Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 10 страница



Де­ло в том, что спо­соб­ность че­ло­ве­че­ских су­ществ про­из­во­дить по­том­ст­во, не­ог­ра­ни­чен­ное со сто­ро­ны при­ро­ды ни вре­ме­нем го­да, ни вре­ме­нем су­ток, со­вер­шен­но не оз­на­ча­ет на­ли­чие энер­гии для этой дея­тель­но­сти. Энер­гии нет, а вос­по­ми­на­ние об удо­воль­ст­вии ос­та­ет­ся, и в стрем­ле­нии по­лу­чить все-та­ки это удо­воль­ст­вие, несмот­ря ни на что, и есть, на мой взгляд, сек­рет не­ис­тре­би­мо­сти та­ких яв­ле­ний в со­ци­аль­ном ми­ре, как про­сти­ту­ция и пор­но­гра­фия.

Сле­дую­щая жен­ская ба­зо­вая функ­ция — до­маш­няя ра­бо­та, ве­де­ние до­ма и хо­зяй­ст­ва. Взва­лив на жен­ские пле­чи всю эту ра­бо­ту, муж­чи­ны на не­ко­то­рое вре­мя ус­по­кои­лись. Лю­бое об­ще­ст­во при лю­бом со­ци­аль­ном строе все­гда вы­да­ва­ло мак­си­му­му плюс под­кре­п­ле­ний (хо­ро­шо, пра­виль­но, доб­ро­де­тель­но) имен­но на эту со­ци­аль­ную роль.

Тя­же­лый, не­бла­го­дар­ный и бес­ко­неч­ный до­маш­ний труд, по­лу­чив­ший ста­тус жен­ско­го де­ла, ос­во­бо­дил муж­чин для со­ци­аль­ных и во­ен­ных битв и реа­ли­за­ции их на об­ще­ст­вен­ном по­при­ще. За эту сво­бо­ду бла­го­дар­ное че­ло­ве­че­ст­во в ли­це муж­ско­го со­циу­ма по­сто­ян­но под­карм­ли­ва­ет жен­щи­ну-тру­же­ни­цу бай­ка­ми о бла­го­род­ст­ве этой дея­тель­но­сти, об ис­кон­ной жен­ской жерт­вен­но­сти.

По­нять, по­че­му стир­ка, убор­ка и про­чие сим­во­лы это­го «жерт­вен­но­го под­ви­га», то есть тяже­лый фи­зи­че­ский труд, до­во­дя­щий жен­щин до нев­ро­зов и преж­де­вре­мен­но­го ста­ре­ния, яв­ля­ются сим­во­лом луч­ших жен­ских ка­честв, воз­мож­но, толь­ко пом­ня, что при­ду­ма­ли это все муж­чи­ны. А им уда­лось в про­цес­се раз­ви­тия циви­ли­за­ции вы­дать ис­поль­зо­ва­ние «от­ста­лой» жен­щи­ны для не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го тру­да как дос­ти­же­ние. И жен­щин пус­ти­ли к кон­вей­е­ру, к стан­ку, к рель­сам, а уже по­том и са­ми жен­щины, за­про­грам­ми­ро­ван­ные иде­ей ра­вен­ст­ва, ста­ли рваться к уча­стию в муж­ских иг­рах, до­ка­зы­вая, что они не ху­же.

Та­кой вот про­изо­шел па­ра­докс. В азар­те этой борь­бы жен­щи­ны са­ми под­ста­ви­лись. Они бро­сились до­ка­зы­вать. Та­кая про­стая ло­ги­че­ская схе­ма: по­пыт­ки до­ка­зать, что мы не ху­же, мы тоже мо­жем, мы та­кие же, то есть борь­ба за рав­ные пра­ва с муж­чи­на­ми, — это ведь не что иное, как под­твер­жде­ние со сто­ро­ны са­мих жен­щин то­го, что они чув­ст­ву­ют свою ина­ко­вость и страшно бо­ят­ся не толь­ко, что это за­ме­тят муж­чи­ны, но и са­ми об этом знать.

Да­же са­мые ярые фе­ми­ни­ст­ки не тре­бу­ют, что­бы спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния про­хо­ди­ли в сме­шан­ном ре­жи­ме и дос­ти­же­ния ме­ри­лись об­щие. Да­же са­мые бе­зум­ные фе­ми­ни­ст­ки зна­ют, что есть ве­щи, в ко­то­рых ну никак не мо­гут жен­щи­ны и муж­чи­ны быть на рав­ных.

Жен­ское — оно очень иг­ри­вое и очень лю­бит обу­чать­ся. И раз со­ци­ум сде­лан по-муж­ски, жен­щи­ны хо­ро­шо обу­ча­ют­ся, но это не их род­ной язык. Все эти вы­ра­же­ния, ко­то­рые мы вы­учи­ли очень хо­ро­шо на язы­ке муж­ском, да­же ко­гда мы их про­из­но­сим, тре­бу­ют пе­ре­во­да, по­то­му что за этим дру­гое, со­вер­шен­но дру­гое, а сло­ва мы по­дыс­ки­ва­ем ва­ши, по­дыг­ры­вая язы­ку муж­ско­му.

Жен­щи­ны смот­рят на муж­чин и учат­ся у них то­му, как жить в этом ми­ре.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Опас­ное ме­сто. Жен­щи­ны учат­ся, по­то­му что зна­ют, что ина­че им не про­биться, не ут­вер­дить­ся в со­циу­ме. И по­то­му до оп­ре­де­лен­но­го мес­та да­же по­бе­ж­да­ют на муж­ской терри­то­рии. Очень по­хо­же на то, как ино­стран­цы, при­ез­жаю­щие в стра­ну, очень час­то зна­ют о ней боль­ше, чем ме­ст­ные жи­те­ли. Они учи­лись.

