Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 9 страница



Как хо­ро­шо, что ты от­сту­пил от пре­дель­ных воз­мож­но­стей и сам со­гла­сил­ся, что эти от­но­шения мож­но на­звать лю­бо­вью. Да и что это, если не лю­бовь? Та са­мая, о ко­то­рой так меч­тают лю­ди.

Ты же сам уже го­во­рил в на­ших бе­се­дах, что че­ло­ве­че­ский ас­пект люб­ви — это вни­ма­ние, вни­ма­ние к дру­го­му. Но еще боль­ше я ра­да, что ты от­сту­пил еще от од­но­го сво­его «прин­ци­па». Это же не про­сто рас­сказ об од­ном из ас­пек­тов люб­ви че­ло­ве­че­ской. Это рас­сказ о том, как ее по­стро­ить, что де­лать, что­бы она про­рос­ла, рас­цве­ла и ок­ре­п­ла. Это ре­цепт. Это очень под­роб­ный и вы­пол­ни­мый ре­цепт для всех, кто хо­чет люб­ви и го­тов ра­ди это­го что-то де­лать, а не ждет, что сва­лит­ся она на го­ло­ву, как снег в де­каб­ре на на­ших ком­му­наль­щи­ков, к их пол­ной не­ожи­дан­но­сти. Ну, в та­ком слу­чае оно так и бу­дет, как со снегом. Ка­ра­ул и ка­та­ст­ро­фа. Но для то­го, кто ждет и дела­ет, — это по­да­рок. Это же от­но­ше­ния!

Влюб­лен­ность…

Да, мож­но ид­ти та­кой до­ро­гой, а мож­но сде­лать еще один шаг. И этот шаг влюб­лен­ность. Влюб­лен­ность — это уже за­ча­ток люб­ви, воз­мож­но, по­то­му на ка­кое-то вре­мя воз­ни­ка­ет изби­ра­тель­ное от­но­ше­ние к оп­ре­де­лен­но­му, кон­крет­но­му че­ло­ве­ку, но в от­ли­чие от при­вя­зан­но­сти, где это со­вер­шен­но не обя­за­тель­но, ок­ра­шен­ное в сек­су­аль­ные то­на. Он ста­но­вит­ся хоть на ко­рот­кое вре­мя для вас важ­нее, чем вы са­ми. И это то­же рос­ток жи­во­го. По­то­му что влюб­лен­ность да­ет воз­мож­ность со­еди­нить в се­бе са­мом фи­зио­ло­гию и куль­ту­ру. То есть оче­ло­ве­чить то, что, без­ус­лов­но, при­над­ле­жит био­ло­ги­че­ской при­ро­де. Ины­ми сло­ва­ми, при­дать это­му но­вое ка­че­ст­во, ко­гда фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие и пси­хо­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие со­еди­ня­ют­ся и по­ро­ж­да­ют не­что третье — жи­вое, тре­пет­ное, то, что де­ла­ет че­ло­ве­ка чуть-чуть ра­до­ст­нее, чуть-чуть сча­ст­ли­вее, бо­лее твор­че­ским.

Так по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность от­крыть в се­бе спо­соб­ность к твор­че­ст­ву в от­но­ше­ни­ях. Ко­гда че­ло­век на­ко­нец от­кры­ва­ет в се­бе ра­дость тво­рить от­но­ше­ния, то­гда и на­чи­на­ет­ся его путь к са­мо­му се­бе. Че­ло­век без твор­че­ст­ва в жиз­ни — это не­жи­вой че­ло­век, это функ­ция со­ци­аль­но­го ме­ха­низ­ма. Ко­гда-то один муж­чи­на ска­зал: «Я же хо­чу рас­сла­бить­ся, от­дох­нуть с жен­щи­ной, а она толь­ко экс­плуа­ти­ру­ет мое те­ло». Я по­нял, что чувств ме­ж­ду ни­ми ни­ка­ких нет: же­не хо­чет­ся — муж вы­пол­ня­ет свои обя­зан­но­сти… Жен­щи­ны тоже та­кие бы­ва­ют. Я ему пред­ло­жил ус­та­но­вить пла­ту за ка­ж­дый раз: «Экс­плуа­ти­ру­ешь? Лад­но, я про­сти­тут — пла­ти мне». Ин­те­рес­но у них все по­том про­ис­хо­ди­ло…

Я ви­жу прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие в са­мом смыс­ле по­ис­ка пу­тей к люб­ви, ко­то­рый пред­ла­га­ешь ты, и тех смы­слов, ко­то­ры­ми обыч­но дви­жи­мы лю­ди.

Ты го­во­ришь о том, что стрем­ле­ние об­рес­ти лю­бовь и до­ро­га к ней че­рез при­вя­зан­ность и влюб­лен­ность — это пре­ж­де все­го путь че­ло­ве­ка к се­бе и к сво­бо­де. И то­гда по­лу­ча­ет­ся, что иду­щий к сво­бо­де че­рез лю­бовь — че­ло­век, он вы­би­ра­ет быть не один, а ря­дом, вме­сте с тем, ко­го он лю­бит от из­быт­ка, от ра­до­сти, по­то­му что он так ре­шил. Хо­тя ес­ли при­нять твою по­зи­цию, а она очень убе­ди­тель­на и вме­сте с тем кра­си­ва, то он не мо­жет не ви­деть, что его вы­бор быть с кем-то обя­жет его к внут­рен­ним уси­ли­ям и тру­дам ду­шев­ным.

Лю­ди же тра­ди­ци­он­но, и ты на­чал с это­го весь раз­го­вор, при­вык­ли на­де­ять­ся на лю­бовь, как на вол­шеб­ную па­лоч­ку. И имен­но по­то­му, что в на­стоя­щей жиз­ни так не про­ис­хо­дит, они злят­ся, раз­дра­жа­ют­ся и об­ви­ня­ют друг дру­га в не­со­вер­шен­ст­ве.

