Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исходные положения акустической теории речеобразования. Источники звука, их комбинаторика. Частота основного тона. Явление резонанса. Гармоники и форманты



Акустическая теория речепроизводства.

Итак, с точки зрения акустики речевой тракт представляет собой совокупность соединенных между собой воздушных резервуаров (полостей глотки, рта и носа), каждый из которых (и все они вместе) может служить резонатором. Чтобы заставить колебаться столб воздуха, заключенный в этих резервуарах, необходимо воздействовать на них какой-либо силой. Эта сила создается источником звука, который может находиться как в самóм речевом тракте, так и за его пределами (таким источником являются, например, голосовые связки).

Существует два основных типа источников речевых звуков:

 

1. голосовой (квазипериодический) – для звонких звуков, и

2. шумовой (непериодический) – для согласных. Шумовой источник может быть

· импульсным (в случае смычных согласных) - в этом случае колебания создаются резким скачком давления в результате раскрытия смычки и быстро затухают;

· турбулентным (с его участием образуются фрикативные согласные) – в этом случае колебания создаются воздушной струей, возникшей вследствие наличия сужения в речевом тракте, и могут поддерживаться длительное время.

При произношении некоторых звуков имеется только один источник: голосовой у гласных, импульсный - у глухих взрывных, турбулентный - у глухих фрикативных. Возможна, однако, и любая комбинация источников.
В акустической теории речеобразования (АТР), создателем которой является шведский ученый Гуннар Фант, речьрассматриваетсякак процесс фильтрации. Это означает, что речевой тракт выступает в функции фильтра, пропускающего только те частоты, порожденные источником звука, которые совпадают с его собственной частотой. Надгортанные полости являются резонаторами, собственные частóты которых могут довольно значительно изменяться в зависимости от положения артикулирующих органов, придающих им разный объем и форму (наибольшее значение имеет при этом длина резонатора, а также место и площадь его поперечного сечения).
Акустическую характеристику звука речи можно представить равенством: P = S*T. Это равенство является формальной записью основного положения акустической теории речеобразования: спектр звука является результатом воздействия одного или нескольких источников на фильтрующую систему речевого тракта.

Источники звука, их комбинаторика.

Комбинаторные звуковые изменения — такие изменения звуков, которые вызваны влиянием соседних звуков, а также и других фонетических условий, наблюдаемых в слове: ударения, места звука в слове (в начале, середине, конце) и т. д. Другими словами, причины К. изменений заключаются в сочетании ("комбинации ") известного звука, точнее — физиологических работ (артикуляций), необходимых для его образования, с различными другими физиологическими работами, необходимыми для образования соседних звуков и даже целого слова

К. звуковые процессы противополагаются так называемым спонтанеическим (см.), происходящим в силу общих условий физической и духовной организации человека, вне зависимости от какой-либо специальной причины, которую можно было бы указать в том же слове, где находится измененный звук. В основе К. звукового изменения лежит приспособление одной или нескольких физиологических работ, "комбинированных" с другими работами, к одной или нескольким из этих последних. Приспособление это имеет результатом передвижение или перемещение известной физиологической работы (артикуляции) во времени или пространстве. Так, итальянское ottavo из латинского octavu s представляет собой случай пространственного передвижения артикуляции: заднеязычный затвор, необходимый для К., под влиянием переднеязычной артикуляции для t, превращается тоже в переднеязычный. Образование простых гласных ë и ö из дифтонгов ai и au (например, в санскрите) также сводится к передвижению артикуляций для гласных a и i, u в пространстве, а именно артикуляция для a приближается к артикуляциям для i и u, а артикуляции для i и u — к артикуляции гласного a. В результате получаются гласные средние между а и i(e), a и u (o). Примером передвижения артикуляций во времени может служить русское народное мнуквместо внук. Артикуляция нёбной занавески, опущение которой необходимо для образования носового звука н, наступает раньше, еще во время губно-зубной артикуляции для согласного в, вследствие чего этот последний превращается в губной носовой (с опущением нёбной занавески) согласный м.

