Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие ребенка, нуждающегося в специальном обучении



Кора головного мозга ребенка характеризуется высокой плас­тичностью. За счет этой особенности коры дети с отклонениями в развитии способны к подлинному развитию, к положительным качественным изменениям, возникающим в личностных проявле­ниях, в познавательной деятельности и моторике каждого ребенка. Конечно, наблюдаемые у детей положительные сдвиги бывают очень различными и далеко не всегда происходят в короткие сро­ки. Все зависит от характера и степени выраженности дефекта, от окружающей ребенка социальной среды, от уровня его познаватель­ной деятельности, личностной направленности и возможности дать волевое усилие, от квалификации работающего с ним учителя и от других факторов.

Основные закономерности нормального и аномального разви­тия едины, хотя каждый вид отклонения придает продвижению ребенка специфический характер, замедляя и существенно изме­няя его. Это положение, сформулированное Г.Я. Трошиным, акцен­тированное и уточненное Л.С. Выготским и другими психологами, устанавливает определенное отношение между нормальным и ано­мальным развитием, подчеркивая мысль об их общности, объеди­няет их и вместе с тем утверждает существование различий между ними. Зная закономерности развития нормального ребенка, мож­но продуктивно искать пути, факторы и направления, способству­ющие развитию различных категорий детей, отклоняющихся в раз­витии от нормы.

Положение об идентичности основных закономерностей нор­мального и аномального развития дает основания говорить об оп­ределенной общности многих факторов, обусловливающих этот процесс, а также об их значимости.

Не организованное обучение, происходящее стихийно, в силу тех или иных житейских, традиционных, обычно не учитываемых условий. Это прежде всего воздействие социальной среды, окружа­ющей ребенка, семьи, улицы, знакомых взрослых и детей, прослу­шивание радиопередач, просмотр телевизионных программ и кино­фильмов. Все дети с отклонениями в развитии, исключая тех, кто страдает сложными дефектами, или относится к числу глубоко ум­ственно отсталых, непроизвольно усваивают многие знания, уме­ния и навыки, подражая взрослым и сверстникам или следуя их тре­бованиям, предложениям или указаниям.

Не меньшую роль играет также взаимодействие со многими взрослыми, которые и не собираются учить ребенка чему-то, но всем своим поведением показывают ему пример того, как следует вести себя в тех или иных ситуациях.

Организованное обучение, осуществляемое не специалистами. Это систематические занятия родителей с ребенком, проводимые без учета имеющихся у него отклонений, пребывание в обычных детс­ких садах и школах общего назначения. Следует подчеркнуть мысль о том, что если родители предъявляют ребенку слишком высокие, непосильные для выполнения требования, то у него возникает чув­ство собственной неполноценности, ущербности, отрицательное от­ношение к занятиям и другим детям, иногда и к родителям.

Представители теории интеграции (представители западной коррекционной педагогики) предполагают воспитание и обучение ре­бенка с отклонениями в развитии в группе или классе среди нор­мально развивающихся детей, но по индивидуальной, специально разработанной программе под непосредственным руководством спе­циалиста-дефектолога. Это стоит очень дорого, т.к. фактически на одного, двоих или троих таких детей требуется специальный учи­тель или воспитатель. В настоящее время для нашей страны такое обучение фактически невозможно.

Если же ребенок с отклонениями в развитии оказывается среди нормально развивающихся детей и работающий с ним взрослый не имеет никаких сведений по коррекционной педагогике, не имеет времени и стремления уделять необычному ребенку особое внима­ние, то создаются далеко не самые благоприятные условия для его жизни и продвижения. Если в детском саду воспитатель безразлич­но и даже с раздражением относится к такому ребенку, то ребенок становится постоянно настороженным, скрытным, плаксивым или, наоборот, агрессивным и непослушным.

Отстающий ученик чувствует себя в классе дискомфортно. Дру­гие дети нередко смеются над ним. Учитель выражает недовольство. Если к тому же родители ругают и наказывают ребенка, заставля­ют часами делать уроки, то жизнь его становится сложной и тяже­лой, а это, в свою очередь, ведет к отрицательным личностным изменениям.

Специально организованное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии может проводиться в семье, где оно осу­ществляется родителями при систематических консультациях дефектолога или в виде индивидуальной работы с ребенком приглашен­ным специалистом (например, логопедом).

Специальное обучение может проводиться также в специальном детском саду или в группах обычного детского сада, в специаль­ной школе и в специальных классах, организуемых при школах общего назначения. Специальное обучение в наибольшей мере со­ответствует нуждам ребенка с отклонениями в развитии, способ­ствует становлению его познавательной деятельности и личности.

В результате такого обучения у ребенка с отклонениями в раз­витии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррек­ция и компенсация имеющегося у ребенка дефекта. Коррекция (от латинского correction — исправление, улучшение) — это сглажива­ние недостатков развития ребенка с помощью различных педагогических, лечебных и технических средств. Так, оптические приборы позволяют в известной мере скорригировать зрение слабовидящих детей. Обучение в школе для умственно отсталых детей оказывает положительное воздействие на формирование мыслительных про­цессов учащихся, предполагая комплексное воздействие на его по­знавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, моторно-двигательные качества, поведение и личности в целом.

