­ца­ми? Все ведь на­столь­ко пе­ре­ме­ша­но, что толь­ко по­пыт­ка вне­сти внят­ность до­пус­ка­ет стро­гое раз­де­ле­ние.

Че­ло­век ча­ще все­го да­же не зна­ет, что в нем бу­шу­ет не­удов­ле­тво­рен­ная по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном кон­так­те… Ес­ли же все это про­ис­хо­дит на уров­не бес­соз­на­тель­но­го, то­гда ре­ше­ние про­бле­мы осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез диа­лог: «Ни­ка­ко­го дру­го­го нет — есть толь­ко я». «Ес­ли я те­бя при­ду­ма­ла, стань та­ким, как я хо­чу»… «Ес­ли я те­бя при­ду­мал, стань та­кой, как я хо­чу». «И со­тво­рил он воз­люб­лен­ную по об­ра­зу и по­до­бию сво­ему, и воз­ра­до­вал­ся».

Та­кой спо­соб — это пред­став­ле­ние дру­го­го, как час­ти се­бя, то есть ни­ка­ко­го дру­го­го пси­хо­ло­ги­че­ски нет — это часть ме­ня, и все! Вся про­бле­ма со­сто­ит в уст­рой­ст­ве управ­ле­ния ин­фор­ма­ци­он­ны­ми по­то­ка­ми (то есть у лю­дей нет не­об­хо­ди­мо­го уст­рой­ст­ва для управ­ле­ния ин­фор­ма­ци­он­ны­ми по­то­ка­ми), в ре­зуль­та­те че­го боль­шое ко­ли­че­ст­во очень про­стой, очень тех­но­ло­гич­ной ин­фор­ма­ции не до­хо­дит до лю­дей. Со­ци­ум не за­ин­те­ре­со­ван в том, что­бы лю­ди по­лу­чи­ли та­кую ин­фор­ма­цию, он еще не осоз­на­ет этой не­об­хо­ди­мо­сти. Со­ци­ум куль­ти­ви­ру­ет «Я как Мы», а вот как кон­крет­но­му че­ло­ве­ку с са­мим со­бой раз­го­ва­ри­вать, эту ин­фор­ма­цию он не да­ет.

По­это­му че­ло­век очень за­ви­сит от спе­циа­листов и псев­до­спе­циа­ли­стов. Из­вест­но, ка­кую власть име­ют пси­хо­ана­ли­ти­ки в Аме­ри­ке, ка­кую власть име­ют пси­хо­те­ра­пев­ты в Ев­ро­пе, сколь­ко де­нег кру­тит­ся в этом биз­не­се. По­это­му во­прос-то про­стой, но ка­кой же про­фес­сио­нал те­бя от­пус­тит с од­ной кон­суль­та­ции: он же то­гда глу­пый, его дру­гие за­сме­ют! Вме­сто то­го что­бы расска­зать те­бе про­сто, как, что и по­че­му, он го­во­рит: «Да, это очень слож­ная про­бле­ма, по­то­му что она еще свя­за­на вот с той про­бле­мой, но я те­бе по­мо­гу их осоз­нать». И ты уже из этих лап бар­хат­ных не вы­кру­тишь­ся, ты за­ви­си­ма. А за­ви­си­ма по­то­му, что ни­че­го не уме­ешь де­лать сама в этой об­лас­ти. И ты го­во­ришь: «Сде­лай­те со мной что-ни­будь». По­это­му лик­без в об­лас­ти прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии не­об­хо­дим.

У лю­дей есть две при­чи­ны, что­бы по­го­во­рить — или что­бы его вы­слу­ша­ли, или то­гда это ис­поль­зо­ва­ние воз­люб­лен­но­го в ка­че­ст­ве пси­хо­те­ра­пев­та, или это по­иск… Про­бле­ма диа­ло­га же су­ще­ст­ву­ет не­за­ви­си­мо от раз­ни­цы по­лов. Ника­ким, да­же са­мым пре­крас­ным сло­вес­ным, об­щени­ем по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном кон­так­те не удов­ле­тво­ря­ет­ся. Есть спе­ци­фи­че­ская со­ци­аль­ная по­треб­ность, по­треб­ность в об­ще­нии, но это дру­гая груп­па по­треб­но­стей. В этом вся и слож­ность: по­ка не при­жал­ся, хоть мур­лы­кай, хоть чи­ри­кай, не удов­ле­тво­ришь­ся. А раз­го­ва­ри­вать — нет, не по­мо­га­ет…