По­го­ди­те, по­го­ди­те! И это еще не все. Вот уж точ­но, как толь­ко о со­циу­ме, о со­ци­аль­ных бо­ях и по­бе­дах, так сра­зу вид­но, что за жи­во­тре­пе­щу­щая те­ма. Всех сра­зу за жи­вое за­де­ло, у всех сра­зу по­зи­ции об­на­ру­жи­лись. По­го­ди­те, на­воюе­тесь еще.

Есть еще од­на, на­по­ми­наю, тре­тья функ­ция жен­щи­ны в ми­ре, ко­то­рая вы­де­ли­лась в про­цессе диф­фе­рен­циа­ции, — да­рить на­сла­ж­де­ние. Эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ное, ок­ра­шен­ное сек­су­аль­ностью пе­ре­жи­ва­ние. Так ро­ди­лась эро­ти­ка. Эро­ти­ка, ко­то­рая про­из­ра­ста­ет из энер­гии по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Вот где прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие, ко­то­рое на­ко­нец из­бав­ляет от веч­ной пу­та­ни­цы в оп­ре­де­ле­нии. У сек­са и эро­ти­ки про­сто-на­про­сто раз­ные ис­точ­ни­ки энер­гии, то есть са­ма при­ро­да воз­ник­но­ве­ния сек­су­аль­но­го на­пря­же­ния и эро­ти­че­ско­го пе­режи­ва­ния прин­ци­пи­аль­но раз­лич­на.По­это­му про­фес­сио­нал­ки в об­лас­ти сек­са и про­фес­сио­нал­ки в об­лас­ти эро­ти­ки — это со­вер­шен­но раз­ные яв­ле­ния. И да­же ес­ли секс в та­кой си­туации при­сут­ст­ву­ет — он толь­ко еще од­но сред­ст­во раз­но­об­ра­зить спо­со­бы удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те.

Вот уж ме­сто, где жен­щи­ны спол­на за­став­ляют муж­чин рас­счи­ты­вать­ся за свои же­ла­ния. Из же­ла­ния муж­чин по­лу­чать все бо­лее и бо­лее ка­че­ст­вен­ное или раз­но­об­раз­ное на­сла­ж­де­ние и с со­гла­сия жен­щин это же­ла­ние удов­ле­тво­рять ро­ди­лась и все бо­лее раз­ви­ва­ет­ся ог­ром­ная ин­ду­ст­рия. Обя­за­тель­но соз­да­ет­ся не­дос­ти­жи­мый и веч­но ус­коль­заю­щий иде­ал, ко­то­рый сти­му­ли­ру­ет жен­ское тще­сла­вие. И чем бо­лее этот иде­ал не­дос­ти­жим, тем азарт­нее жен­щи­ны в по­го­не за ним, и тем боль­ше средств вкла­ды­ва­ют муж­чи­ны.

Сим­во­лом по­бе­ды в муж­ском ми­ре ста­но­вит­ся не толь­ко счет в бан­ке, ус­пеш­ный биз­нес, за­го­род­ная вил­ла, «кру­тая» ма­ши­на, но и кра­сот­ка, си­дя­щая в этой ма­ши­не или ук­ра­шаю­щая вил­лу. Кра­сот­ка, мак­си­маль­но при­бли­жен­ная к то­му идеа­лу, ко­то­рый на се­го­дняш­ний день про­воз­гла­шен са­мым пре­стиж­ным. Не­смет­ные день­ги, ко­то­рые кру­тят­ся в кос­ме­ти­че­ском биз­не­се, про­из­вод­ст­во кос­ме­ти­че­ских средств, тех­ни­че­ские сред­ст­ва, ме­ди­ци­на. Хо­ти­те на­сла­ж­де­ния? Вы его по­лу­чи­те. Жен­щи­ны ста­ра­ют­ся, муж­чи­ны пла­тят. Это же же­ла­ние на­сла­ж­де­ний по­роди­ло ог­ром­ный и до­ро­го­стоя­щий мир мо­ды, модель­ный биз­нес и все, что во­круг. Од­ни бес­ко­неч­ные кон­кур­сы кра­со­ты от «Мисс За­дрю­пинск» до «Мисс Все­лен­ная» че­го сто­ят. И ви­дя все это, уча­ст­вуя так или ина­че во всем этом, кто-то еще по­ры­ва­ет­ся го­во­рить о ра­вен­ст­ве? До ка­кой же сте­пе­ни нуж­но иг­но­ри­ро­вать про­ис­хо­дя­щее, что­бы со­мне­вать­ся в прин­ци­пи­аль­ном раз­ли­чии ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми и де­лать вид, что оче­вид­но сло­жив­шая­ся раз­ница по­ло­же­ний муж­чин и жен­щин в со­циу­ме — это ис­то­ри­че­ская ошиб­ка или со­ци­аль­ная не­спра­вед­ли­вость?

Пра­ви­ла жиз­ни для жен­щин и муж­чин

Муж­чи­ны по­строи­ли этот мир, и ко­гда он на­чи­нал­ся, жен­щи­ны в со­ци­ум не вы­хо­ди­ли. Они в нем «бы­ва­ли». Ме­сто жен­щи­ны оп­ре­де­ля­лось тре­мя по­ня­тия­ми, ко­то­рые со вре­ме­нем в ус­тах эман­си­пе пре­вра­ти­лись в сим­вол ос­корб­ле­ния и уг­не­те­ния: цер­ковь, кух­ня, де­ти (Kirche, Kuche, Kinder). Хо­тя ес­ли уб­рать глу­пые ам­би­ции и по­смот­реть на суть во­про­са, то что мо­жет быть серь­ез­нее: дух, жизнь, бу­ду­щее. В чем же то­гда про­бле­ма и про­ти­во­ре­чие?

По­стро­ен­ный муж­чи­на­ми мир, ес­те­ст­вен­но, дер­жит­ся на муж­ских пра­ви­лах и за­ко­нах, а ка­кой глав­ный кри­те­рий ус­пе­ха в муж­ском ми­ре? Пра­виль­но — по­бе­ди­тель. Все плю­сы в этом ми­ре, ми­ре со­рев­но­ва­тель­ном, ми­ре дос­ти­же­ния, в ми­ре ор­га­ни­за­ции, вы­да­ют­ся из этих пра­вил — уча­ст­во­ватьи по­бе­дить.