Ес­ли вник­нуть в эти об­ви­не­ния и пре­тен­зии, то, по су­ти, жен­щи­ны по­сто­ян­но об­ви­ня­ют муж­чин в том, что они не бо­ги. А долж­ны бы ими быть. Муж­чи­ны со­от­вет­ст­вен­но об­ви­ня­ют жен­щин в том, что они не бо­ги­ни, а пре­тен­ду­ют.

По­зволь я про­ци­ти­рую один твой дав­ний текст.

«Жен­щи­на не на­хо­дит сча­стья в люб­ви, не узрев в муж­чи­не бо­га.

Муж­чи­на не на­хо­дит сча­стья в люб­ви, не узнав в жен­щи­не бо­ги­ню.

Ина­че, муж­чи­на не в со­стоя­нии оду­хо­тво­рить те­ло жен­щи­ны, а жен­щи­на не в со­стоя­нии оду­хо­тво­рить лич­ность муж­чи­ны».

Ты же са­ма пре­крас­но долж­на по­ни­мать: узреть и тре­бо­вать — это, как го­во­рит­ся, «две боль­шие раз­ни­цы». Итак, ве­хи на пу­ти к люб­ви — при­вя­зан­ность и влюб­лен­ность. Вот путь к то­му, что­бы поя­ви­лись близ­кие лю­ди. Да, ко­неч­но, это то­же «Мы», но ка­че­ст­вен­но иное. По­че­му? По­то­му что оно соз­да­ет­ся ка­ж­дый раз, в ка­ж­дый мо­мент за­но­во. Это «Мы» не кон­вен­цио­наль­ное. Оно жи­вое, тре­пет­ное, ко­то­рое в лю­бой мо­мент мо­жет уме­реть, ес­ли его не под­дер­жи­вать вни­ма­ни­ем и твор­че­ст­вом.

То есть лю­ди тра­ди­ци­он­но ищут внеш­нее «Мы». Се­мья, дру­зья, род­ст­вен­ни­ки. Лю­ди ищут за­щи­ты. И удач­ны­ми или не­удач­ны­ми ощу­ща­ют свои от­но­ше­ния в за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко за­щи­щен­ны­ми они се­бя чув­ст­ву­ют. А ты го­во­ришь о внут­рен­нем. Так это же уже не со­всем «Мы», это уже часть ме­ня са­мой, это прак­ти­че­ски «Я».

Сня­тие дис­тан­ции

Ко­гда по­яв­ля­ет­ся та­кое внут­рен­нее «Мы», ко­гда при­хо­дит ощу­ще­ние то­го, что же это зна­чит — впус­тить в се­бя, в свой внут­рен­ний мир близ­ко­го че­ло­ве­ка — это и есть шаг на­встре­чу се­бе. Это и есть сня­тие дис­тан­ции.Ко­гда хва­та­ет сме­ло­сти это сде­лать, то­гда дру­гой че­ло­век на­чи­на­ет жить у те­бя внут­ри. Не как от­пе­ча­ток па­мя­ти, а по-на­стоя­ще­му, как жи­вое су­ще­ст­во: он из­ме­ня­ет­ся, вы рас­стае­тесь, вы встре­чае­тесь…

И это сня­тие дис­тан­ции мож­но на­звать ша­гом к люб­ви. По­че­му это шаг к люб­ви? По­то­му что ес­ли су­меть од­на­ж­ды близ­ко­го че­ло­ве­ка пус­тить внутрь, то по­сте­пен­но на­чи­на­ешь чув­ст­во­вать цель­ность это­го че­ло­ве­ка. И не по­то­му, что он твой — не твой, кра­си­вый — не кра­си­вый, с уша­ми — без ушей, а по­то­му, что этот че­ло­век дей­ст­ви­тель­но, ты пра­ва, то­же стал ча­стью те­бя. Теперь ты сде­ла­на и из это­го че­ло­ве­ка. Мо­жет быть, я не очень склад­но вы­ра­жа­юсь, но по­пробуй уло­вить смысл. Впус­ти че­ло­ве­ка в се­бя, и он ста­нет ча­стью тво­ей пси­хо­ло­ги­че­ской пло­ти. И то­гда по­сте­пен­но поя­вит­ся шанс на то, что страх уй­дет.

Ес­ли дво­им уда­ет­ся прий­ти к та­ким от­но­ше­ни­ям, то­гда у них по­яв­ля­ет­ся шанс, по­то­му что кро­ме пси­хо­ло­ги­че­ско­го, фи­зио­ло­ги­че­ско­го воз­ни­ка­ет еще и ду­хов­ное. Воз­ни­ка­ет за­ча­ток пере­жи­ва­ния, за­ро­дыш то­го, что по­том мо­жет вы­рас­ти в пе­ре­жи­ва­ние «по­знай се­бя как часть ми­ра и мир как часть се­бя». Че­рез это мож­но на­чать учить­ся люб­ви. И мо­жет быть, ко­гда-ни­будь от­кро­ет­ся та са­мая лю­бовь, ко­то­рая име­ну­ет­ся боже­ст­вен­ной.

Не «мой», а «со мной»

Я опять про свое. Лю­ди сде­ла­ны по-дру­го­му, мож­но ска­зать, за­про­грам­ми­ро­ва­ны по-дру­го­му, мож­но ска­зать, по-дру­го­му вос­пи­та­ны. Как ко­му боль­ше нра­вит­ся, но суть от это­го не из­ме­нит­ся. Они в люб­ви ищут не се­бя, они ищут то­го, кто им бу­дет при­над­ле­жать. Ты мой! Ты моя! Она моя! Он мой! Раз­ве те­бе не зна­ком этот реф­рен лю­бов­ной идил­лии? А раз так, то где дверь, где ключ к той две­ри, за ко­то­рой на­чи­на­ет­ся путь от че­ло­ве­ка боя­ще­го­ся к че­ло­ве­ку сво­бод­но­му?