Че­ло­век как ми­ни­мум двой­ст­ве­нен. Кро­ме то­го что он по­гру­жен в при­ро­ду био­ло­ги­че­скую, он еще по­гру­жен в при­ро­ду со­ци­аль­ную. И при­рода со­ци­аль­ная то­же име­ет свои за­ко­ны, на­ру­ше­ние ко­то­рых то­же чре­ва­то са­мо­раз­ру­ше­ни­ем пси­хики. Это то­же на­до пом­нить! Со­ци­аль­ная при­ро­да — это то­же во мно­гом при­ро­да, то есть от во­ли лю­дей, от­дель­но взя­тых или да­же груп­пой, не за­ви­сит.

Ска­жем, со­ци­аль­но осу­ж­да­ет­ся зоо­филь­ст­во. Но, с дру­гой сто­ро­ны, в му­суль­ман­ском ми­ре, где су­ще­ст­ву­ет слож­ная про­бле­ма от­сут­ст­вия от­но­си­тель­но де­ше­вых про­сти­ту­ток (там есть тан­цов­щи­цы, но они до­ро­гие), что­бы же­нить­ся, нуж­но иметь ка­кое-то иму­ще­ст­во, день­ги на ка­лым… По­это­му сек­су­аль­ные взаи­мо­от­но­ше­ния с ос­ли­ка­ми или ко­зоч­ка­ми счи­та­ют­ся нор­мой. Глав­ное — это при­во­дит к це­ли. Ку­кол ста­ли де­лать ре­зи­но­вых с по­дог­ре­вом, и ни­че­го пло­хо­го в этом нет. Но са­мое смеш­ное, что это все из ряда со­ци­аль­ных ус­та­но­вок, по­то­му что эле­мен­тар­ный она­низм сни­ма­ет про­бле­му так­же ус­пеш­но. Глав­ное — сни­ма­ет­ся гор­мо­наль­ное на­пря­же­ние, и все.

Ес­ли вос­при­ни­мать чис­то, то вся про­бле­ма со­сто­ит в том, что че­ло­век по сво­ей со­ци­аль­ной при­ро­де сам се­бя на­гру­жа­ет. Есть, на­при­мер, лю­ди, ко­то­рые не мо­гут есть оп­ре­де­лен­ную пи­щу. Им го­во­рят: «Это пи­ща съе­доб­ная!» Но соци­аль­но не при­ня­то это есть, и он ум­рет с го­ло­ду ря­дом с едой. Вот это и есть двой­ст­вен­ность при­ро­ды че­ло­ве­ка. Иг­но­ри­ро­ва­ние си­лы со­ци­аль­ной при­ро­ды так же опас­но, как и иг­но­ри­ро­ва­ние био­ло­ги­че­ской при­ро­ды. Но есть лю­ди, ко­то­рые на­хо­дят­ся под влия­ни­ем та­кой силь­ной со­ци­аль­ной суг­ге­стии, что про­сто не в со­стоя­нии до­ду­мать­ся до то­го, что од­ну и ту же по­треб­ность мож­но удов­ле­тво­рить дру­гим спо­со­бом, дру­гим пу­тем и ни­че­го страш­но­го в этом нет, ни­кто да­же за это не осу­дит. Че­ло­век сам се­бя за­ра­нее каз­нит. Так вот и секс…

Ис­то­рия пре­вра­ще­ния про­сто­го фак­та в очень слож­ную про­бле­ма­ти­ку за счет двой­ст­вен­но­сти че­ло­ве­че­ской при­ро­ды. И это дей­ст­ви­тель­но так, хо­тя я лич­но нико­им об­ра­зом не пы­та­юсь что-ли­бо осу­ж­дать. Един­ст­вен­ное — су­ще­ст­ву­ют все же об­ще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти… На­при­мер, на­си­лие я осу­ж­даю, су­ще­ст­ву­ет при­ну­ж­де­ние и то­му по­доб­ные фор­мы, ко­то­рые от­вра­ти­тель­ны… А все осталь­ное — бог с ним, ко­му это ме­ша­ет? Ко­за от это­го то­же не по­стра­да­ет, да­же не за­бе­ре­ме­не­ет…