Эти кри­те­рии ес­те­ст­вен­ны и ор­га­нич­ны для муж­чин, они по­ро­ж­де­ны смыс­ла­ми и по­во­дом их су­ще­ст­во­ва­ния на зем­ле. Что­бы по­лу­чить пра­во оп­ло­до­тво­рить ко­го хо­чешь и сколь­ко хо­чешь — на­до по­бе­дить. Что­бы дос­той­но про­кор­мить и за­щи­тить — на­до по­бе­дить.

Жен­щи­ны смот­рят на это с вос­тор­гом. Они смот­рят на это со­рев­но­ва­ние и, ко­неч­но, хо­тят по­бе­ди­те­ля. Они спра­ши­ва­ют у сво­его муж­чи­ны: «По­че­му не ты?» — и уп­ре­ка­ют его, ес­ли не­до­ста­точ­но ум­ны, и по­мо­га­ют ему по­бе­дить, ес­ли ум­ны и лю­бят. И тут про­ис­хо­дит сле­дую­щее. Жен­щи­на вдруг ви­дит, что су­ще­ст­во, обе­щав­шее быть бо­гом, по­че­му-то не со­от­вет­ст­ву­ет. Тут не по­беж­да­ет, тут не обес­пе­чи­ва­ет.

Ко­гда муж­чи­на слы­шит та­кое, что он слы­шит? Жен­щи­ны мер­кан­тиль­ны и рас­чет­ли­вы. Имен­но так, то­вар не­до­во­лен сво­им по­ку­па­те­лем.

О чем го­во­рит в этом слу­чае жен­щи­на? Муж­чи­на не дер­жит сло­во. А муж­чи­на, ко­то­рый не дер­жит сло­во — это как не взо­шед­шее по­ут­ру солн­це. Это­го не мо­жет быть, или это не муж­чи­на.

Кон­крет­ное со­дер­жа­ние то­го, что мо­жет счи­тать­ся ус­пе­хом и по­бе­дой, ко­неч­но, ме­ня­ет­ся. Ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от со­ци­аль­но­го слоя, в ко­то­ром вы жи­ве­те, ме­ня­ет­ся с воз­рас­том. Юные де­воч­ки ищут кра­си­во­го и по­том се­ту­ют, что к этой кра­со­те еще бы и ум, а поз­же ищут ум­но­го и ви­дят, ка­кой же он кра­си­вый. По­то­му что уже спо­соб­ны ви­деть дру­гую кра­со­ту. И муж­чи­ны это зна­ют про се­бя. Маль­чиш­ки, ко­то­рые бы­ли са­мы­ми, са­мы­ми в пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, когда глав­ное — те­ло, глав­ное — зов по­ла, глав­ное — при­род­ное, как смот­ре­ли на них де­воч­ки, а ум­ные, ти­хие и не все­гда спор­тив­ные маль­чи­ки ти­хо за­ви­до­ва­ли и слег­ка ком­плек­со­ва­ли. А по­том — где те кра­сав­цы?

А ум­ные, ти­хие маль­чи­ки ста­но­вят­ся ко­ро­ля­ми и по­бе­ди­те­ля­ми, по­то­му что на­сту­па­ет вре­мя со­рев­но­ва­ния ин­тел­лек­ту­аль­но­го. И не удив­ляй­тесь, муж­чи­ны, ес­ли бо­гом в гла­зах не­без­раз­лич­ной вам жен­щи­ны ока­же­тесь не вы, по­бе­ди­тель про­шлых муж­ских игр.

Вот он, вопль разъ­я­рен­ных, раз­дра­жен­ных, а по­рой и рас­те­рян­ных муж­чин: ну, че­го ей еще не хва­та­ет?

Лю­би­мый кот пой­мал мышь и гор­до при­нес и по­ло­жил ее к но­гам лю­би­мой хо­зяй­ки, ожи­дая по­хва­лы. Хо­зяй­ка с виз­гом бро­си­лась из ком­на­ты. Что по­ду­мал кот?

Это сре­ди ко­тов пой­ман­ная мышь — пред­мет гор­до­сти, а хо­зяй­ки за­во­дят ко­тов со­всем для друго­го. Спро­си­те, а кто же то­гда бу­дет мы­шей ло­вить? Да ло­ви­те на здо­ро­вье, толь­ко хо­зяй­ка тут при чем?

В ко­неч­ном ито­ге все сво­дит­ся к оп­рав­да­нию ожи­да­ний. Жен­щи­ны ждут от муж­ско­го ми­ра и от кон­крет­ных муж­чин оп­рав­да­ния их ожи­да­ний безо­пас­но­сти, то есть чет­ко­го и бес­пе­ре­бой­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния. Мир дол­жен быть безо­па­сен, он дол­жен быть уст­ро­ен так, что­бы вся жизнь не ухо­ди­ла на вы­жи­ва­ние, что­бы был из­бы­ток для жиз­ни, для твор­че­ст­ва, ис­кус­ст­ва, люб­ви. Это гло­баль­ное жен­ское ожи­да­ние.Мы жи­вем на од­ной пла­не­те, и это муж­ские функ­ции в сис­те­ме со­вме­ст­но­го про­жи­ва­ния.

Но это­го нет, и бес­си­лие жен­ское са­мо­стоя­тель­но ре­шить эти про­бле­мы, ес­те­ст­вен­но, вы­ли­ва­ет­ся в аг­рес­сию, в аг­рес­сию по от­но­ше­нию к муж­чи­нам. И ни­ка­ко­го дру­го­го по­во­да, кро­ме при­зна­ния сво­ей сла­бо­сти и не­воз­мож­но­сти спра­вить­ся с си­туа­ци­ей без муж­чин, аг­рес­сия не име­ет. Аг­рес­сия — все­гда сла­бость.