Ключ толь­ко в од­ном: че­ло­век не мо­жет быть чьим-то, че­ло­век мо­жет быть с кем-то. От­но­сясь сверх­цен­но­ст­но к се­бе са­мо­му не­по­знан­но­му и под­пус­тив к се­бе че­ло­ве­ка на ко­рот­кую дис­тан­цию, лю­ди на­чи­на­ют дер­гать­ся по по­во­ду его воз­мож­но­го ухо­да, ис­чез­но­ве­ния. На­чи­на­ет сра­ба­ты­вать то са­мое: «мое», «мой че­ло­век». И это чув­ст­во соб­ст­вен­но­сти на че­ло­ве­ка по­рож­да­ет па­то­ло­ги­че­скую рев­ность. То, что я рас­ска­зы­ваю, не от­ме­нит рев­ность.

Но рев­ность бы­ва­ет здо­ро­вая, как сти­мул к твор­че­ст­ву, ко­гда я, ви­дя, что мой близ­кий че­ло­век ин­те­ре­сен дру­гим лю­дям, хо­чу быть ин­те­рес­ным, как все они вме­сте взя­тые. То­гда у ме­ня есть сти­мул раз­ви­вать­ся, ста­но­вить­ся мно­го­об­раз­ным, брать луч­шее от всех лю­дей, ко­то­рые реа­ги­ру­ют на мое­го лю­би­мо­го че­ло­ве­ка, и та­ким об­ра­зом пы­тать­ся за­ме­нить ему всех лю­дей. Но на­пря­гая при этом се­бя, а не близ­ко­го че­ло­ве­ка. Но ес­ли вдруг рев­ность ста­но­вит­ся па­то­ло­ги­че­ской, то это про­яв­ле­ние чув­ст­ва соб­ст­вен­но­сти.

По­вто­ряю: че­ло­век не мо­жет быть чей-то, че­ло­век мо­жет быть с кем-то. Ни­кто не мо­жет и не хо­чет пред­ста­вить се­бя в ка­че­ст­ве чьей-то соб­ст­вен­но­сти, но боль­шин­ст­во очень лег­ко пред­став­ля­ет дру­го­го в ка­че­ст­ве сво­ей соб­ст­вен­но­сти. Вот он — пси­хо­ло­ги­че­ский нон­сенс! Спра­ши­ва­ешь: «Вот ты, на­при­мер, мо­жешь нор­маль­но при­нять си­туа­цию, в ко­то­рой ты бу­дешь ощу­щать се­бя чьей-то соб­ст­вен­но­стью?» — «Нет!» — «А ты мо­жешь при­нять си­туа­цию, в ко­то­рой кто-то будет тво­ей соб­ст­вен­но­стью?» — «Да, впол­не». Се­бя — нет, дру­го­го — по­жа­луй­ста. А вы го­во­рите — «лю­бовь». До люб­ви еще до­ра­сти на­до.

От­ку­да же в нас этот вы­вих? От­ку­да в нор­маль­ном че­ло­ве­ке та­кой вы­вих, что дру­го­го че­ло­ве­ка он мо­жет вос­при­ни­мать как соб­ст­вен­ность? Со­ци­аль­ные ма­ши­ны лег­ко го­во­рят: ты при­над­ле­жишь на­ро­ду, ты при­над­ле­жишь Ро­ди­не, ты при­над­ле­жишь го­су­дар­ст­ву, ты при­над­ле­жишь се­мье. Для со­ци­аль­но­го ме­ха­низ­ма это ес­те­ст­венно. Ме­ха­ни­че­ский че­ло­век, бу­ду­чи функ­ци­ей от этой ма­ши­ны, так же спо­кой­но го­во­рит: ты при­над­ле­жишь мне.

«Я люб­лю всех вас, дру­зья мои. Ина­че че­го бы ра­ди я стал во­зить­ся с ва­ми. А ес­ли уж люб­лю, то все бу­дет пре­ле­ст­но. И все мы по­сле дол­гих забот и му­че­ний бу­дем сча­ст­ли­вы, очень сча­стли­вы, на­ко­нец!» — как го­во­рил Лан­це­лот в фи­на­ле пье­сы Е. Швар­ца «Дра­кон».

Бор­мо­та­ния, про­дик­то­ван­ные био­ло­ги­че­ской или со­ци­аль­ной при­ро­дой, к люб­ви не ве­дут. Если че­ло­век не пе­ре­жил, что у не­го есть еще и тре­тья — ду­хов­ная — при­ро­да, шан­сов у не­го прак­ти­че­ски нет. Толь­ко из пе­ре­жи­ва­ния сво­ей ду­хов­ной при­ро­ды и по­яв­ля­ет­ся то, что на­зы­ва­ет­ся Чело­век, он оче­ло­ве­чи­ва­ет в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни свои от­но­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми и тем са­мым спо­соб­ст­ву­ет ро­ж­де­нию (про­бу­ж­дению) дру­гих лю­дей.

Я ис­крен­не же­лаю ка­ж­до­му про­де­лать этот путь от при­вя­зан­но­сти до ощу­ще­ния ды­ха­ния люб­ви. То­гда за­бу­дут­ся все сек­су­аль­ные про­блемы. То­гда слу­чит­ся чу­до и двое всту­пят в сек­су­аль­ный кон­такт как лю­ди: те­лом, ду­шой и ду­хом сво­им. Да­же ес­ли это про­длит­ся мгно­ве­ние и уй­дет. Это ос­та­нет­ся в че­ло­ве­ке и на­все­гда из­ме­нит его. А стук двух кон­серв­ных ба­нок друг о дру­га не уто­лит жа­ж­ду люб­ви. Хоть под нар­ко­зом, хоть под гип­но­зом, хоть под нар­ко­ти­ком, хоть по­сле бу­тыл­ки — не уто­лит. Ду­ша ну­ж­да­ет­ся в люб­ви!

