Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные классификации речевых нарушений



В современной логопедии и логопсихологии используют две основ­ные классификации нарушений речи: клинико-педагогическую и пси­холого -педагогическую.

Все виды нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказы­вания, которые в логопедии называют системными, или полиморфны­ми нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказываниямогут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

1) голосообразования;

2) темпоритмической организации высказывания;

3) интонационно-мелодической организации;

4) звукопроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следу­ющие виды нарушений, для обозначения которых существуют тради­ционно закрепившиеся термины.

1. Дисфония(афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синони­мы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афо­ния), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными рас­стройствами голосообразующего механизма центральной или пери­ферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия— патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикулятор-ной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органиче­ской или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче-растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, вы­раженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда пато­логически ускоренная речь сопровождается необоснованными пауза­ми, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — на­рушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интона-циональной выразительности.

4. Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties. Является центрально обус­ловленным, имеет органическую или функциональную природу, воз­никает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

5. Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косно­язычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

При анатомических дефектах нарушения носят органический ха­рактер, а при их отсутствии — функциональный. Нарушение возника­ет обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматиче­ского повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и та­кие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказыва­ния. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия— нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Проявляется в гатологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходи­мо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обус­ловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного меха­низма фонационного оформления высказывания, следствием чего яв­ляются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявля­ющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимуществен­но в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

II. Нарушения структурно-семантического(внутреннего) оформ­ления высказыванияпредставлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внутриут­робном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

2. Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная ло­кальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

III. Нарушения письменной речи.Эти нарушения подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нару­шении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нару­шении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затрудне­ниях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непра­вильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия— частичное специфическое нарушение процесса пись­ма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алек­сии и аграфии.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых наруше­ний, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письмен­ной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадила-лия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисгра­фия (аграфия). В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической ли­тературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопе­дическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с наруше­ниями развития речи.

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на 2 груп­пы. Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение про­цессов формирования произносительной системы родного языка у де­тей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов вос­приятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые рас­стройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произноше­ния, дефекты фонемообразования.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при кото­ром заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Приведенные классификации отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий — они дополняют друг друга. Задача логопедии — совершенствовать систематизацию речевых нарушений.

Приведенные классификации разработаны преимущественно по от­ношению к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения наблюдаются при сохранном слухе и интеллекте. Од­нако эта категория детей не однородна по своему составу, так как к ней относятся и дети с задержкой психического развития, с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Важно решить вопрос о том, применимы ли разработанные в логопедии классификации к наруше­ниям речи у названных категорий детей или необходимы новые поиски.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.