А ес­ли не по­лу­ча­ет­ся?..

У муж­чин не все­гда по­лу­ча­ет­ся, жен­щи­ны са­ми не мо­гут, но на­ту­ра ак­тив­ная, вот и вме­ши­ва­ют­ся не в свое де­ло. Ес­ли не­ко­му спа­сать и за­щи­щать, жен­щи­на са­ма ле­зет спа­сать и за­щищать. У нее есть ин­стинкт вол­чи­цы, ко­то­рая, за­щи­щая по­том­ст­во, не за­ду­мы­ва­ясь всту­па­ет в бой с ма­те­рым вол­ком и че­ло­ве­ком. И по­ка­тил­ся бес­ко­неч­ный ком вза­им­ных пре­тен­зий и не­до­вольств. Ку­да там меж­го­су­дар­ст­вен­ным пре­тен­зи­ям и кон­флик­там по срав­не­нию с этим. Этот кон­фликт срод­ни гра­ж­дан­ской вой­не — в ней нель­зя по­бе­дить. Ее мож­но толь­ко пре­кра­тить, опи­ра­ясь на здра­вый смысл.

Жен­щи­ны в си­лу сво­ей при­ро­ды, как мы уже го­во­ри­ли, очень пла­стич­ны, лег­ко обу­чае­мы и по­то­му, вле­зая в муж­ские де­ла и при­ни­мая на се­бя муж­ские функ­ции, бы­ва­ют до оп­ре­де­лен­но­го мес­та весь­ма ус­пеш­ны. Муж­чи­ны это хо­ро­шо зна­ют. Но ко­гда-то сра­бо­та­ет ох­ра­ни­тель­ный реф­лекс, и она лег­ко ска­жет: а в кон­це кон­цов, я жен­щи­на, и вы это при­ме­те. У муж­чин это­го оп­рав­да­ния нет.

Там, где жен­щи­на, сле­дуя ох­ра­ни­тель­но­му ин­стинк­ту, не сде­ла­ет по­след­ний шаг и вый­дет из иг­ры, муж­чи­на этот шаг сде­ла­ет.

Оп­рав­да­ние «в кон­це кон­цов, я муж­чи­на», не при­ни­ма­ет­ся имен­но по­то­му, что, в кон­це кон­цов, вы — муж­чи­на. Это та са­мая ло­вуш­ка, в ко­то­рую за­гна­ны муж­чи­ны сво­им при­ви­ле­ги­ро­ван­ным по­ло­же­ни­ем в ми­ре.

Не ду­маю, что кто-ли­бо бу­дет спо­рить с тем, что у муж­чин в со­ци­аль­ном ми­ре по­ло­же­ние при­ви­ле­ги­ро­ван­ное. По­это­му во­прос: «Кто хо­зя­ин в до­ме?» — в дей­ст­ви­тель­но­сти дав­но стал ри­то­ри­че­ским, я бы да­же ска­за­ла ри­ту­аль­ным. В до­ме под на­зва­ни­ем «со­ци­ум» все­гда бы­ли есть и ос­та­нут­ся хо­зяе­ва­ми муж­чи­ны, ибо он по­стро­ен по их об­ра­зу и по­до­бию. По фак­ту. И при всех про­чих рав­ных при со­ци­аль­ном про­дви­же­нии пред­поч­тут муж­чи­ну, уж слиш­ком мно­го у жен­щин при­род­ных по­во­дов для то­го, что­бы их не­воз­мож­но бы­ло счи­тать до кон­ца на­деж­ны­ми со­ци­аль­ны­ми парт­не­ра­ми. Муж­чи­нам ме­ж­ду со­бой спо­кой­ней. Вы все­гда най­де­те спо­со­бы, как те­перь го­во­рят, «по­ре­шать во­про­сы».

Муж­чи­ны при­вык­ли поль­зо­вать­ся как зер­ка­лом са­ми­ми со­бой, и жен­ское ма­ло мес­та за­ни­ма­ет в муж­ской жиз­ни. По­это­му, от­ра­жа­ясь в се­бе са­мих как в зер­ка­ле и ви­дя там толь­ко се­бя, муж­чи­ны, ко­неч­но, ста­но­вят­ся силь­нее, но при­чи­ны, по ко­то­рым эта си­ла так бы­ла нуж­на, ку­да-то ис­че­за­ют в азар­те са­мо­ут­вер­жде­ния.

Сна­ча­ла лю­ди строи­ли со­ци­ум для соб­ст­вен­ных за­дач, по­том он стал над­лич­но­ст­ным мон­ст­ром, ко­то­рый поль­зу­ет лю­дей для соб­ст­вен­ных.

И все это со­ци­ум

Со­ци­ум — это ма­ши­на, ко­то­рая все вре­мя за­ня­та под­дер­жа­ни­ем се­бя, сво­ей тер­ри­то­рии, сво­ей вла­сти, он да­ет вам все эти иг­руш­ки — вы глав­ные, вы силь­ные, вы пер­вые, вам без оче­ре­ди — и за это при­сво­ил се­бе пра­во рас­по­ря­жать­ся ва­ши­ми жиз­ня­ми в сво­их очень час­то со­вер­шен­но не из­вест­ных нам це­лях.

Жен­щи­ны, ко­то­рые так лю­бят го­во­рить о сво­ей ущем­лен­но­сти в пра­вах и не­рав­но­пра­вии, в дей­ст­ви­тель­но­сти со­циу­мом из­ба­ло­ва­ны и при­кры­ты. Жен­щи­нам по­зво­ле­но мно­гое — без­от­вет­ст­вен­ность, лег­ко­мыс­лие, не­обя­за­тель­ность. Жен­щи­на, что с нее возь­мешь! И все это за ту при­род­ную спо­соб­ность, ко­то­рой она на­де­ле­на и без ко­то­рой все су­ще­ст­во­ва­ние бес­смыс­лен­но. Жен­щи­на ро­жа­ет, а со­циу­му нуж­ны лю­ди.