Я со­глас­на, да и кто не со­гла­сен. Ду­ша ну­ж­да­ет­ся в люб­ви, и дви­жи­мые этой ну­ж­дой муж­чи­ны и жен­щи­ны вы­хо­дят в мир, и ог­ля­ды­ва­ют­ся, и ищут, и ждут. И что са­мое уди­ви­тель­ное, на­хо­дят или ду­ма­ют, что на­хо­дят. О том, что они на­хо­дят, что на­зы­ва­ют этим сло­вом и что в дей­ст­ви­тель­но­сти ищут, ко­гда ут­вер­жда­ют, что ищут люб­ви, мы толь­ко что го­во­ри­ли.

Мы вы­яс­ни­ли, что они дви­жи­мы по­треб­но­стью в про­дол­же­нии ро­да, они дви­жи­мы по­треб­но­стью в эмо­цио­наль­ном кон­так­те, они дви­жи­мы мас­сой со­ци­аль­ных про­грамм, но, ко­гда их ох­ва­ты­ва­ет душев­ное смя­те­ние или бур­ля­щая кровь за­став­ляет со­вер­шать ино­гда са­мые не­ожи­дан­ные по­ступ­ки, они об этом не ду­ма­ют или не пом­нят.

Не­мно­го ро­ман­тиз­ма

Вся на­пря­жен­ность и слож­ность взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, все по­пыт­ки по­нять друг дру­га, за­вое­вать тер­ри­то­рию друг дру­га или до­го­во­рить­ся, все по­пыт­ки по­бе­дить и да­же ста­ра­ния ино­гда про­иг­рать пре­ж­де все­го свя­за­ны с раз­ли­чия­ми ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, ко­то­рые не раз мы здесь с раз­ных сто­рон об­су­ж­да­ли. А так как мы вы­яс­ни­ли, что раз­ли­чия эти ле­жат в са­мой ос­но­ве био­ло­ги­че­ской и пси­хи­че­ской при­ро­ды муж­чин и жен­щин, то иг­но­ри­ро­вать их не­воз­мож­но.

Жен­щи­ны в ос­но­ве сво­ей пре­ж­де все­го су­ще­ст­ва при­род­ные, а муж­чи­ны пре­ж­де все­го суще­ст­ва со­ци­аль­ные. С этой по­зи­ции пе­ре­ход от мат­ри­ар­ха­та к пат­ри­ар­ха­ту и за­сви­де­тель­ст­вовал по­бе­ду со­ци­аль­ной жиз­ни че­ло­ве­ка над при­род­ной. А по­се­му бо­ять­ся, что гря­дет но­вый мат­ри­ар­хат, или на­де­ять­ся на его воз­вра­ще­ние со­вер­шен­но бес­смыс­лен­но. Про­сто в про­цес­се услож­не­ния со­вме­ст­но­го про­жи­ва­ния лю­дей по­тре­бо­ва­лись пра­ви­ла, до­го­во­ры, обя­за­тель­ст­ва, и они ста­но­ви­лись все слож­нее, пре­вра­ща­ясь в за­ко­ны и кон­вен­ции.

Муж­чи­ны — бо­ги

Муж­чи­ны, сле­дуя сво­ей при­ро­де, строи­ли, строи­ли и на­ко­нец по­строи­ли слож­ный со­ци­аль­ный мир, ог­нем и ме­чом, до­го­во­ра­ми и хит­ро­стью соз­да­вая та­кую кон­ст­рук­цию, ко­то­рая от­ра­жа­ла бы пра­ви­ла со­вме­ст­но­го про­жи­ва­ния на пла­не­те как от­дель­ных лю­дей, так и це­лых го­су­дарств, до­би­ва­ясь, что­бы эти пра­ви­ла так или ина­че уст­раи­ва­ли боль­шин­ст­во.

Муж­чи­на на­ко­нец за­нял имен­но то ме­сто, на ко­то­ром и ви­дит его жен­щи­на в этом клас­сиче­ском тре­уголь­ни­ке: муж­чи­на — жен­щи­на — мир.

Мир хао­ти­чен, не­из­ве­дан и пу­га­ющ, жен­щина са­ма — во­пло­ще­ние хао­са, как ей на­еди­не с ми­ром ос­тать­ся? Она бо­ит­ся ми­ра и бо­ит­ся себя и по­это­му, ин­стинк­тив­но чув­ст­вуя за­ло­жен­ную в муж­скую при­ро­ду спо­соб­ность ор­га­ни­зо­вать, а сле­до­ва­тель­но, хра­нить и за­щи­щать, ста­вит его ме­ж­ду со­бой и ми­ром. Она, ко­неч­но, в ре­зуль­та­те это­го те­ря­ет воз­мож­ность не­по­сред­ст­вен­но этот мир слы­шать, но — это це­на безо­пас­но­сти.

И ко­гда муж­чи­на ока­зал­ся ме­ж­ду жен­щи­ной и ми­ром, то ес­те­ст­вен­ным след­ст­ви­ем та­кой по­зи­ции был пе­ре­нос на муж­чи­ну всех боже­ст­венных функ­ций. Это же от­ра­зи­лось и в том, что при пе­ре­хо­де от мно­го­бо­жия к еди­но­бо­жию бог — все­гда муж­чи­на. Жен­щи­ны-бо­ги­ни ис­чез­ли из пан­те­о­на бо­гов в тот мо­мент, ко­гда лю­ди пе­ре­ста­ли обо­же­ст­в­лять при­ро­ду и при­род­ные яв­ле­ния. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся, что в са­мой ос­но­ве, в серд­це­ви­не всех от­но­ше­ний у жен­щин ле­жит от­но­ше­ние к муж­чи­не как к богу.

— Ка­кой ста­тус! Ка­кие пра­ва!

— А ка­кие обя­зан­но­сти!

