Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие синдрома раннего детского аутизма



В системе негативных изменений психики, входящих в структуру шизофренического дефекта, особое место занимает так называемый синдром раннего детского аутизма, отличающийся от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.

Клинико-психологическая структура раннего аутиз­ма, как особой формы недоразвития, впервые была опи­сана Л. Каннером и характеризуется следующими при­знаками:

1) аутизмкак предельное («экстремальное») одино­чество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей;

2) стремление к постоянству, проявляемое как сте­реотипные занятия, однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств; сверхпристрастие к различным объ­ектам, сопротивление изменениям в окружающем;

3) особая характерная задержка и нарушение раз­вития речи, также вне связи с уровнем интеллектуаль­ного развития ребенка; часто их активный словарь представляет собой бедный набор отдельных слов - штампов, аутоэхолалий и эхолалий;

4) раннее проявление, уже с раннего детства отмечается сенсорная и эмоциональная гиперестезия: даже в младенческом возрасте дети отрицательно реагируют на яркие игрушки, страдают от громких звуков, прикосновений одежды. К 2.5 – 3 годам часто нарастают стереотипные двигательные разряды, появляются однообразные аутистические игры. В 3-5 лет аутичный ребенок может быть еще не приучен к опрятности, часто к элементарным навыкам самообслуживания. Такие дети могут быть чрезвычайно избирательны в еде и в то же время брать в рот несъедобное.

Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, «уходе» в свой внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к близким, так и к сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он находится один. Ребенок тщательно скрывает свой внут­ренний мир от окружающих. Обращает на себя внима­ние эмоциональная холодность и безразличие к близ­ким, часто сочетающиеся с повышенной ранимостью ма­лейшим замечанием в свой адрес. Многие обычные окружающие предметы, яв­ления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Аутические страхи деформируют пред­метность восприятия окружающего мира.

Обращают на себя внимание особенности моторики. Начав ходить, ребенок еще долго сохраняет неуклю­жесть движений, кроме того, возникает трудность в овладении бегом, прыжками.

Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстни­ками значительно реже жалуются. На конфликтную си­туацию они, как правило, реагируют криком, агрессив­ными действиями либо занимают пассивно-оборонитель­ную позицию. Обращения за помощью к старшим чрез­вычайно редки.

Игровая деятельность существенно определяет пси­хическое развитие ребенка на всем протяжении его дет­ства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно-ролевая игра. Дети с чертами аутизма и диссоциации психического развития ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес и склонность к воспроизведению такого ро­да взаимоотношений у них отсутствует.

При аутизме наиболее отчетливо проявляются явле­ния асинхронии формирования отдельных функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление опережает развитие на­глядно-действенного и наглядно-образного.

Психологическая диагностика таких детей ни в коей мере не должна сводиться к оценке умственных способ­ностей. Данные об интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены только в контексте особенностей его общего психического развития. В центре внимания должны находиться интересы ребенка, уровень сформированности произвольной регуляции поведения, и в пер­вую очередь регуляции, связанной с ориентировкой на других людей и социальные мотивы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.