Коррекционное воздействие основывается на максимальном ис­пользовании положительных возможностей ребенка с отклонени­ями в развитии и постепенно создает возможности для активиза­ции нарушенных функций. Акцентируется воспитание высших пси­хических процессов (логического мышления, произвольного запоминания и др.), которые играют ведущую роль в общем пси­хическом развитии человека.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от знания педагогом типологических и возрастных особенностей развития детей и индивидуальной специфики развития каждого ребенка. Особенно важно обеспечить при этом сознательное и ак­тивное выполнение детьми предложенных заданий, повысить их интерес к происходящему. Конечно, большое внимание уделяется специальной организации предметно-практической, мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Термин «компенсация» (от латинского слова compensatio — воз­мещение) в общебиологическом значении — одна из сторон при­спосабливаемости организма к окружающей среде при нарушении или утрате какой-либо материальной структуры или функции. Ос­новой компенсаторного процесса является мобилизация резервных возможностей высшей нервной деятельности. В процессе компен­сации происходит перестройка и замещение функций, направлен­ная на восстановление оптимальных возможностей организма и среды. При этом, в одних случаях, функции дефектных органов за­мещаются другими, что позволяет организму поддерживать адек­ватные связи со средой, в других — нарушение, ослабленные или недоразвитые функции полностью или частично восстанавливают­ся, перестраиваются отношения между ними, формируются новые системы. В результате возникают новые способы получения инфор­мации, и адекватные формы поведения реализуются в условиях полного выпадения или дефектного функционирования того или иного анализатора или органа.

Формирование процессов компенсации у человека — это не только биологическая приспосабливаемость организма, но и фор­мирование новых способов действия, усвоение социального опы­та в условиях сознательной деятельности. Компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности - это процесс восстановления его общественно-личностных функций, а не функций отдельного органа. Компенсация дефекта у детей с отклонениями в развитии — своеобразный процесс развития, обусловленный био­логическими, личностными и социальными факторами при веду­щей роли последних.

Конечно, не каждый дефект может быть полностью компенси­рован. К тому же компенсаторные процессы при неблагоприятных условиях (переутомление, заболевание) могут распадаться. В этих случаях происходит декомпенсация.

В ряде случаев может иметь место так называемая псевдоком­пенсация (от греческого psendos — ложь, ошибка), т.е. вредные об­разования, возникающие у ребенка как его реакция на нежелатель­ные проявления к нему со стороны окружающих. Так нарушение поведения у умственно отсталого ребенка часто бывает обусловле­но его желанием привлечь к себе внимание окружающих, так как другим путем ему не удается этого сделать.

Что же касается определения возможностей, то оно требует индивидуального обучения каждого ребенка, а для этого необхо­димо определить зону ближайшего развития ребенка с отклонениями в развитии. Л.С. Выготский выдвинул положение о том, что познавательная деятельность всякого ребенка характеризуется двумя зонами развития. Одна из них — зона актуального развития определяется такими заданиями, с выполнением которых ребенок в данный момент справляется самостоятельно. Другая — зона ближайшего развития может быть представлена заданиями, которые ему посильны лишь с помощью взрослого. Таким образом зона ближайшего развития позволяет определить возможности продвижения ребенка, которые необходимо учитывать при специальном обучении.

Работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не только предполагает применение определенной педагогической системы воспитания и обучения, способствующей коррекции и компенса­ции его дефекта и общему развитию, но и медикаментозное воз­действие и использование различных технических средств — слу­ховых аппаратов, оптических приборов. Медикаментозное воздей­ствие в данном случае ставит перед собой цель не излечения ребенка, но оказания ему помощи, направленной на снятие воз­никающих у него дополнительных трудностей. Так у умственно от­сталого ребенка, страдающего гидроцефалией (водянкой головно­го мозга), перенесшего черепно-мозговую травму и в ряде других случаев могут периодически возникать резкие, длительные голов­ные боли, которые нередко могут быть ослаблены или сняты ме­дикаментозными средствами.

К числу технических средств относятся различные опти­ческие приборы (линзы, лупы и др.), облегчающие зрительное вос­приятие детей со сниженным зрением, позволяющие обучать их грамоте, не обращаясь к специальному (брайлевскому) шрифту. Техническим средством являются и аппараты, издающие звук при приближении на определенное расстояние к препятствию (стене, столбу, забору) и тем самым помогающие слепому избежать стол­кновения с ними и травмы.

Различного рода тренажеры применяются главным образом при работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата и нарушениями зрения. Они способствуют разви­тию двигательной сферы этих детей, тренировке отдельных видов движений.

Начавшееся в дошкольном возрасте комплексное воздействие на ребенка, включающее педагогические и дополнительные сред­ства, дает несомненный положительный эффект. Следует помнить также, что чем в более раннем возрасте ребенка с отклонениями в развитии начинают обучать и воспитывать люди, обладающие дефектологическими знаниями, понимающие его нужды, относящи­еся к нему с сердечной теплотой, тем большего успеха можно ожи­дать, тем положительное будет прогноз его развития.

Собственная психическая активность ребенка — его интересы, склонности, эмоции, возможность дать волевое усилие, сформированность произвольных процессов имеют огромное значение для его всестороннего продвижения. Именно поэтому так важно вос­питание активной жизненной позиции ребенка с отклонениями в развитии.

Тема 12. Принципы, формы, методы и содержание воспитания и обучения аномальных детей

 

Ø План изучения темы

 

1. Общие принципы обучения детей с отклонениями в развитии.

2. Технологии и методы специального образования.

3. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии.

4. Проблема профилактики психического дизонтогенеза.

 

Ø Основные понятия темы

Характеристика основных принципов коррекционно-восстановительного обучения. Понятие коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии. Проблема профилактики психического дизонтогенеза.

 

Ø Опорные конспекты лекций

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.