Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фонологические идеи И.А.Бодуэна де Куртене. Основные положения Ленинградской фонологической школы



Фонологические идеи И.А.Бодуэна де Куртене

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – выдающийся учёный, работавший в Варшаве, Казани и Петербурге, создатель Казанской и Петербургской лингвистических школ, по праву считается родоначальником современной фонологической теории.

• Первым предложил разграничивать фонетику физиологическую (изучает конкретные звуки) и функциональную (изучает более абстрактные единицы, относящиеся к языковому сознанию носителя языка).

• Первым использовал термин «фонема».

• Объединил понятия «корень», «аффикс», «префикс», «окончание» и т.д. под общим названием «морфема»

• По Б.д.К., необходимо отличать от конкретных звуков 2 типа более абстрактных фонетических единиц:

1) в которых обобщаются артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков;

2) представляющие собой набор звуков (часто совершенно не схожих между собой), которые чередуются в пределах одной морфемы.

• Считал, что слова хранятся в памяти именно в фонемной, а не в звуковой записи, а звуки являются конкретными реализациями фонем в речи.

Основные положения Ленинградской фонологической школы

Лев Владимирович Щерба (1882-1944) – русский лингвист, ученик Бодуэна де Куртенэ. Создал в Ленинградском университете лабораторию экспериментальной фонетики, а его ученики (Матусевич, Зиндер, Касевич, Бондарко, Гордина, Вербицкая), развивая его идеи, создали ЛФШ.

• Развивает мысль Б.д.К. о необходимости разграничения конкретных физических единиц (звуков) и абстрактных единиц, служащих для смыслоразличения, которые он называет фонемами.

• Опирается только на одно из предложенных Б.д.К. пониманий фонемы – как фонетической единицы, в которой артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков обобщаются на основании функционального критерия (способности к смыслоразличению).

• Основная знаковая единица языка – слово, поэтому критерий выделения фонем как отдельных фонетических единиц – это их способность в различении смысловых оболочек значимых единиц (слов).

• «Фонемами являются те оттенки, которые находятся в наименьшей зависимости от окружающих условий», т.е. фонема – это та звуковая единица, которая соответствует нашему произносительному намерению, тому, что мы можем произнести изолированно («собираемся произнести»).

• Рассматривает способность фонемы различать слова как её наиболее существенное свойство.

• В то же время настаивает на психологическом критерии в его определении; вводит понятие языкового сознания говорящего.

• Фонемы являются абстрактными единицами не в логическом смысле, а в психическом

 

Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Понятие оппозиции. Фонологические (дифференциальные и интегральные) и фонетические признаки. Правила выделения фонем. Отношения контраста, дополнительной дистрибуции и свободного варьирования.

Пражский лингвистический кружок (1926-1953)

Руководитель: Матезиус.

Участники: Якобсон, Трубецкой, Карцевский, Исаченко, Гавранек, Вахек, Скаличка и др.

1939г. (на немецком, рус.перевод в 1960) – «Основы фонологии» Трубецкого, где изложены фонологические представления ПЛК.

• Фонетика изучает материальную сторону звуков, образующих неупорядоченный звуковой поток в речи, методами естественных наук, а фонология – их функциональный аспект (смыслоразличение) в языковой системе лингвистическими методами.

• Все звуковые единицы – как речевые (звуки), так и языковые (фонемы) – имеют признаковое строение, т.е. состоят из определённых признаков.

Дифференциальные признаки – те, которые участвуют в смыслоразличении. Фонема – языковая единица, имеющая уникальный набор дифференциальных признаков, т.е. набор, не совпадающий с наборами других фонем.

Фонологическая оппозиция – звуковое противопоставление, которое может дифференцировать значения двух слов. В русском языке:

+ по голосу (том – дом);

+ по месту образования (том – ком);

+ по способу образования (том – сом);

+ по твёрдости/мягкости (тома – Тёма).

Фонема – совокупность фонологически существенных (дифференциальных) признаков, свойственных данному звуковому образованию.

