2. Вопросы комплектования контингента коррекционных учреждений
Ø Основные понятия темы
Выявление детей с отклонениями в развитии и комплектование специальных учреждений. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Понятие о коррекционном учреждении и системе коррекционных дошкольных и школьных учреждений. Характеристика основных видов коррекционных школ.
Ø Опорные конспекты лекций
Вопросы комплектования контингента коррекционных учреждений
Для судеб детей с отклонениями в развитии огромное значение имеет ранняя диагностика. Чем раньше будет выявлен дефект у малыша, и чем раньше с ним начнут работать специалисты, чтобы преодолеть или компенсировать аномалии, тем более существенным окажется результат этой работы. Причем важно не только установить наличие отклонения. Необходимо определить его характер, структуру, качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для организации ребенку медицинской и педагогической помощи или для помещения его в соответствующее учреждение.
Позднее ребенка следует направить на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). На эту комиссию поступают также дети из дошкольных учреждений в тех случаях, когда их состояние вызывает беспокойство у педагогов и воспитателей. На ПМПК обследуются и учащиеся из обычных школ общего назначения и из детских домов. Как правило, это резко неуспевающие ученики, полезность пребывания которых в обычной школе вызывает сомнения.
ПМПК создаются органами народного образования. Многие из них являются действующими постоянно. Перед приходом на ПМПК ребенок должен пройти углубленное врачебное обследование — психоневрологом, офтальмологом, отоларингологом, фтизиатром, педиатром, ортопедом. Они оформляют подробную медицинскую документацию. В медицинском деле ребенка обязательно должно иметься заключение психоневролога, данные о состоянии его зрения и слуха. Желательно, чтобы был собран подробный анализ.
В педагогическом деле ребенка, если он посещает детский сад или школу, должна быть характеристика с указанием на то, в чем у него имеются затруднения, каковы основные причины отставания и какие меры применял учитель, чтобы оказать помощь ребенку.
В состав ПМПК обычно бывают включены психолог, врач-психоневролог, психиатр, педагог младших классов школы общего назначения, педагог-дефектолог и логопед. Возглавляет комиссию, обобщает материалы и подводит итог, т.е. формулирует заключение наиболее опытный член комиссии. Чаще всего им оказывается директор специальной школы.
ПМПК призвана решать ряд сложнейших и весьма ответственных задач, в число которых входят следующие:
— установление диагноза каждому обращающемуся за помощью ребенку;
— определение индивидуальных характеристик, присущих данному ребенку отклонений, установление общей структуры дефекта, а также возможностей продвижения ребенка в плане общего развития;
— поиск системы средств наиболее эффективного медикаментозного лечения, необходимого для улучшения здоровья ребенка;
— утверждение путей и методов педагогического воздействия, которое будет способствовать коррекции присущих ребенку отклонений в развитии, а также повышению его обучаемости и тем самым продвижению в общем физическом, умственном и личностном развитии;
— формулирование советов в адрес родителей и учителей в плане обучения и воспитания ребенка. Имеется в виду комплексное воздействие на его познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу.
Решение всех этих нелегких задач не обязательно предполагает, что обследуемый ребенок, если он характеризуется существенными отклонениями от нормального развития, должен быть направлен в специальное учебное заведение дошкольного или школьного типа. При современной организации образования в нашей стране ребенок со специальными нуждами, т.е. в значительной степени отклоняющийся от нормы, при обязательном соблюдении ряда условий, может находиться в массовом учебном заведении (детском саду или школе) или обучаться дома.
Еще более очевидным примером может служить ситуация, когда стойкая неуспеваемость ребенка, в результате которой он оценивается недостаточно внимательным учителем как умственно отсталый, является результатом тех социальных условий, в которых он живет, например, двуязычиям. Так, если в семье постоянным разговорным языком является татарский, а в школе — русский, ученик оказывается в весьма затруднительных условиях, разобраться в которых бывает не всегда легко.
Таким образом, следует сделать один обязательный вывод членам ПМПК — необходимо приложить все возможные усилия к тому, чтобы их заключение было правильным, полностью соответствующим состоянию обследуемого ребенка.
Работа в ПМПК предусматривает соблюдение ряда основных принципов, на которых следует остановиться подробнее.
Принцип комплексного изучения, предполагающий всестороннее обследование ребенка группой квалифицированных специалистов. Результаты всех проведенных обследований (медицинского, психологического, педагогического, логопедического, социального) должны быть совместно обсуждены всеми специалистами, а затем обобщены одним из них и представлены в виде заключения, основывающегося на разноаспектных конкретных материалах.
Принцип целостного, системного изучения каждого ребенка, предполагающий выявление не только особенностей его познавательной деятельности, но и своеобразия эмоционально-волевого развития, моторики, поведения, физического состояния, рассматриваемых в различных сочетаниях и взаимосвязях.
Принцип онтогенетического подхода к изучаемому ребенку предполагает тщательное, всестороннее изучение всего жизненного пути пришедшего на комиссию ребенка, включая ранний период развития, в том числе и внутриутробный, а также сведения о его родителях.
Принцип детерминированного подхода к состоянию обследуемого ребенка предполагает не только выявление недостаточности, присущей его психическим функциям, но и определение из взаимозависимостей.
Принцип индивидуального подхода к ребенку, который предполагает определение специфических для него нужд и направлений необходимой для него помощи путем обобщения и систематизации всех показателей, полученных при изучении, т.е. его индивидуальную идентификацию. Этот принцип полностью отрицает механическое подведение обследуемого под тот или иной тип отклонений в развитии.
Принцип единства методологической концепции, объединяющий всех членов ПМПК, обоснованность набора методик, направленных на изучение различных психических функций, познавательной деятельности в целом и личностных проявлений ребенка. Предполагается использование методик, позволяющих выявлять общие закономерности развития аномальных детей, а также специфические закономерности, свойственные отдельным категориям детей с особыми нуждами.
Принцип разноуровненного количественного и качественного оценивания полученных результатов. В отечественной коррекционной педагогике отмечается определенная ориентировка на качественный анализ материалов обследования ребенка. Ступеням качественных характеристик протекаемых психических процессов, мерам выполнения последовательной «ступенчатой» помощи ребенку, выполняющему то или иное задание, посвящены многие исследования.