Так и на­ча­лось. Об­ре­тя в муж­чи­не «бо­га», жен­щи­ны, ес­те­ст­вен­но, сра­зу пе­ре­шли к тре­бо­ва­ни­ям: ес­ли ты бог, то со­от­вет­ст­вуй. Тво­ри, за­щи­щай, ох­ра­няй, до­бы­вай, вы­страи­вай, лю­би и бе­ре­ги. Вспом­ни­те ро­ман­ти­че­ские сказ­ки. Ко­го ждет прин­цес­са? Прин­ца на бе­лом ко­не, ры­ца­ря в свер­каю­щих дос­пе­хах, ос­во­бо­ди­те­ля на се­ром вол­ке. И да­же ес­ли не­ча­ян­но на­ты­ка­ет­ся на ни­ще­го, на чу­до­ви­ще, в ре­зуль­та­те вся­ких пе­ри­пе­тий, ее при­род­но­го под­хо­да, ее ве­ры он пре­вра­ща­ет­ся из чу­до­ви­ща в прин­ца, ни­щий ока­зы­ва­ет­ся един­ст­вен­ным сы­ном ца­ря, ко­то­ро­го по спра­вед­ли­во­сти опять вер­нут в от­чий дом, и все бу­дет хо­ро­шо. Та­ким об­ра­зом, фольк­лор очень яс­но от­ра­жа­ет глу­бин­ную по­зи­цию во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях муж­чин и жен­щин.

Это с по­зи­ции жен­щин, а муж­чи­ну-то спро­си­ли? У не­го по­ин­те­ре­со­ва­лись, ему оно на­до?

«Не на­до, от­ре­ки­тесь!» Что-то я не слы­ша­ла об от­ре­че­нии муж­чи­ны от сво­их, «дан­ных ему по пра­ву ро­ж­де­ния» прав. Про от­ре­че­ние цар­ст­вую­щих особ от пре­сто­ла — слы­ша­ла, а вот про та­кое от­ре­че­ние — ни­ко­гда.

Жен­щи­на ждет в со­от­вет­ст­вии с про­грам­мой ну ес­ли уж не бо­га, то ца­ря, а ес­ли не ца­ря, то хо­тя бы прин­ца-на­след­ни­ка на бе­лом ко­не, ко­торый все это сде­ла­ет, из баш­ни вы­зво­лит, от Кощея спа­сет, из хру­сталь­но­го гро­ба по­це­лу­ем под­ни­мет. И до сих пор в труд­ную ми­ну­ту, в экс­тре­маль­ной си­туа­ции жен­щи­ны обо­ра­чи­ва­ют­ся на муж­чин в ожи­да­нии, что они при­мут ре­ше­ние и сде­ла­ют что-ни­будь. «Сде­лай­те же что-ни­будь!» Сде­лай­те что-ни­будь, что­бы мир стал безо­пас­нее, сде­лай­те что-ни­будь, что­бы не бы­ло страш­но, сде­лай­те что-ни­будь, что­бы бы­ла сво­бо­да от вы­жи­ва­ния для жиз­ни. Сде­лай­те что-ни­будь.

Кра­си­вая сказ­ка. Они, жен­щи­ны, толь­ко то­гда это­го ждут, ко­гда уже со­всем при­жмет, ко­гда са­ми се­бя в та­кой угол за­го­нят, где толь­ко и ос­та­ет­ся «ка­ра­ул!» кри­чать, а по­ка до это­го мес­та не до­бе­рут­ся, то все-то они са­ми мо­гут, все са­ми уме­ют. И во­об­ще от нас, муж­чин, од­но бес­по­кой­ст­во и хло­по­ты.

Ну, хо­ро­шо. Жен­щи­на ждет от муж­чи­ны, что он при­кро­ет ее от ми­ра. Это в фун­да­мен­те. Все ссо­ры, спо­ры и пре­тен­зии — это по­том, и мы к ним еще вер­нем­ся. А муж­чи­ны? Что в ос­но­ве, в глу­би­не по­зи­ции?

Жен­щи­ны — бо­ги­ни

Тут все то­же дос­та­точ­но про­сто, как все, что в пер­во­при­чи­не. Пу­та­ни­ца и так лю­би­мые все­ми слож­но­сти обыч­но на­чи­на­ют­ся на уров­не след­ст­вий. Муж­чи­на, ока­зав­шись на краю, на ост­рие и по­сто­ян­но в зо­не рис­ка, об­ра­ща­ет­ся к жен­щи­не в по­ис­ках ма­те­ри. В пер­вую оче­редь жен­щи­на для не­го — это все­гда мать. Дом, те­п­ло, ме­сто, ку­да мож­но при­полз­ти в лю­бом ви­де и от­дох­нуть в безо­пас­но­сти от тру­дов пра­вед­ных и не очень.

Это же по­ка ро­ман­ти­че­ская со­став­ляю­щая от­но­ше­ний этих двух ми­ров. Муж­ско­го и жен­ско­го. Чис­тая, еще не за­мут­нен­ная дол­гой ис­то­ри­ей вой­ны, борь­бы и не­со­от­вет­ст­вия по­зи­ция. Бог Тво­рец, стоя­щий ме­ж­ду хао­сом, стра­хом и жиз­нью, с од­ной сто­ро­ны, и ти­хая га­вань, где мож­но ук­рыть­ся от бурь, — с дру­гой.

На этом ро­ман­ти­че­ская часть и за­кан­чи­ва­ется.

Ну, не так ка­те­го­рич­но. Бу­дем счи­тать, что не за­кан­чи­ва­ет­ся, а ухо­дит в фон.

А на фо­не?

А на фо­не сле­дую­щие фи­гу­ры. С окон­ча­ни­ем мат­ри­ар­ха­та и по­сте­пен­ным раз­ви­ти­ем ци­ви­ли­за­ции муж­чи­ны об­на­ру­жи­ли, что жен­щи­на го­дит­ся не толь­ко для то­го, что­бы ро­жать, они по­сте­пен­но ста­ли за­ме­чать, что удо­воль­ст­вие, ко­то­рое они по­лу­ча­ют от дея­тель­но­сти, на ко­то­рую их тол­ка­ет по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да, да­ле­ко не все­гда бы­ва­ет оди­на­ко­вым. От об­ще­ния с од­ной жен­щи­ной ро­ж­да­ет­ся боль­шее чув­ст­вен­ное удо­воль­ст­вие, от об­ще­ния с дру­гой — мень­шее. Од­на боль­ше под­хо­дит на роль ма­те­ри се­мей­ст­ва и хо­зяй­ки до­ма, а дру­гая мень­ше, а са­мым глав­ным от­кры­ти­ем ока­за­лось то, что мож­но не тре­бо­вать оди­на­ко­во ка­че­ст­вен­но­го ис­пол­не­ния всех функ­ций от од­ной и той же жен­щи­ны.