Ил­лю­зия управ­ле­ния

Су­ще­ст­ву­ет ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ная ил­лю­зия, что сек­су­аль­ной энер­ги­ей мож­но управ­лять. Мне все­гда бы­ло ин­те­рес­но: а за­ду­мы­ва­ют­ся ли те, кто лег­ко об этом рас­су­ж­да­ет, о чем они в дей­ст­ви­тель­но­сти го­во­рят? Ре­гу­ли­ро­ва­ние, управ­ле­ние сек­су­аль­ной энер­ги­ей — это в ко­неч­ном ито­ге управ­ле­ние гор­мо­наль­ны­ми про­цес­са­ми в ор­га­низ­ме. Все рас­су­ж­де­ния о суб­ли­ма­ции сек­су­аль­ной энер­гии, с лег­кой ру­ки Фрей­да внед­рив­шие­ся в ев­ро­пей­ское и аме­ри­кан­ское соз­на­ние, — это рас­су­ж­де­ния пси­хо­те­ра­пев­та, ко­то­рый соз­да­вал ин­ст­ру­мент для суг­ге­сти­ро­ва­ния сво­их па­ци­ен­тов.

Ес­ли же мы бу­дем в ко­рень смот­реть, то управ­ле­ние этой энер­ги­ей есть управ­ле­ние гор­мо­наль­ны­ми про­цес­са­ми. Мож­но, ко­неч­но, на пи­ке на­рас­та­ния гор­мо­наль­но­го дис­ба­лан­са при по­треб­но­сти про­дол­же­ния ро­да за­нять­ся бе­ше­но спор­том, еще чем-ни­будь, жи­во­пи­сью, на­при­мер, или дру­гой ка­кой-ни­будь дея­тель­но­стью и из­рас­хо­до­вать тем са­мым часть гор­мо­наль­ной энер­гии. Мож­но из­ме­нить от­но­ше­ния с эти­ми про­цес­са­ми, но нель­зя от­ме­нить сам про­цесс — это глу­пость, это пло­хо кон­ча­ет­ся.

На оче­ред­ной кон­фе­рен­ции ка­кой-то бод­рый се­ми­де­ся­ти­че­ты­рех­лет­ний му­жи­чок со своей про­грам­мой дол­го­ле­тия и под­дер­жа­ния здо­ро­вья, ко­то­рая на нем дей­ст­ви­тель­но сра­бо­та­ла, о чем пре­ж­де все­го ве­се­ло со­об­ща­ет ши­ро­кой пуб­ли­ке? Что с «этим» у не­го все в по­ряд­ке. Это очень су­ще­ст­вен­ный кри­те­рий здо­ро­вья муж­чи­ны — что с «этим» у не­го все в по­ряд­ке. Хо­тя су­ще­ст­ву­ет и дру­гое вы­ска­зы­ва­ние, ми­лое для муж­чин: «Ну, на­ко­нец-то «это» ме­ня ос­та­ви­ло, и я мо­гу жить тем, что мне дей­ст­ви­тель­но ин­те­рес­но». Ни один ис­тин­ный муд­рец ни­ко­гда не ска­зал, что «я с этим упра­вил­ся». По­ку­ше­ния на эти про­цес­сы при­во­дят к рас­строй­ству гор­мо­наль­но­го ба­лан­са в ор­га­низ­ме. Ну, что та­кое — вме­шаться в ре­гу­ля­цию гор­мо­наль­но­го ба­лан­са ор­га­низ­ма, мо­же­те се­бе пред­ста­вить?!

