Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 13. Система коррекционных учреждений



 

Ø План изучения темы

 

1. Система коррекционных учреждений.

2. Вопросы комплектования контингента коррекционных учреждений

 

Ø Основные понятия темы

Выявление детей с отклонениями в развитии и комплектование специальных учреждений. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Понятие о коррекционном учреждении и системе коррекционных дошкольных и школьных учреждений. Характеристика основных видов коррекционных школ.

 

Ø Опорные конспекты лекций

 

Вопросы комплектования контингента коррекционных учреждений

Для судеб детей с отклонениями в развитии огромное значе­ние имеет ранняя диагностика. Чем раньше будет выявлен дефект у малыша, и чем раньше с ним начнут работать специалисты, чтобы преодолеть или компенсировать аномалии, тем более существен­ным окажется результат этой работы. Причем важно не только ус­тановить наличие отклонения. Необходимо определить его характер, структуру, качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для организации ребенку медицинской и педагогической помощи или для помещения его в соответствую­щее учреждение.

Позднее ребенка следует направить на психолого-медико-педа­гогическую комиссию (ПМПК). На эту комиссию поступают также дети из дошкольных учреждений в тех случаях, когда их состояние вызывает беспокойство у педагогов и воспитателей. На ПМПК об­следуются и учащиеся из обычных школ общего назначения и из детских домов. Как правило, это резко неуспевающие ученики, по­лезность пребывания которых в обычной школе вызывает сомнения.

ПМПК создаются органами народного образования. Многие из них являются действующими постоянно. Перед приходом на ПМПК ребенок должен пройти углублен­ное врачебное обследование — психоневрологом, офтальмологом, отоларингологом, фтизиатром, педиатром, ортопедом. Они офор­мляют подробную медицинскую документацию. В медицинском деле ребенка обязательно должно иметься заключение психоневролога, данные о состоянии его зрения и слуха. Желательно, чтобы был собран подробный анализ.

В педагогическом деле ребенка, если он посещает детский сад или школу, должна быть характеристика с указанием на то, в чем у него имеются затруднения, каковы ос­новные причины отставания и какие меры применял учитель, что­бы оказать помощь ребенку.

В состав ПМПК обычно бывают включены психолог, врач-пси­хоневролог, психиатр, педагог младших классов школы общего на­значения, педагог-дефектолог и логопед. Возглавляет комиссию, обобщает материалы и подводит итог, т.е. формулирует заключе­ние наиболее опытный член комиссии. Чаще всего им оказывается директор специальной школы.

ПМПК призвана решать ряд сложнейших и весьма ответствен­ных задач, в число которых входят следующие:

— установление диагноза каждому обращающемуся за помощью ребенку;

— определение индивидуальных характеристик, присущих дан­ному ребенку отклонений, установление общей структуры дефек­та, а также возможностей продвижения ребенка в плане общего развития;

— поиск системы средств наиболее эффективного медикамен­тозного лечения, необходимого для улучшения здоровья ребенка;

— утверждение путей и методов педагогического воздействия, которое будет способствовать коррекции присущих ребенку откло­нений в развитии, а также повышению его обучаемости и тем са­мым продвижению в общем физическом, умственном и личност­ном развитии;

— формулирование советов в адрес родителей и учителей в пла­не обучения и воспитания ребенка. Имеется в виду комплексное воз­действие на его познавательную деятельность и эмоционально-лич­ностную сферу.

Решение всех этих нелегких задач не обязательно предполага­ет, что обследуемый ребенок, если он характеризуется существен­ными отклонениями от нормального развития, должен быть направ­лен в специальное учебное заведение дошкольного или школьного типа. При современной организации образования в нашей стране ребенок со специальными нуждами, т.е. в значительной степени от­клоняющийся от нормы, при обязательном соблюдении ряда условий, может находиться в массовом учебном заведении (детском саду или школе) или обучаться дома.

Еще более очевидным примером может служить ситуация, когда стойкая неуспеваемость ребенка, в результате которой он оцени­вается недостаточно внимательным учителем как умственно отста­лый, является результатом тех социальных условий, в которых он живет, например, двуязычиям. Так, если в семье постоянным раз­говорным языком является татарский, а в школе — русский, уче­ник оказывается в весьма затруднительных условиях, разобраться в которых бывает не всегда легко.

Таким образом, следует сделать один обязательный вывод чле­нам ПМПК — необходимо приложить все возможные усилия к тому, чтобы их заключение было правильным, полностью соответ­ствующим состоянию обследуемого ребенка.

Работа в ПМПК предусматривает соблюдение ряда основных принципов, на которых следует остановиться подробнее.

Принцип комплексного изучения, предполагающий всесторон­нее обследование ребенка группой квалифицированных специа­листов. Результаты всех проведенных обследований (медицинского, психологического, педагогического, логопедического, социального) должны быть совместно обсуж­дены всеми специалистами, а затем обобщены одним из них и пред­ставлены в виде заключения, основывающегося на разноаспектных конкретных материалах.

Принцип целостного, системного изучения каждого ребенка, предполагающий выявление не только особенностей его познава­тельной деятельности, но и своеобразия эмоционально-волевого развития, моторики, поведения, физического состояния, рассмат­риваемых в различных сочетаниях и взаимосвязях.

Принцип онтогенетического подхода к изучаемому ребенку предполагает тщательное, всестороннее изучение всего жизненного пути пришедшего на комиссию ребенка, включая ранний период развития, в том числе и внутриутробный, а также сведения о его родителях.

Принцип детерминированного подхода к состоянию обследуе­мого ребенка предполагает не только выявление недостаточности, присущей его психическим функциям, но и определение из взаи­мозависимостей.

Принцип индивидуального подхода к ребенку, который пред­полагает определение специфических для него нужд и направле­ний необходимой для него помощи путем обобщения и система­тизации всех показателей, полученных при изучении, т.е. его ин­дивидуальную идентификацию. Этот принцип полностью отрицает механическое подведение обследуемого под тот или иной тип от­клонений в развитии.

Принцип единства методологической концепции, объединяю­щий всех членов ПМПК, обоснованность набора методик, направ­ленных на изучение различных психических функций, познаватель­ной деятельности в целом и личностных проявлений ребенка. Пред­полагается использование методик, позволяющих выявлять общие закономерности развития аномальных детей, а также специфичес­кие закономерности, свойственные отдельным категориям детей с особыми нуждами.

Принцип разноуровненного количественного и качественного оценивания полученных результатов. В отечественной коррекционной педагогике отмечается определенная ориентировка на каче­ственный анализ материалов обследования ребенка. Ступеням ка­чественных характеристик протекаемых психических процессов, ме­рам выполнения последовательной «ступенчатой» помощи ребенку, выполняющему то или иное задание, посвящены многие исследо­вания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.