Жен­щи­ны очень хо­ро­шо зна­ют про муж­чин то, что, мо­жет быть, и не хо­тят знать, — эту по­зи­цию со­ци­аль­но­го мон­ст­ра по от­но­ше­нию к муж­чи­не, и по­это­му в сво­ем от­но­ше­нии к муж­чи­нам жен­щи­ны двоя­ки. С од­ной сто­ро­ны, пре­тен­зии в не­со­от­вет­ст­вии и не­вы­пол­не­нии тех функ­ций, ко­то­рые воз­ло­же­ны на муж­чин са­мим смыс­лом су­ще­ст­во­ва­ния раз­де­ле­ния муж­ско­го и жен­ско­го в ми­ре, с дру­гой — со­чув­ст­вие по по­во­ду пол­ной за­ви­си­мо­сти и бес­прав­но­сти пе­ред ли­цом со­ци­аль­ной ма­ши­ны.

И по­лу­ча­ет­ся тюрь­ма, ку­да мир за­пи­хи­ва­ет муж­чин и жен­щин с ро­ж­де­ния, и мно­гие так до кон­ца дней сво­их и су­ще­ст­ву­ют, на­прав­ляя все си­лы на то, что­бы оп­рав­дать вну­шен­ные ожи­да­ния, при­няв их за свои же­ла­ния и час­то так и не удо­су­жив­шись ос­та­но­вить­ся и вы­яс­нить: а оно мне на­до?

А ко­гда слу­ча­ют­ся та­кие лю­ди и, вы­ла­мы­ва­ясь из вну­шен­ных ожи­да­ний, сле­ду­ют выс­ше­му зо­ву, это вос­при­ни­ма­ет­ся как не­что бо­же­ст­вен­ное. Ло­мо­но­сов, иду­щий пеш­ком в Мо­ск­ву, что­бы учить­ся. Го­ген, бро­сив­ший бла­го­по­лу­чие, что­бы стать ху­дож­ни­ком, за­мо­рыш Су­во­ров, став­ший ве­ли­чай­шим пол­ко­вод­цем.

— По­ка­жи мне, Гос­по­ди, ве­ли­чай­ше­го пол­ко­вод­ца всех вре­мен и на­ро­дов.

— Смот­ри!

— Но ведь это же са­пож­ник!

— Ес­ли бы он стал пол­ко­вод­цем, то был бы ве­ли­чай­шим пол­ко­вод­цем всех вре­мен и на­ро­дов.

Жизнь скла­ды­ва­ет­ся так, что че­ло­ве­ка во все это за­со­вы­ва­ют и тре­бу­ют с не­го в со­от­вет­ст­вии с этим. Те, кто про­ла­мы­ва­ют­ся, дей­ст­ви­тель­но ощу­ща­ют уже не­кую бо­же­ст­вен­ную под­держ­ку, но все де­ло в том, что, дей­ст­вуя во­пре­ки воз­ло­жен­ным ожи­да­ни­ям, че­ло­век, не­со­мнен­но, рис­ку­ет, по­то­му что ли­ша­ет се­бя под­держ­ки всех тех, кто эти ожи­да­ния на не­го воз­ло­жил. А ес­ли не сло­жи­лось и не слу­чи­лось, то че­ло­век всю жизнь жи­вет как в клет­ке, вре­мя от вре­ме­ни бо­рясь с не­яс­ной тос­кой о не­яс­ных ут­ра­чен­ных воз­мож­но­стях.

Мир­ный до­го­вор о со­су­ще­ст­во­ва­нии.

Си­туа­ция: жен­щи­ны о се­бе

О чем го­во­рят жен­щи­ны, ко­гда ос­та­ют­ся од­ни? А о чем го­во­рят муж­чи­ны, ко­гда ос­та­ют­ся од­ни? Вы за­ме­ча­ли, что этот во­прос при­сут­ст­ву­ет все­гда, прав­да, по­да­ет­ся по-раз­но­му — то с не­скры­вае­мым раз­дра­же­ни­ем, то с иро­ни­че­ской усмеш­кой, а ино­гда он по­лон снис­хо­ди­тель­но­сти? Но скры­ва­ет­ся за этим все­гда од­но и то же — жгу­чее лю­бо­пыт­ст­во. А в чем де­ло-то, что нас так бес­по­ко­ит?

Как что? Веч­ный про­тив­ник со­брал­ся за за­кры­ты­ми две­ря­ми и что-то там об­су­ж­да­ет. Ну, ко­неч­но, пла­ны, коз­ни стро­ит. И сра­зу в на­па­де­ние: «Ой, ну ка­кие у вас мо­гут быть сек­ре­ты? Зна­ем мы эти ва­ши важ­ные раз­го­во­ры!» Ко­неч­но, это же та­кой ес­те­ст­вен­ный ход, а вдруг про­тив­ник по­па­дет­ся, рас­сер­дит­ся да и про­го­во­рит­ся. Ох, не до­ве­ря­ем мы друг дру­гу. Так и ме­чем­ся, как ма­ят­ник, ме­ж­ду лю­бо­вью и стра­хом. Вме­сте — тош­но, врозь — скуч­но.

Все эти обы­ден­ные и так всем зна­ко­мые фра­зы, при­дир­ки, по­доз­ре­ния, вы­ска­зан­ные и не выска­зан­ные, всплы­ли у ме­ня в го­ло­ве, ко­гда я, со­би­ра­ясь по­го­во­рить об од­ной очень важ­ной за­ко­но­мер­но­сти во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, на­бре­ла на уже го­то­вые ма­те­риа­лы на эту те­му.