По­это­му го­раз­до луч­ше то­гда уже пре­вра­тить секс в от­дель­ное за­ня­тие. Сей­час очень мод­но, и мож­но, и да­же по­ощ­ря­ет­ся: при­гла­ша­ют на­ших оте­че­ст­вен­ных или за­гра­нич­ных так на­зы­вае­мых тан­три­стов, ко­то­рые за­ме­ча­тель­но ов­ла­де­ли сек­сом как за­ня­ти­ем. Они раз­ви­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щие мыш­цы, де­мон­ст­ри­ру­ют сек­су­аль­ные под­виги, сек­су­аль­ный кон­такт, на­при­мер, про­дол­жи­тель­но­стью 24 ча­са… За­чем, я не знаю. Им ин­те­рес­но, у них это, вро­де, по­ро­ж­да­ет смысл.

При­род­ное нуж­но тро­гать очень ак­ку­рат­но, ина­че вы по­лу­чи­те про­сто гор­мо­наль­ный дис­ба­ланс. На­до по­ни­мать, что на­ши зна­ния — это одно, а ор­га­низм — он го­раз­до слож­нее. У жи­вот­ных есть так на­зы­вае­мый ре­про­дук­тив­ный пе­ри­од. У них эта по­треб­ность вклю­ча­ет­ся, на­чи­на­ют­ся брач­ные иг­ры, оп­ло­до­тво­ре­ние, по­явля­ет­ся по­том­ст­во, и все это вы­клю­ча­ет­ся до сле­дую­щей вес­ны, ска­жем, или до сле­дую­щей зи­мы… По­ни­мае­те? А у че­ло­ве­ка эта по­треб­ность все вре­мя ра­бо­та­ет, из-за че­го секс и поя­вил­ся. Ка­кой у жи­вот­ных секс? Вклю­чи­лось на три меся­ца, все сде­ла­ли, и вы­клю­чи­лось, жи­вут без этих про­блем. А тут же все вре­мя гор­мон в го­ло­ву сту­чит, ок­ра­ши­ва­ет на­ши мыс­ли­тель­ные про­цес­сы… Это от­дель­ная ис­то­рия, о ней столь­ко все­го на­пи­са­но…

По­сколь­ку удов­ле­тво­ре­ние этой по­треб­но­сти до не­дав­не­го вре­ме­ни в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва и до сих пор во мно­гих ре­гио­нах зна­чи­тель­но за­труд­не­но, зна­чит, в пау­зе ме­ж­ду воз­ник­но­ве­ни­ем по­треб­но­сти и ее удов­ле­тво­ре­ни­ем дей­ст­ву­ет что? Твор­че­ский им­пульс по по­ис­ку спо­со­бов удов­ле­тво­ре­ния, изо­бре­те­ние этих спо­со­бов. По­это­му и соз­дал­ся ог­ром­ный объ­ем спе­ци­фи­че­ской ин­фор­ма­ции о сек­се, по­сколь­ку удов­ле­тво­ре­ние за­труд­не­но. Ес­ли бы за­труд­не­ний не бы­ло, ни­ка­ких бы про­блем, раз­го­во­ров осо­бых то­же не бы­ло бы. Это ес­те­ст­вен­но, это об­щий за­кон… Взрос­лый че­ло­век по­то­му и взрос­лый, что он вы­пал из рай­ско­го со­стоя­ния, в ко­то­ром на­хо­дил­ся в ут­ро­бе, где ка­ж­дая воз­ни­каю­щая по­треб­ность мгно­вен­но удов­ле­тво­ря­ет­ся…

За­да­ча, ко­то­рая ста­вит­ся че­ло­ве­ку, се­бя со­знаю­ще­му, со­сто­ит не в том, что­бы у не­го не было сек­са (это глу­пость), а в том, что­бы эту кноп­ку не мог на­жать ни­кто и ни­что из­вне. Это и есть управ­ле­ние.

Да, пол­ный раз­гром ус­то­яв­ших­ся ил­лю­зий. Сколь­ко лап­ши мож­но сва­рить из раз­го­во­ров вся­ких «спе­циа­ли­стов» и ру­ко­во­ди­те­лей мно­го­чис­лен­ных групп, обе­щаю­щих это са­мое управ­ле­ние, и, что са­мое смеш­ное, из за­ве­ре­ний о том, что это уда­ет­ся.