Интегральным называется не любой несущественный признак звуковых единиц, а только такой, который может быть в данном языке дифференциальным, но не является таковым для данной фонемы (например, глухость/звонкость для русских <ц> и <j>).

• Трубецкой сформулировал правила выделения фонем, которые до сих пор используются во всех фонологических теориях:

1) Если два акустически и артикуляционно сходных звука не встречаются в одной позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы и находятся в отношении дополнительной дистрибуции ([и] и [ы], [j] и [и] в русском, [r] и [l] в корейском).

2) Если два звука встречаются в одной позиции и замещают друг друга, не меняя значения, они являются факультативными вариантами одной фонемы и находятся в отношении свободного варьирования ([жур’И] / [ж’ур’И], [Етът] / [Этът]).

3) Если два звука встречаются в одной позиции и не могут при этом заменить друг друга, не изменив значение слова, то она относятся к разным фонемам и находятся в отношении фонологического контраста (зуд – суд, дом – дам – дым – дум).

 

Нейтрализация. Фонологическая единица, представленная в позиции нейтрализации в концепциях ПЛК, МФШ, Р.И.Аванесова (1956 г.). Понятие маркированного и немаркированного членов оппозиции.

В ПЛК:

Трубецкой разработал разветвлённую классификацию оппозиций по разным основаниям. Два основания, классификация по которым наиболее широко используется:

1) По отношению между членами оппозиции:

привативные – оппозиции, один член которых характеризуется наличием, а другой отсутствием признака (придыхательный/нев придыхательный, лабиализованный/нелабиализованный).

Член оппозиции, который характеризуется наличием признака, называется маркированным, а член оппозиции, у которого признак отсутствует – немаркированным.

градуальные (ступенчатые) – оппозиции, члены которых характеризуются различной степенью, или градацией, одного и того же признака (гласные нижнего / среднего / верхнего подьёма).

эквиполентные (равнозначные) – оппозиции, оба члена которых логически равноправны, т.е. не являются ни двумя ступенями какого-либо признака, ни утверждением или отрицанием признака (<п> / <т>: губной – зубной).

2) По объёму смыслоразличительной силы:

постоянные – оппозиции, которые сохраняются во всех мыслимых контекстах данного языка (в СРЛЯ противопоставление <л> / <р> возможно во всех позициях).

нейтрализуемые – оппозиции, в которых противопоставление членов может осуществляться не во всех позициях – в некоторых положениях оно может сниматься (нейтрализоваться).

Например, оппозиция глухих и звонких шумных согласных в СРЛЯ нейтрализуется в позиции конца слова – в этом положении глухие и звонкие шумные не различаются и, соответственно, не могут различать слова.

Единица фонологической системы, представленная в позиции нейтрализации, называется архифонемой.

Представитель архифонемы может:

• не совпадать ни с одним членом оппозиции;

• совпадать с одним из членов оппозиции, при этом выбор обусловлен «извне», т.е. звуковым контекстом (например, ассимиляцией);

• совпадать с одним из членов оппозиции, при этом выбор обусловлен «изнутри», т.е. зависит не от свойств позиции, а от особенностей системной организацией языка;

• совпадать с обоими членами оппозиции, т.е. в разных позициях архифонему представляют разные члены оппозиции.

В МФШ:

Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции разные фонемы реализованы разными звуками; звук, представленный в сильной позиции, называется основным видом фонемы.

Позиция, в которой две или более фонемы не противопоставлены друг другу (совпадают в одном звуке или нейтрализуются), называется слабой (или позицией нейтрализации). Звук, в котором совпадают две или более фонемы, называется вариантом этих фонем.

В теории Аванесова:

Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (позициях максимального различения), Аванесов предложил называть сильными фонемами. Пример: поп – боб.

Единицы, которые находятся в слабой позиции по дифференциальному признаку и соответствующие словоформы не дифференцируют, Аванесов предложил называть слабыми фонемами. Пример: конечные согласные в прошлой паре поп – боб или в паре луг – лук.

Совокупность сильных и слабых фонем, позиционно чередующихся внутри одного морфа, Аванесов предложил называть фонемным рядом.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.