Так слу­чи­лось, что и я, и мой со­бе­сед­ник в раз­ное вре­мя, в со­вер­шен­но раз­ных си­туа­ци­ях до­воль­но под­роб­но вы­ска­за­лись на те­му прин­ци­пи­аль­ных за­ко­нов взаи­мо­дей­ст­вия муж­ско­го и жен­ско­го, муж­чин и жен­щин, и мне ка­жет­ся, что эти за­ко­ны мо­гут быть не­бе­зын­те­рес­ны­ми и прак­ти­че­ски по­лез­ны­ми обе­им за­ин­те­ре­со­ван­ным сто­ро­нам. Но, что осо­бен­но важ­но, я раз­го­ва­ри­ва­ла об этом в за­кры­той для при­сут­ст­вия муж­чин, чис­то жен­ской си­туа­ции, а мой со­бе­сед­ник в со­вер­шен­но за­кры­той для жен­щин, чис­то муж­ской си­туа­ции.

И мы при­ня­ли судь­бо­нос­ное ре­ше­ние опуб­ли­ко­вать эти вы­сту­п­ле­ния по двум при­чи­нам. Эта те­ма очень яр­ко и с со­вер­шен­ной оче­вид­но­стью под­тверж­да­ет наш ос­нов­ной те­зис: муж­чи­ны и жен­щи­ны — это со­вер­шен­но раз­ные су­ще­ст­ва. Вто­рым, но не ме­нее важ­ным по­во­дом по­слу­жи­ли си­туа­ции, в ко­то­рых эти тек­сты бы­ли про­из­не­се­ны.

На­ко­нец, у всех у нас есть шанс ус­лы­шать: о чем они там го­во­рят?

Очень по-жен­ски.

Си­туа­ция бы­ла со­вер­шен­но не­воз­мож­ная, прав­да, мо­жет быть, имен­но по­это­му она не толь­ко со­стоя­лась, и со­стоя­лась столь ус­пеш­но, что и сей­час, поч­ти че­рез пят­на­дцать лет, ощу­ща­ют­ся ее по­след­ст­вия, а мо­жет быть, и по­след­ст­вия этих послед­ст­вий.

А бы­ло вот что. Изу­ми­тель­ной кра­со­ты зал в сти­ле ба­рок­ко — леп­ни­на, по­зо­ло­та, зер­ка­ла, за дву­свет­ны­ми ок­на­ми — Не­ва. В за­ле од­ни толь­ко жен­щи­ны — две на сце­не и бо­лее трех­сот в за­ле. Мы на сце­не впер­вые, они — ко­го они толь­ко уже не слу­ша­ли. Они лю­бо­пыт­ст­ву­ют, мы вол­ну­ем­ся. Мы на­чи­на­ем раз­го­вор и… И ни­ка­ких «мы и они». Ка­кие «мы», ка­кие «они»?! Жен­щи­ны со­бра­лись по­го­во­рить о се­бе…

Два со­вер­шен­но раз­ных су­ще­ст­ва, во­лею ре­аль­но­сти жи­ву­щие на од­ной пла­не­те, муж­чи­на и жен­щи­на сво­ей дея­тель­но­стью по­ро­ди­ли два раз­ных про­стран­ст­ва, два раз­ных ми­ра. Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что по­ис­ки спо­со­бов со­су­ще­ст­во­ва­ния и взаи­мо­дей­ст­вия этих двух ми­ров, по­ра­же­ния од­них и по­бе­ды дру­гих, от­кры­тия и по­те­ри на этом пу­ти все­гда бы­ли, есть и бу­дут основ­ной дви­жу­щей си­лой в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. Од­на из ли­ний та­ко­го по­ис­ка за­вер­ши­лась от­кры­ти­ем прин­ци­па взаи­мо­дей­ст­вия муж­ско­го и жен­ско­го, и оп­ре­де­ля­ет­ся этот прин­цип при­су­щи­ми ка­ж­до­му из этих про­странств спе­ци­фи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми.

Оп­ре­де­ляю­щим ка­че­ст­вом муж­ско­го ми­раяв­ля­ет­ся же­ст­кая струк­ту­ри­ро­ван­ность, по­иск «при­чи­ны всех при­чин», то есть ис­ход­ной точ­ки лю­бо­го яв­ле­ния.

Оп­ре­де­ляю­щим ка­че­ст­вом жен­ско­го ми­раяв­ля­ет­ся пла­стич­ность, от­сут­ст­вие же­ст­кой фик­са­ции ис­ход­ной по­сыл­ки, боль­шая креа­тив­ность и спон­тан­ность.

В мас­со­вом соз­на­нии это вы­ра­же­но в из­вест­ной по­го­вор­ке: «Вер­ность муж­чи­ны за­ви­сит от его прин­ци­пов, вер­ность жен­щи­ны — от си­туа­ции».

Гар­мо­нич­ное взаи­мо­дей­ст­вие этих ми­ров про­ис­хо­дит по оп­ре­де­лен­но­му за­ко­ну.

Пол­ный цикл взаи­мо­дей­ст­вия вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом.

Муж­ское на­ча­ло за­да­ет на­прав­ле­ние — это и есть пер­вый тол­чок в це­пи взаи­мо­от­но­ше­ний муж­ско­го и жен­ско­го. Сле­дую­щий шаг — жен­ский — пре­дос­тав­ле­ние про­стран­ст­ва или непре­дос­тав­ле­ние про­стран­ст­ва. Пред­по­ло­жим, про­стран­ст­во пре­дос­тав­ле­но. То­гда сле­дую­щий шаг в этой це­поч­ке муж­ской — ор­га­ни­за­ция про­стран­ст­ва: или кон­ст­руи­ро­ва­ние, или не­кое огра­ни­че­ние. Все, что име­ет от­но­ше­ние к ор­га­ни­зации, же­ст­ко­му ог­ра­ни­че­нию, пла­ни­ро­ва­нию, фор­ма­ли­за­ции про­стран­ст­ва, — функ­ция муж­ская. Сле­дую­щий шаг в этом ор­га­ни­зо­ван­ном про­стран­ст­ве жен­ский — за­пол­не­ние. Спо­соб­ность к та­ко­му дей­ст­вию оп­ре­де­ля­ет­ся при­родой энер­гии, ко­то­рую не­сет жен­ское про­стран­ст­во, — пла­стич­ной, вос­при­им­чи­вой, спо­соб­ной быть аде­к­ват­ной струк­ту­ре и си­туа­ции, ей пре­дос­тав­лен­ной. Имен­но по­это­му жен­щи­нам все­гда лег­че при­спо­со­бить­ся к си­туа­ции и ее из­ме­не­ни­ям. Оста­но­вить про­цесс за­пол­не­ния мо­жет толь­ко муж­ское дей­ст­вие, ко­гда муж­чи­на ста­вит точ­ку, тем са­мым фик­си­руя за­пол­нен­ность, обо­зна­чая ко­нец цик­ла.