Че­ло­век — пре­крас­ное из­де­лие, я про­сто за­ост­ряю вни­ма­ние на при­чин­ных мо­мен­тах. По­то­му что они, во­об­ще-то, в го­ло­ве от­сут­ст­ву­ют, а раз они в го­ло­ве от­сут­ст­ву­ют, нет воз­мож­но­сти са­мо­стоя­тель­но ра­зо­брать­ся в сво­ей про­бле­ма­ти­ке. Я все­гда хо­тел, что­бы у лю­дей при же­ла­нии бы­ла та­кая ин­фор­ма­ция, ко­то­рая по­зво­лит са­мо­стоя­тель­но раз­би­рать­ся в сво­их про­бле­мах и ре­шать их.

 

А ес­ли все­рь­ез, то та­кое по­ни­ма­ние во­про­са ос­во­бо­ж­да­ет от мас­сы ком­плек­сов и внут­рен­них кон­флик­тов. Сколь­ко лю­дей, за­мо­ро­чен­ных раз­го­во­ра­ми не толь­ко о яко­бы су­ще­ст­вую­щей воз­мож­но­сти этим управ­лять, но и об аб­со­лют­ной необ­хо­ди­мо­сти та­ко­го управ­ле­ния для вся­ко­го мало-маль­ски дос­той­но­го че­ло­ве­ка, чув­ст­ву­ют себя ви­но­ва­ты­ми и не­дос­той­ны­ми. А в ре­зуль­тате нев­роз и чув­ст­во ви­ны. Вот уж дей­ст­ви­тель­но управ­ле­ние. Но, как ча­ще все­го и бы­ва­ет, не наше, а на­ми. Мне ка­жет­ся, что осо­бен­но от этого стра­да­ют жен­щи­ны.

Жен­щи­ны склон­ны на­прав­лять мор­ти­до, то есть аг­рес­сию, на се­бя. Они склон­ны к са­мо­об­ви­не­ни­ям, осо­бен­но в рас­пу­щен­но­сти, да­же ес­ли рас­пу­щен­ность эта чис­то умо­зри­тель­ная… Они склон­ны под­дер­жи­вать ин­си­нуа­ции о гряз­ной жен­ской при­ро­де, о том, что у жен­щи­ны сущ­ность дья­во­ла и проч. По­то­му что они бо­ят­ся се­бя, они чув­ст­ву­ют в глу­би­не свою си­лу и чув­ст­ву­ют осу­ж­де­ние этой си­лы со сто­ро­ны со­циу­ма. Имен­но по­это­му по­ло­же­ние жен­щи­ны в со­циу­ме го­раз­до слож­нее. «Я мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую»! «А я вот не мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, жи­ву!» И пусть он там су­ще­ст­ву­ет, вла­чит свое жал­кое су­ще­ст­во­ва­ние, а я чув­ст­вую.

Сек­су­аль­ная про­бле­ма­ти­ка — это объ­ем­ная часть ог­ром­ной про­бле­мы взаи­мо­от­но­ше­ний циви­ли­за­ции с куль­ту­рой, взаи­мо­от­но­ше­ний ци­ви­ли­за­ции с при­ро­дой… Про­гресс — это очень опас­ная шту­ка. Но, с дру­гой сто­ро­ны, ес­ли она есть (про­бле­ма), зна­чит, нуж­но ис­кать ее ре­шение, не об­ли­чать, не воз­му­щать­ся, а спо­кой­но ис­кать сред­ст­ва ре­ше­ния.

А что ка­са­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та­рия, то есть дос­та­точ­но мно­го пси­хо­тех­ник. Во вся­ком слу­чае в пси­хо­ло­гии ак­тив­но­сти с ее тех­но­ло­гия­ми са­мо­ре­гу­ля­ции чет­вер­то­го-пя­то­го по­ко­ле­ния да­ют­ся очень боль­шие воз­мож­но­сти для са­мо­стоя­тель­но­го ре­ше­ния че­ло­ве­ком сво­их про­блем. На­до от­дать долж­ное на­уч­ной пси­хо­ло­гии — эта нау­ка до­воль­но мо­ло­да по от­но­ше­нию к эм­пи­ри­че­ской пси­хо­ло­гии, но она, с од­ной сто­ро­ны, са­ма очень рез­во раз­ви­ва­ет­ся, а с дру­гой сто­ро­ны, она за по­след­ние 80—90 лет пе­ре­мо­ло­ти­ла ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во ма­те­риа­ла из эм­пи­ри­че­ской пси­хо­ло­гии и вы­ра­бо­та­ла до­воль­но раз­но­об­раз­ный ин­ст­ру­мен­та­рий.