Так на­чал­ся про­цесс диф­фе­рен­циа­ции.

Кро­ме ис­кон­ной и не­об­хо­ди­мой для вы­жи­вания ро­да че­ло­ве­че­ско­го функ­ции жен­щи­ны — ро­жать, вы­де­ли­лись еще две — вес­ти дом, хо­зяйни­чать и дос­тав­лять на­сла­ж­де­ние. А так как мир был уже муж­ской, а, сле­до­ва­тель­но, муж­чи­на — хо­зя­ин и ку­пец, то жен­щи­ны, как все­гда бы­ст­ро со­ри­ен­ти­ро­вав­шись в из­ме­нив­шей­ся об­ста­нов­ке, на­ча­ли со­вер­шен­ст­во­вать свой товар.

Од­ни хо­ли­ли и ле­лея­ли се­бя для то­го, что­бы про­из­во­дить на свет здо­ро­вое по­том­ст­во, и в этом ви­де­ли свою цен­ность на ба­за­ре под на­зва­ни­ем «Яр­мар­ка не­вест», дру­гие со­вер­шен­ство­ва­лись в ве­де­нии хо­зяй­ст­ва, от фер­мы до двор­ца, а тре­тьи по­сти­га­ли нау­ку дос­тав­ле­ния чув­ст­вен­ных удо­воль­ст­вий. И это бы­ло толь­ко на­ча­ло.

Ба­зар в юж­ном го­ро­де. Раз­гар тор­го­во­го дня. Жа­ра, шум, крик. Го­ры фрук­тов и ово­щей, хол­мы ар­бу­зов и дынь пря­мо на зем­ле. Во­ро­та, в ко­то­рые то и де­ло въез­жа­ют все но­вые ма­ши­ны с то­ва­ром.

Пря­мо у во­рот, на до­ро­ге, ме­шая всем, сто­ит жен­щи­на, ок­ру­жен­ная ку­чей по­ку­пок. Во­ди­те­ли, скри­пя зуба­ми, слож­но ма­нев­ри­ру­ют, ста­ра­ясь ее объ­е­хать, пока не по­па­да­ет­ся один со­вер­шен­но не­тер­пе­ли­вый. Вы­су­нув­шись из ка­би­ны, он до­воль­но сдер­жан­но (Вос­ток все-та­ки, чу­жая же­на) ры­чит: «Уй­ди с до­ро­ги! Что ты тут сто­ишь?»

Не­спеш­ный, плав­ный по­во­рот го­ло­вы и — не под­ни­мая глаз: «Муж ве­лел».

Как та­кое мог­ло слу­чить­ся?

Что, соб­ст­вен­но го­во­ря, про­изош­ло, по­ка лю­ди дви­га­лись от при­ми­тив­ных спо­со­бов взаи­мо­дей­ст­вия на за­ре че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва к вы­со­ко­раз­ви­той ци­ви­ли­за­ции се­го­дняш­не­го дня?

Муж­чи­ны уст­рои­ли мир по сво­им пра­ви­лам и по­ни­ма­нию и по до­ро­ге яв­но за­па­мя­то­ва­ли, что строи­ли его не для се­бя од­них, а для не­кое­го со­вме­ст­но­го про­жи­ва­ния и да­же при под­держ­ке и по­силь­ном уча­стии тех, с кем они жить на этой пла­не­те со­би­ра­лись. Хоть и со­вер­шен­но раз­ные, но все-та­ки «од­но­пла­не­тя­не». Пла­не­ту-то од­ну на всех вы­да­ли. В ре­зуль­та­те это­го строи­тель­ст­ва по­лу­чил­ся муж­ской мир для муж­чин.

Не по ка­ко­му-то зло­му умыс­лу, а про­сто по фак­ту то­го, что муж­чи­ны строи­ли его по сво­ему об­ра­зу, по­до­бию и ра­зу­ме­нию, то есть дос­та­точ­но про­сто и при­ми­тив­но — на пре­иму­ще­ст­ве вла­сти и си­лы. Про­сто и яс­но. И как-то не удо­су­жи­лись по­ин­те­ре­со­вать­ся, до та­кой ли сте­пе­ни сов­па­да­ют их пред­став­ле­ния о том, ка­ков дол­жен быть по­ря­док у тех, кто бу­дет с ни­ми в этом ми­ре жить, то есть у жен­щин. По­строи­ли… и час­то впол­не уют­но и ком­форт­но се­бя в нем ощу­ща­ют.

И ес­ли бы жен­щи­ны не ме­ша­ли, не зво­ни­ли по те­ле­фо­ну со­вер­шен­но не во­вре­мя, не сер­ди­лись за то, что муж­чи­ны нет до­ма, и день­ги рань­ше вре­ме­ни кон­чи­лись, и все по­ло­ма­лось и ис­пор­ти­лось, и люб­ви не хва­та­ет, ес­ли бы со все­ми эти­ми пре­тен­зия­ми не встре­ва­ли, то муж­чины, на­вер­ное, впол­не мог­ли бы по­чи­вать на лав­рах, как Гос­подь на седь­мой день тво­ре­ния. Но так как во­лею судь­бы мы жи­вем на этой пла­не­те вме­сте, а не­ко­то­рые по ча­ст­но­му до­го­во­ру да­же в од­ной квар­ти­ре, то нам при­хо­дит­ся учи­ты­вать друг дру­га. И по­сто­ян­но от­ве­чать на глав­ный смы­сло­вой во­прос — за­чем мы вме­сте?

И что, кто-ни­будь от­ве­тил?