Жен­ское же на­ча­ло про­цес­су­аль­но, и по­это­му лю­бое окон­ча­ние, лю­бая точ­ка, обо­зна­чаю­щая же­ст­кий фи­нал, вос­при­ни­ма­ет­ся как опас­ность, на­си­лие и не­сво­бо­да. Ре­ак­ция на та­кое дей­ст­вие час­то бы­ва­ет по­доб­на ре­ак­ции по­то­ка на воз­ник­шую на пу­ти дви­же­ния пло­ти­ну. Но жизнь не оста­нав­ли­ва­ет­ся, и те­че­ние ее не зна­ет па­уз и пе­ре­ры­вов, зна­чит, не­со­мнен­но, долж­но быть не­что, что пе­ре­во­дит раз­ви­тие про­цес­са на сле­дую­щий ви­ток, и это не­что уда­лось об­на­ру­жить.

По­сле то­го как муж­ская энер­гия фак­том сво­его вме­ша­тель­ст­ва за­кан­чи­ва­ет про­цесс за­пол­не­ния и ста­вит точ­ку, есть еще один шаг цик­ла. Су­ще­ст­ву­ет еще од­на функ­ция жен­ско­го в этом взаи­мо­от­но­ше­нии — ос­вое­ние точ­ки. Ина­че раз­ви­тие лю­бых от­но­ше­ний, си­туа­ций, в ко­то­рых уча­ст­ву­ет жен­щи­на, за­кан­чи­ва­лось бы вот этим муж­ским: «Все! Ва­ше вре­мя ис­тек­ло!»

Ос­вое­ние есть пре­одо­ле­ние жен­ским на­ча­лом пау­зы ме­ж­ду окон­ча­ни­ем од­но­го эта­па взаи­мо­дей­ст­вия и на­ча­лом но­во­го. Об­раз­но го­во­ря, жен­щи­на име­ет воз­мож­ность, сле­дуя за муж­чи­ной, на­прав­лять его вни­ма­ние и энер­гию в нуж­ном ей на­прав­ле­нии. И опять на­род­ная по­го­вор­ка: «Муж­чи­на — го­ло­ва, жен­щи­на — шея».

Итак, я на­по­ми­наю. Це­поч­ка вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом:

• три ос­нов­ных мо­мен­та муж­ско­го: на­прав­ле­ние, ор­га­ни­за­ция, точ­ка;

• три ос­нов­ных мо­мен­та жен­ско­го: пре­дос­тав­ле­ние про­стран­ст­ва, за­пол­не­ние, ос­вое­ние.

А те­перь по­смот­рим, как это вы­гля­дит в жиз­ни, про­яв­ля­ет­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях лю­дей и к че­му при­во­дит.

Пер­вый мо­мент муж­ской — на­прав­ле­ние. От са­мо­го обы­ден­но­го, жи­тей­ско­го — кто бу­дет ко­ман­до­вать день­га­ми в се­мье — до раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом. Это пер­вый им­пульс. «Вна­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог». Рас­смот­рим пси­хо­ло­ги­че­скую ре­ак­цию жен­щин в этой си­туа­ции. Ес­ли кто-то по­сто­ян­но за­да­ет жен­щи­не на­прав­ле­ние, то по­лу­ча­ет­ся, что она вро­де как под­не­воль­на. Но ведь шаг в пре­дос­тав­ле­нии или не­пре­дос­тав­ле­нии про­стран­ст­ва имен­но жен­ский.

Ес­ли жен­щи­на не пре­дос­тав­ля­ет про­стран­ст­во, ес­ли жен­ский мир не пре­дос­тав­ля­ет про­стран­ст­во, ес­ли жен­щи­ны от­ка­жут­ся ро­жать детей в этот ужас­ный мир, ко­то­рый не га­ран­тиру­ет им жиз­ни, то жизнь ос­та­но­вит­ся! Как может жен­щи­на с ее не­ве­ро­ят­ны­ми воз­мож­ностя­ми чув­ст­во­вать ка­кую-то свою не­пол­но­ценность? Здесь нет хо­зяи­на. И нет борь­бы за власть. Это не раз­де­ле­ние тер­ри­то­рии, а со­еди­не­ние во имя це­ло­го. И жен­щи­на пре­дос­тав­ля­ет или не пре­дос­тав­ля­ет про­стран­ст­во. До­пус­тим, она его пре­дос­тав­ля­ет. Ми­ру, ко­то­рый пред­ла­га­ет ей та­кую си­туа­цию, от­цу, му­жу, той ра­бо­те, идее, ко­то­рая мо­жет не­сти муж­ской смысл, она го­во­рит «да».

И то­гда… не бро­са­ет­ся са­ма бы­ст­рень­ко стро­ить этот «дом». Не бро­са­ет­ся… А от­хо­дит спо­кой­но в сто­ро­ну и ждет, ко­гда его по­стро­ят. Ор­га­ни­за­ция про­ис­хо­дит от муж­ско­го им­пуль­са, но ва­ри­ант ор­га­ни­за­ции, ко­то­рый из­бе­рет муж­чи­на, во мно­гом за­ви­сит от со­дер­жа­ния, за­ло­жен­но­го в пре­дос­тав­лен­ном про­стран­ст­ве.Так что жен­щи­на то­же не­сет от­вет­ст­вен­ность за этот про­цесс.