К со­жа­ле­нию, у со­циу­ма по­ка нет та­кой по­треб­но­сти — спо­соб­ст­во­вать рас­про­стра­не­нию зна­ний, пред­на­зна­чен­ных для об­ще­ния че­ло­ве­ка с са­мим со­бой, по­то­му что та са­мая зна­ме­ни­тая цен­ность — «Я как Мы» — за­сло­ня­ет та­кую цен­ность, как пер­со­наль­ный че­ло­век. И по­это­му все­гда есть на­пря­же­ние!..

А по­го­во­рить?

Был у ме­ня пе­ри­од в жиз­ни, ко­гда я при­ня­ла соз­на­тель­ное ре­ше­ние пе­ре­чи­тать не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во «дам­ских ро­ма­нов». И за­ня­лась этим впол­не об­стоя­тель­но. Вы­яс­ни­ла, кто из ав­то­ров наи­бо­лее по­пу­ля­рен, ка­кие их про­из­ве­де­ния счи­та­ют­ся луч­ши­ми, при­чем как сре­ди на­ших ав­то­ров, так и сре­ди аме­ри­кан­ских и ев­ро­пей­ских. Раз­де­ли­ла их на лю­бов­ные и де­тек­тив­ные — и впе­ред.

Долж­на при­знать, что на­дое­ло бы­ст­ро, го­раз­до бы­ст­рее, чем за­кон­чи­лась на­ку­п­лен­ная ку­ча этих книг, прав­да, толь­ко лю­бов­ных. Де­тек­тив­ные не­сколь­ких осо­бо по­лю­бив­ших­ся на­ших ав­то­ров по­чи­ты­ваю в сво­бод­ное вре­мя и сей­час. Но суть не в этом. Ко­неч­но, сре­ди всех этих книг есть напи­сан­ные та­лант­ли­во, есть про­сто про­фес­сио­наль­но, есть и со­всем не­чи­тае­мые, но раз­бор этих ка­честв и свойств — де­ло ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки. Ме­ня сам фе­но­мен за­ин­те­ре­со­вал.

Толь­ко ле­ни­вый не ру­га­ет «дам­скую ли­те­ра­туру», толь­ко ле­ни­вый не на­хо­дит по­во­да для под­ко­лок и на­сме­шек не толь­ко над ав­то­ра­ми, но и над чи­та­тель­ни­ца­ми. Ну, и что? Под дав­ле­ни­ем об­ще­ст­вен­но­го мне­ния лю­ди сму­ща­ют­ся, ино­гда да­же стес­ня­ют­ся ска­зать, что чи­та­ли эту ли­те­ра­ту­ру, но со­про­тив­ля­ют­ся со­ци­аль­но­му дав­ле­нию, и чи­та­ют, и пла­чут, и пе­ре­жи­ва­ют. В чем де­ло-то? Что там есть та­кое в этих то­ми­ках, на­пе­ча­тан­ных для де­ше­виз­ны на пло­хой бу­ма­ге и раз­ва­ли­ваю­щих­ся в ру­ках еще на по­ло­ви­не? Эда­кие од­но­ра­зо­вые книж­ки для мет­ро, пу­те­ше­ст­вий или оди­но­ко­го сво­бод­но­го ве­че­ра. Что они там ищут и, оче­вид­но, на­хо­дят?

И тут по­сле на­ших бе­сед до ме­ня дош­ло — они чи­та­ют про от­но­ше­ния. Не про стра­ст­ные объ­ятия и не про фи­зи­че­ское на­сла­ж­де­ние. Они на­хо­дят там опи­са­ние то­го, что им не хва­та­ет боль­ше всего. Опи­са­ние кра­си­вых и га­ран­ти­ро­ван­ных (с обя­за­тель­но сча­ст­ли­вым кон­цом) от­но­ше­ний. По­ни­ма­ешь, лю­дям, ко­неч­но, на­сла­ж­де­ние не­об­хо­ди­мо, но без от­но­ше­ний оно вряд ли по­ка­жет­ся им пол­ным. Шут­ка, ко­неч­но, но ка­кая всем по­нят­ная: а по­го­во­рить?