Наиболее частым случаем такого приспособления одних физиологических работ к другим являются разные виды ассимиляции или уподобления одних звуков другим. Ассимиляция бывает 1) регрессивная, 2)прогрессивная и 3) взаимная. В регрессивной ассимиляции следующий звук влияет на предыдущий; например мост, но мосьтить (мостить) с мягким с, вызванным влиянием следующего мягкого т, в свою очередь смягченного влиянием следующего нёбного гласного и. Регрессивная ассимиляция очень часта в индоевропейских языках. Прогрессивная ассимиляция состоит в уподоблении следующего звука предыдущему; например в народных чайкю, хозяйкя, вместо чайку, хозяйка, мягкость к вызвана влиянием предшествующего нёбного согласного j (й). Образчиком взаимной ассимиляции может служить вышеприведенное образование ē и ō из дифтонгов ai и au: a уподобляется к i, а i к a, в результате чего является ē; а уподобляется к и, и к а, и в результате — средний гласный ō.

Кроме того, различают полную ассимиляцию и неполную или частную. Первая совершается тем легче, чем больше у двух соседних звуков общих свойств: так, уподобление одноорганных губных звуков б и м в народном омморок (литер. обморок) является полным, но в случае мнук (литер. внук) имеется неполная ассимиляция, ибо согласные в и н образуются различными органами — нижней губой на верхних зубах, ан — передней частью языка на верхних зубах), а потому и общих свойств у них меньше, так что уподобление является только частным.

Кроме ассимиляции, к К. звуковым изменениям относятся: 1) развитие вторичных звуков гласных и согласных: р мертв и санскритское mrt á; народное ндрав, страм и литературное нрав, срам; 2) различные случаи исчезновения гласных и согласных: например русское купец (ст. сл. коупьць), но купца (ст. сл. коупьца); пост, но посный (постный) и т. д.; 3) случаи так называемой эпентезы (см.); 4) случаи заменительного растяжения (см.); 5) так называемая перестановка (метатезис) звуков (см.).

Чистота основного тона.

Речевые звуки – комплексные колебания, т.е. – сложнейшие сочетания простых или чистых тонов и/или шумов.

Простой (чистый) тон – переодическое колебание, которое имею только одну частоту колебания. Иначе гармоническое колебание.

Графиком простого периодического (гармонического) колебания являеися синусоида. В следствие силы трения амплитуда колебания снижается, происходит затухание колебания, но частота колебаний остается постоянной.

Гармонические колебания могут отличаться по частоте, амплитуде и фазе.

Звуки такого рода в природе не существуют, существуют звуки близкие чистому тону.

Резонанс.

Итак, одной из причин сложности большинства звуков является наличие в их источнике нескольких частотных составляющих. Другая причина связана с явлением резонанса, в результате которого изменяются амплитуды гармоник источника. Именно резонансы, возникающие в речевом тракте, позволяют получить огромное разнообразие звуков речи при наличии весьма ограниченного набора источников речевых звуков.

В самом упрощенном виде, резонанс – это вибрация одного тела, вызванная вибрацией другого.

Все колебания подразделяются на свободные и вынужденные. Если тело для того, чтобы оно колебалось, вывели из состояния покоя однократно, это свободное колебание. Частота этих колебаний совпадает с собственной частотой колеблющегося тела. Свободные колебания быстрее затухают (амплитуда сводится к нулю).
Колебания, поддерживаемые внешней силой, называются вынужденными. В случае вынужденных колебаний собственная частота колеблющегося тела заменяется частотой колебаний вынуждающего тела. Если же эти частóты (собственная частота колеблющегося тела и частота вынуждающей силы) совпадают и вынуждающая сила действует "в такт" с колебаниями данного тела, амплитуда колебаний резко возрастает. В этом и состоит явление резонанса:
Резонансэто увеличение амплитуды вынужденных колебаний, вызванное совпадением частоты вынуждающей силы и частоты колеблющегося тела.

Резонатор - тело, колебания которого вызваны другими колебаниями. Резонатор только усиливает те колебания, вызванные источником, частота которых совпадает с его собственной частотой (или приближается к ней).
Для речевой акустики большое значение имеют акустические резонаторы – контейнеры с воздухом, определенный объем которого тоже является резонатором. Примером действия акустического резонатора может служить резонанс, возникающий при наливании воды в бутылку: в этом случае звук становится все выше и выше, так как объем воздуха уменьшается (для акустических резонаторов, одним из которых является речевой тракт человека, наибольшее значение имеет объем, меньшее – форма).

При речепроизводстве в резонаторах речевого тракта – полостях глотки, рта и носа – усиливаются некоторые частóты источника звука (в зависимости от объема и формы этих полостей). В этом состоит основное положение акустической теории речеобразования: свойства речевых звуков определяются свойствами их источников и резонаторов речевого тракта.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.