Но вот дом по­стро­ен. Сте­ны есть, но кон­ст­рук­ция сто­ит пус­тая, хо­лод­ная и не­жи­вая. И вот тут на­сту­па­ет час жен­щи­ны — час за­пол­не­ния. Жен­щи­на на­чи­на­ет дей­ст­во­вать в муж­ском ми­ре. Очень важ­но при­нять и ос­мыс­лить этот факт — мы все жи­вем в муж­ском ми­ре. Го­су­дар­ст­ва, ор­га­ни­за­ции, струк­ту­ры, сис­те­мы, кон­вен­ции — все, из че­го скла­ды­ва­ет­ся сис­те­ма взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей, пра­ви­ла их об­ще­жи­тия, — все это соз­да­ет­ся и вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в про­цес­се ор­га­ни­за­ции, а сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ным про­яв­ле­ни­ем дея­тель­но­сти муж­ско­го.

Итак, за­пол­не­ние, не­со­мнен­но, — жен­ская функ­ция, один из са­мых ак­тив­ных мо­мен­тов про­яв­ле­ния жен­ско­го в ми­ре. И ес­ли пра­виль­ное, гар­мо­нич­ное взаи­мо­от­но­ше­ние муж­ско­го и жен­ско­го про­ис­хо­дит, то жен­щи­на бу­дет за­пол­нять эту пус­тую кон­ст­рук­цию сво­ей энер­ги­ей, ко­то­рая во­пло­тит­ся в уют, те­п­ло, вдох­но­ве­ние, то есть ожив­лять ее. По­ка не най­дет­ся тот, ко­то­рый ска­жет: «Все, до­ро­гая, мир пре­кра­сен, хва­тит. Сле­дую­щим ша­гом ты ис­пор­тишь эту кра­со­ту». И вот тут мы, вме­сто то­го что­бы воз­му­щать­ся: «Да что вы по­ни­мае­те!», по­ду­ма­ем: «На­до же, как они за­ме­ча­тель­но нас по­ни­ма­ют». Это и есть ме­сто на­ше­го сек­ре­та — ос­вое­ние. Они ска­за­ли «все», а мы…

Так на­сту­па­ет этот со­кро­вен­ный мо­мент, мо­мент, ко­то­рый во мно­гом оп­ре­де­лит даль­ней­шую жизнь и раз­ви­тие со­бы­тий, мо­мент, в ко­то­рый мож­но так мно­го вы­иг­рать или столь мно­гое про­иг­рать. По­это­му без эмо­ций, но с чув­ст­вом ос­та­но­вим­ся и при­слу­ша­ем­ся: че­го хо­те­лось бы, что ждем от бу­ду­ще­го, ку­да хо­тим по­пасть? Ес­ли мы про­сто ска­жем: нет, это не ко­нец! На­ше воз­му­ще­ние ни­че­го, кро­ме уп­ря­мо­го со­про­тив­ле­ния со сто­ро­ны муж­чи­ны, не ро­дит. Не­об­хо­ди­мо, при­няв муж­ское обо­зна­че­ние фи­на­ла, тут же его пре­вра­тить в со­вме­ст­ный по­иск про­дол­же­ния. Ина­че муж­чи­на отой­дет в сто­ро­ну, что­бы «ба­бу с во­за — ко­бы­ле лег­че», и мы бу­дем вы­ну­ж­де­ны са­ми за­ни­мать­ся муж­ски­ми де­ла­ми. Мы бу­дем вы­ну­ж­де­ны са­ми те­рять си­лы, вре­мя, энер­гию, го­раз­до боль­шую, чем не­об­хо­ди­мо, по­то­му что бу­дем дей­ст­во­вать на тер­ри­то­рии про­ти­во­ес­те­ст­вен­ной для са­мой су­ти жен­ско­го про­стран­ст­ва. А вот вы­ве­рен­ное, про­чув­ст­во­ван­ное и ос­мыс­лен­ное «да» — квинт­эс­сен­ция жен­ской муд­ро­сти, ско­рее все­го, по­ро­дит воз­мож­ность по­яв­ле­ния та­ко­го на­прав­ле­ния, ко­то­рое под­ни­мет си­туа­цию к но­вым вер­ши­нам и твор­че­ским воз­мож­но­стям для реа­ли­зации и муж­ско­го и жен­ско­го. При­нять, ос­во­ить, ок­ра­сить нуж­ным цве­том, вне­сти но­вую мысль, но­вую идею, вдох­но­вить — ка­кая жен­щи­на не меч­та­ет об этом?

Ча­ще все­го мы пред­став­ля­ем се­бе жен­щи­ну-вдох­но­ви­тель­ни­цу очень ли­те­ра­тур­но («Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье, пе­ре­до мной яви­лась ты»…), а на бы­то­вом уров­не — эфе­мер­ной, не при­спо­соблен­ной к жиз­ни, чу­ж­дой жи­тей­ских за­бот и бы­та. Это та­кой при­ми­тив­ный са­мо­об­ман, по­то­му что, стра­ст­но меч­тая о та­кой ро­ли, мы бо­им­ся от­вет­ст­вен­но­сти и пря­чем­ся от ду­шев­но­го на­пря­же­ния, ко­то­ро­го тре­бу­ет эта по­зи­ция — по­зи­ция Му­зы-вдох­но­ви­тель­ни­цы. Ни­кто не даст вам ре­цеп­тов, как это сде­лать в ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае, ме­сто твор­че­ст­ва глу­бо­ко ин­ди­ви­ду­аль­но, со­кро­вен­но. Как вы это сде­лае­те — это и есть ваш сек­рет. Ва­ша под­ру­га сде­ла­ет ина­че. Ес­ли вы по­пы­тае­тесь вос­поль­зо­вать­ся ее ме­то­да­ми, у вас не по­лу­чит­ся, по­то­му что это не ва­ше. Но ес­ли вы во­об­ще не бу­де­те пы­тать­ся, то не се­туй­те на жизнь, муж­чин и не­бла­го­при­ят­ные об­стоя­тель­ст­ва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.