Ты за­ме­ти­ла, что по­ка мы раз­би­ра­лись в струк­тур­ных осо­бен­но­стях сек­са, то по до­ро­ге вы­яс­ни­ли за­ме­ча­тель­ную вещь: ока­зы­ва­ет­ся, секс — это со­всем не пло­хо, а очень да­же хо­ро­шо, про­сто и по­нят­но. И ес­ли бы че­ло­век го­во­рил толь­ко об этом, то на этом бы и за­кон­чи­лось.

Но, на­по­ми­наю, че­ло­век не толь­ко био­ло­ги­че­ское су­ще­ст­во, он еще и су­ще­ст­во со­ци­аль­ное, он при­над­ле­жит к со­ци­аль­ной при­ро­де. Я на­зы­ваю это при­ро­дой по­то­му, что со­ци­аль­ная жизнь че­ло­ве­ка под­чи­ня­ет­ся так­же не­за­ви­ся­щим от не­го са­мо­го за­ко­нам, как и в слу­чае с жиз­нью био­ло­ги­че­ско­го су­ще­ст­ва. Мы го­во­ри­ли, что со­ци­ум ис­поль­зу­ет секс как сти­мул. Да­вай по­смот­рим, что про­ис­хо­дит с са­мим сек­сом, имен­но по­то­му, что че­ло­век еще об­ла­да­ет и со­ци­аль­ной при­ро­дой.

Итак, в ос­но­ве сек­су­аль­но­го вле­че­ния био­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие, са­мо­удов­ле­тво­ре­ние. Мо­жет ли че­ло­век ог­ра­ни­чить­ся толь­ко этим? Нет, не мо­жет. В этом его ос­нов­ная бе­да.

Не мо­жет, по­то­му что фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие как та­ко­вое ока­зы­ва­ет­ся че­ло­ве­ку недос­та­точ­ным. Про­бле­мы че­ло­ве­ка в этом месте на­чи­на­ют­ся с то­го, что, ока­зы­ва­ет­ся, ему не­до­ста­точ­но фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия.

А я о чем го­во­рю?

Ис­хо­дя из со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ку к био­ло­ги­че­ско­му удо­воль­ст­вию нуж­но при­со­во­ку­пить еще и пси­хо­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие.Пси­хо­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие — это удо­воль­ст­вие, по­лу­чае­мое от пе­ре­жи­ва­ния. Зна­чит, че­ло­век хо­чет от сек­са, кро­ме фи­зи­че­ско­го удо­воль­ст­вия, еще и при­ят­ных по­зи­тив­ных пе­ре­жи­ва­ний, а со­дер­жа­ние пе­ре­жи­ва­ния у че­ло­ве­ка за­ви­сит от лю­дей, так как он из них сде­лан. По­это­му секс на уров­не со­ци­аль­ной при­ро­ды оз­на­ча­ет пси­хо­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние плюс удов­ле­тво­ре­ние дру­го­го по­то­му, что для по­лу­че­ния по­ло­жи­тель­но­го пе­ре­жи­ва­ния мы долж­ны ка­ким-ни­будь об­ра­зом по­лу­чить от дру­го­го че­ло­ве­ка ин­фор­ма­цию о том, что он то­же до­во­лен, что ему хо­ро­шо. Та­ким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет секс как про­бле­ма об­ще­ния.

По­это­му по­лу­чить фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие и са­мо­удов­ле­тво­ре­ние — про­сто, а вот со­еди­нить это еще и с пси­хо­ло­ги­че­ским удо­воль­ст­ви­ем, и с удо­воль­ст­ви­ем от удов­ле­тво­ре­ния дру­го­го че­ло­ве­ка — это уже про­бле­ма. Глав­ная слож­ность за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век не вла­де­ет ме­ха­низ­ма­ми по­лу­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия. Нет та­ко­го цен­тра в го­ло­ве. Нет фи­зио­ло­ги­че­ско­го цен­тра по­лу­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия.