Да от­ве­ти­ли-то мно­гие, но вся пу­та­ни­ца на­чи­на­ет­ся, ко­гда один от­ве­тит и дру­гим свой от­вет втю­хи­ва­ет. Хит­рость в том, что ис­поль­зо­ван­ные от­ве­ты не го­дят­ся, они от упот­реб­ле­ния пор­тят­ся. И ка­за­лось бы, так это яс­но. Все рвут­ся в уни­каль­ные и не­по­вто­ри­мые, все оби­жа­ют­ся, ко­гда их с дру­ги­ми пу­та­ют, от­ве­ты на са­мые жи­во­тре­пе­щу­щие во­про­сы под­со­вы­ва­ют.

По­до­ж­ди­те, по­до­ж­ди­те, да­вай­те по­ка не пе­ре­хо­дить к об­щим во­про­сам. Вот про жен­щин мы вы­яс­ни­ли, что за про­цесс на­чал про­ис­хо­дить, ко­гда мат­ри­ар­хат кон­чил­ся. А муж­чи­ны? С ни­ми-то как? В чем вы­ра­зи­лась эта бо­же­ст­вен­но-ро­ман­ти­че­ская по­зи­ция?

Как в чем? Оп­ло­до­тво­рять, кор­мить, то есть за­ра­ба­ты­вать, обес­пе­чи­вать и за­щи­щать.

Итак, ро­ли рас­пре­де­ле­ны, ос­нов­ные тре­бо­вания и ожи­да­ния обо­зна­че­ны, од­ни долж­ны это, дру­гие им за это то. Муж­чи­ны бе­рут на се­бя обя­зан­ность про­дол­жать род, обес­пе­чи­вать мать и по­том­ст­во и за­щи­щать их. Жен­щи­нам вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность ро­жать, за­бо­тить­ся о до­ме, сле­до­ва­тель­но, о де­тях и муж­чи­не и да­рить на­сла­ж­де­ние.

Вы­яс­ня­ем от­но­ше­ния

Даль­ше иг­ра, бес­ко­неч­ная иг­ра в со­от­вет­ст­вие — не­со­от­вет­ст­вие. В обыч­ной жиз­ни мы зна­ем ее под на­зва­ни­ем «вы­яс­не­ние от­но­ше­ний». Вся бе­да в том, что, хо­тя функ­ции яс­ны и жен­щи­ны, ес­ли хо­тят, точ­но зна­ют, что ждать и что тре­бо­вать от муж­чин, и муж­чи­ны, ес­ли хо­тят, точ­но зна­ют, что они хо­тят от жен­щин и за что го­то­вы пла­тить, лю­ди так уст­рое­ны, им не­чем бу­дет за­пол­нить жизнь, ес­ли все так про­сто.

И на­ча­лось! А лю­бовь? И пе­ре­ве­дя все тон­кости и слож­но­сти это­го про­цес­са в мир тор­го­во-де­неж­ных от­но­ше­ний, лю­ди с упое­ни­ем бро­си­лись во всем этом раз­би­рать­ся. Пре­тен­зии, не­до­воль­ст­во, на­ру­шен­ные обе­ща­ния, оп­рав­дан­ные ожи­да­ния. Ссо­ры, при­ми­ре­ния. Есть что де­лать!

Мы же еще и учим­ся в этой жиз­ни. И по­тен­ци­аль­ность — это еще не про­яв­лен­ность, но жизнь не да­ет пау­зы: «По­до­ж­ди­те, сей­час по­учим­ся и нач­нем жить».

Прав­да, бы­ва­ет, что лю­ди в од­ном со­че­та­нии сой­дут­ся, по­жи­вут, ду­ма­ют, что по­учи­лись, и схо­дят­ся в дру­гих со­че­та­ни­ях, на­де­ясь, что пре­ды­ду­щие уро­ки им по­мо­гут, и они, уже нау­чен­ные, сде­ла­ют сле­дую­щий шаг, но обыч­но это кон­ча­ет­ся ни­чем. (Это мо­жет ока­зать­ся вто­рым уро­ком или треть­им. Это уже во­прос сме­ло­сти или до­ми­ни­ро­ва­ния по­зна­ва­тель­но­го реф­лек­са.)

И вот на­сту­па­ет мо­мент, ко­гда жен­щи­на ви­дит, что то, что она по умол­ча­нию, са­ма то­го не по­ни­мая и не при­ду­мы­вая, а про­сто сле­дуя фун­да­мен­таль­ным за­ко­нам взаи­мо­дей­ст­вия, жда­ла от муж­чи­ны, не про­ис­хо­дит. И от кон­крет­но­го муж­чи­ны, и от ми­ра, по­стро­ен­но­го по его за­ко­нам, и в этой сис­те­ме взаи­мо­дей­ст­вий об­ра­зу­ют­ся ще­ли, пус­то­ты и про­ва­лы. Не при­кры­то, не сде­ла­но, не за­щи­ще­но. И что она де­ла­ет? Ждет, тре­бу­ет и на­чи­на­ет дей­ст­во­вать са­мо­стоя­тель­но. Сле­дуя соб­ст­вен­ной гиб­кой и те­ку­чей при­ро­де, жен­щи­на прак­ти­че­ски ав­то­ма­том вне­дря­ет­ся в про­ва­лы и пус­то­ты и за­пол­ня­ет их по-сво­ему и сво­им, бес­ко­неч­но предъ­яв­ляя муж­чи­нам пре­тен­зии в их не­со­от­вет­ст­вии и не­со­стоя­тель­но­сти. А пре­тен­зии эти со­вер­шен­но бес­смыс­лен­ны и бес­поч­вен­ны.

При­ят­ное за­яв­ле­ние, а по­убе­ди­тель­нее мож­но?

Ни­че­го при­ят­но­го. Про­сто об­на­ру­жи­ва­ет­ся, что стар­то­вая по­зи­ция есть, а уме­ний нет, да­же мысль о том, что все­му это­му на­до учить­ся, что пра­ва урав­но­ве­ши­ва­ют­ся обя­зан­но­стя­ми, и та вы­зы­ва­ет ре­ак­цию, про­сти­те, жен­скую, нерв­ную.

