.Схема распределения ударений в словоформах одного слова называется акцентной кривой. Слова, характеризующиеся акцентной кривой, объединяются в акцентные парадигмы. В СРЛЯ три парадигмы: 1)неподвижная (колонная)- ворОна, ворОну) 2)неподвижное ударение на окончании (пеленА, пеленУ) подвижное (дар, дарЫ) Синтагма -речевой фрагмент, на границах которого происходит смена просоидического оформления (оформляются границы между ними и объединяются слова внутри синтагмы с помощью интонации). Интонация - комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке функции: Основные: -оформление, т.е. превращение назывных единиц в высказывания, -членение речи на единицы разных уровней сложности и автономности -выделение той или иной единицы из числа однородных Вторичные: -модальная (по цели, например, утверждение/вопрос) -эмоциональная (выражает отношение говорящего к высказыванию).
Фонемы зависят не только от положения по отношению к соседней синтагме, но и от позиции во фразе - фразове позиции. Они бывают сильные (конечная позиция или та, на которой акцент: Это не обезьяна, это самый настоящий ЧЕЛОВЕК) и слабые - позиция неакцентированного слова (На лекции было всего человек пятнадцать).
Интонационные средства, их реализация и использование в русском языке. Комбинаторная модель описания интонации С.В.Кодзасова.
Просодические средства (фонетические компоненты интонации) подразделяют на:
1.Тональные(мелодика) - зависит от часоты основного тона. Кривая изменений ЧОТ наз.мелодическим контуром. Параметры мк:
-направление движения тона(восходящий, нисходящий, ровный)
-интервал (величина изменения ЧОТ)
-диапазон-изменение на всей синтагме
-уровень или регистр(средний, низкий, высокий), на кот.происходят изменения
-скорость изменения
-характер синхронизации контура со звуковой последовательностью - например, реализация тонального движения только на гласном или согласном.
2. Количественно-динамические параметры:
-пауза(прекращение инициации)
-длительность и темп
-интенсивность
3. Артикуляционные параметры:
-раствор рта
-просоидическая назализация
-смещение назад/вперед язычной артикуляции
-общее смещение и увеличение резонатора
4. Фонационный:
различные типы голоса.
Их реализация:
1) интегрально(на всем высказывании или его значительной части)
2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах)
Примеры интегральной и акцентной реализации:
- понижение тона на синтагме и падающий тон на гласном
-скрипучий голос (Ну, это он зря), гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!)
-медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный.
Основной принцип просоидической организации - на одном или нескольких слогах реализуется фразовый акцент(резкое изменение значения какого-либо просоидического параметра). Если отрезок синтагмы при этом больше, чем слог, такой отрезок называется акцентным блоком.
По С.В.Кодзасову:
Фразовый акцент может иметь разную сферу действия - от слова до предложения: Ты приехал НА ПОЕЗДЕ? И Ты что - НЕ ЗНАЛ, ЧТО Я ПРИЕХАЛ НА ПОЕЗДЕ?
Общие интегральные закономерности: от начала к концу синтагмы