Про фи­зи­че­ские удо­воль­ст­вия мы зна­ем: да, та­кие цен­тры есть. Про­стей­ший при­мер — она­низм, мас­тур­ба­ция. Сра­ба­ты­ва­ет этот ме­ха­низм, вклю­ча­ют­ся цен­тры по­лу­че­ния фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия — все в по­ряд­ке! А что на­до че­сать или мас­си­ро­вать для по­лу­че­ния пси­хо­ло­гиче­ско­го удо­воль­ст­вия — это­го не зна­ет ни­кто. У ду­ши нет фи­зи­че­ских ор­га­нов. Но все зна­ют, что ее со­стоя­ние за­ви­сит от дру­го­го. По­это­му, даже она­ни­руя или мас­тур­би­руя, че­ло­век вы­зы­ва­ет об­раз дру­го­го че­ло­ве­ка, и в этом ас­пек­те она­низм и мас­тур­ба­ция мо­гут стать вред­ны­ми, по­то­му что пе­ре­гру­жа­ет­ся нерв­ная сис­те­ма. Та­ким об­ра­зом, в сек­се, как на лак­му­со­вой бу­мажке, от­ра­жа­ет­ся двой­ст­вен­ность че­ло­ве­че­ской при­ро­ды.

Че­ло­век — два­ж­ды при­род­ное яв­ле­ние: как био­ло­ги­че­ское су­ще­ст­во и как со­ци­аль­ное су­ще­ст­во. Вспом­ни, мы го­во­ри­ли, что со­ци­ум ис­поль­зу­ет фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие как сти­мул, как пря­ник в сво­ей сис­те­ме управ­ле­ния кну­та и пря­ни­ка. Для этой це­ли изо­бре­те­ны мно­гие това­ры.

На про­тя­же­нии дли­тель­но­го пе­рио­да вре­ме­ни ос­нов­ным но­си­те­лем то­ва­ра счи­та­лась жен­щи­на, но, ло­ги­че­ски рас­су­ж­дая, точ­но та­ким же но­си­те­лем то­ва­ра яв­ля­ет­ся муж­чи­на, по­сколь­ку как жен­щи­на без муж­чи­ны не мо­жет, так и муж­чи­на без жен­щи­ны.

Это не мо­жет не ра­до­вать. Вот еще один оча­жок рав­но­пра­вия об­на­ру­жи­ли.

Здесь и на­чи­на­ет­ся сек­су­аль­ная про­бле­ма­ти­ка. Мы го­во­ри­ли с ва­ми, что есть один хо­ро­ший ре­цепт — ре­зо­нанс жи­во­го с жи­вым. Зна­чит, и здесь дол­жен быть та­ко­го же ро­да ре­цепт — пси­хо­ло­ги­че­ский ре­зо­нанс. А пси­хо­ло­ги­че­ский ре­зо­нанс — это уже влюб­лен­ность, а влюб­лен­ность — это уже опас­но, по­то­му что пред­по­ла­га­ет не­ко­торую за­ви­си­мость. И как раз в рас­тяж­ке ме­ж­ду же­ла­ни­ем по­лу­чить сто­про­цент­ное удо­воль­ст­вие и стра­хом за­ви­си­мо­сти ук­ла­ды­ва­ет­ся вся про­бле­ма­ти­ка, на­кру­чен­ная во­круг сек­са.

Вот по­че­му до сих пор ак­ту­аль­на про­бле­ма плат­но­го сек­са, вот по­че­му в плат­ном сек­се ва­жен не сам фи­зио­ло­ги­че­ский ас­пект. Пла­тят не за это. Пла­тят за ис­пол­не­ние ожи­да­ний в об­лас­ти от­но­ше­ний с дру­гим. В пуб­лич­ном до­ме — это глав­ная ра­бо­та про­сти­тут­ки. Но все рав­но это сур­ро­гат, а раз сур­ро­гат, то тре­бу­ет­ся все боль­ше и боль­ше внеш­не­го сти­му­ла, а по­том — нар­ко­ти­че­ская за­ви­си­мость вплоть до са­мо­раз­ру­ше­ния.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.