Встре­тив­шись на уров­не при­ро­ды, на уров­не ду­ши, на уров­не эмо­цио­наль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия и до­ве­рив­шись это­му и ре­шив­шись объ­е­ди­нить­ся, ни­кто не дал се­бе тру­да за­ду­мать­ся над тем, что ни­че­го в жиз­ни не про­ис­хо­дит по умол­ча­нию. Ка­ж­дый при­шел со сво­им. Жен­щи­на смот­рит на муж­чи­ну че­рез приз­му сво­их ожи­да­ний, а ду­ма­ет, что ви­дит его са­мо­го.

Муж­чи­на смот­рит на жен­щи­ну че­рез призму сво­их ожи­да­ний и ду­ма­ет, что ви­дит ее. И ча­ще все­го ни тот, ни дру­гая не да­ют се­бе тру­да вы­яс­нить, а как оно для дру­го­го. Во-пер­вых, это страш­но, мож­но уз­нать со­всем не то, что хо­те­лось бы, во-вто­рых, ну, про­сто в го­ло­ву не при­хо­дит. (Ро­ман­тизм. В пе­ри­од ро­ман­тиз­ма сесть и хо­лод­но на­чать рас­спра­ши­вать: так, что ты имел в ви­ду?) А по­том пре­тен­зии на те­му: «Вы не сдер­жа­ли обе­ща­ние».

Кон­фликт в том, что во­прос, ко­то­рый жен­щи­на за­да­ет муж­чи­не, очень час­то за­да­ет­ся на язы­ке, муж­чи­не ча­ще все­го не­из­вест­ном. При­чем эти пре­тен­зии вза­им­ные. Она ни­че­го кон­крет­но­го не го­во­рит. Она что-то бор­мо­чет или ще­бе­чет, ну, это оп­ре­де­ле­ние за­ви­сит от его эмо­цио­наль­но­го к ней от­но­ше­ния. Он не слу­ша­ет. Он хмур, мол­ча­лив, не­до­во­лен и все доль­ше за­дер­жи­ва­ет­ся на ра­бо­те. Он не по­лу­ча­ет то­го, что ждал, она то­го, что он обе­щал. О, бо­же­ст­вен­ная пу­та­ни­ца! Ты тут как тут!

Ко­гда-то, очень дав­но, один муд­рый муж­чи­на, ви­дя, как я, по­доб­но му­хе в пау­ти­ну, вот-вот влип­ну в ла­пы это­го бо­же­ст­ва-пу­та­ни­цы, ска­зал: раз­бе­рись пре­ж­де все­го с со­бой, пой­ми, че­го же ты хо­чешь. Ес­ли ты хо­чешь же­нить­ся, то ищи де­вуш­ку, ко­то­рая хо­чет за­муж, а ес­ли ты хо­чешь жен­щи­ну, то ищи жен­щи­ну, ко­то­рая хо­чет муж­чи­ну.

Те, кто не по­ле­нил­ся за­ду­мать­ся, дав­но зна­ют, что диф­фе­рен­циа­ция су­ще­ст­ву­ет и что она со вре­ме­нем при­ве­ла к весь­ма чет­кой и яс­ной спе­циа­ли­за­ции.

Кто хо­чет то, что хо­чешь ты

Да­вай­те по­смот­рим под­роб­но, как это вы­гля­дит. Итак, с пе­ре­хо­дом от мат­ри­ар­ха­та к пат­ри­ар­ха­ту сфор­ми­ро­ва­лись три ос­нов­ные жен­ские функ­ции: ро­жать, хо­зяй­ни­чать, да­рить на­слаж­де­ние. Реа­ли­за­ция этих функ­ций со вре­ме­нем ус­лож­ня­лась, по­ро­ж­да­ла все но­вые и но­вые тре­бо­ва­ния и пред­ло­же­ния на то­вар­ном рын­ке, ко­то­рый рас­цвел во­круг фун­да­мен­таль­ных мо­мен­тов в от­но­ше­нии муж­чин и жен­щин. Спрос ро­ж­дал пред­ло­же­ние, пред­ло­же­ние кон­ку­рен­цию, кон­ку­рен­ция — все но­вые и но­вые спо­со­бы при­вле­че­ния вни­ма­ния к то­ва­ру. Из по­треб­но­сти в про­дол­же­нии ро­да, то есть из по­треб­но­сти ро­жать, про­из­во­дить по­том­ст­во, вы­де­ли­лась та­кая дея­тель­ность, как секс.

Мы уже не­ма­ло с то­бой об этом го­во­ри­ли и дос­та­точ­но под­роб­но. Секс как дея­тель­ность, по­ро­ж­ден­ная энер­ги­ей по­треб­но­сти про­дол­же­ния ро­да. Удо­воль­ст­вие то же, а по­след­ст­вий в ви­де не­же­ла­тель­но­го уже по­том­ст­ва — ни­ка­ких.

Но вся бе­да, что по­треб­ность эта от­но­сит­ся к ка­те­го­рии на­сы­щае­мых, а ост­ро­та фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия со вре­ме­нем при­ту­п­ля­ет­ся, сле­до­ва­тель­но, есть риск па­де­ния спро­са на та­кой то­вар, и то­гда — да здрав­ст­ву­ет про­гресс! По­яв­ля­ют­ся и рас­цве­та­ют все­ми ру­гае­мые, по­ри­цае­мые, но со­вер­шен­но не­ис­тре­бим­ые шту­ко­ви­ны — про­сти­ту­ция и пор­но­гра­фия. Ин­ду­ст­рия ис­кус­ст­вен­но­го воз­бу­ж­де­ния. По­лу­за­прет­ная, а по­то­му со­блаз­ни­тель­ная. И чем даль­ше, тем боль­шей изо­бре­та­тель­но­сти тре­бу­ет­ся от про­дав­цов, по­то­му что за лю­бы­ми нов­ше­ст­ва­ми в этой об­лас­ти не­от­ступ­но сле­ду­ет пре­сы­ще­ние.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.