Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК. Теоретическая часть



Теоретическая часть

Подготовлена по материалам [ ……].

 

Тема 1. Общая характеристика психолого-педагогических наук.

1.1. Система психолого-педагогических наук.

1.2. Отечественные и зарубежные классификации.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. На этом основании выделяют следующие отрасли психологии:

Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Она имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Педагогическая психологиярассматривает психологические закономерности обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психологияизучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психологиярассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: судебную психологию,

криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию.

Военная психологияисследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Выделяют психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Выделяют ряд отраслей психологи, в которых реализуется принцип развития:

возрастная психологияизучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека; имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология взрослого человека и геронтопсихология;

психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифлопсихологию;

сравнительная психологияисследует филогенетические формы психической жизни.

Если в основу классификации положить психологические аспекты отношений личности и общества, то можно выделить еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием «социальная психология».

Особое место занимает общая психология. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

 

В структуру педагогических наук входят история и теория педагогики. Первая дисциплина изучает историю развития основных идей педагогики, а также раскрывает пути развития систем образования в разных странах и у разнообразных народов. А теория педагогики состоит из следующих подразделов: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, теория организации и управления образовательным процессом и методика воспитательной работы. Современный этап развития педагогики характеризуется появлением новых педагогических направлений, например, педагогическая синергетика, педагогическая акмеология, педагогическая валеология и др.

Наиболее употребляемыми сегодня классификациями педагогических наук являются следующие отечественные классификации:
1. По структуре:

История педагогики включает в себя изучение истории развития педагогических идей и историю развития образовательных систем в разных странах и у разных народов;

Теория педагогики включает в себя следующие основные разделы:

общую педагогику – раздел педагогики, изучающий общие закономерности и принципы воспитания и образования, методологию и методику педагогического исследования;

теорию образования и обучения (дидактику) - раздел педагогики, раскрывающий сущность, содержание, методы и средства обучения и контроля;

теорию воспитания - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его структурные элементы;

теорию организации и управления в системе образования – раздел педагогики; изучающий комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательными процессами, направленный на повышение их эффективности;

Частные методики включают в себя методики обучения различным учебным дисциплинам, а также методику воспитательной работы.

2. По возрастному и предметному признаку:

Дошкольная педагогика рассматривает проблемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, начиная с рождения ребенка;

Школьная педагогика – одна из самых разработанных научных областей педагогики. Школьная педагогика занимается изучением проблем обучения и воспитания школьников разных возрастов;

Педагогика профессионального образования рассматривает проблемы образования и воспитания учащихся и слушателей системы профессионального образования и переподготовки кадров;

Педагогика высшей школы – отрасль педагогики, изучающая вопросы обучения и воспитания студентов высших учебных заведений, подготовки и переподготовки кадров для высшей школы;

Производственная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением наиболее оптимальных способов и приемов овладения производственными умениями и навыками;

Военная педагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к военным профессиям;

Космическая педагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к космическим профессиям;

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий с учетом конкретных условий социальной среды. Термин введен немецким педагогом А.Дистервегом вXIХ в.;

Сравнительная педагогика - отрасль педагогики, занимающаяся сравнительным анализом содержания и процессов в области образования в разных странах с точки зрения определенных критериев. Термин введен в конце ХУ111в. французским исследователем Жюльеном Парижским;

Этнопедагогика - отрасль педагогики, занимающаяся исследованием и сравнением культурных, национальных, народных, этнических традиций образования и воспитания;

Геронтопедагогика – отрасль педагогики, исследующая особенности старческого периода жизни человека с точки зрения возможностей образования и воспитания людей пожилого возраста.

3. По ценностно-смысловому признаку:

Авторитарная педагогика (педагогика необходимости) – направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Ребенок в этой педагогике – «предмет воспитания», «объект воздействия»;

Гуманистическая педагогика (недирективная педагогика) – направление в современной теории и практике обучения и воспитания, возникшее в конце 50—х – начале 60-х годов ХХ века в США как воплощение идей гуманистической психологии К.Роджерса. В основе этой педагогики – мотивация, интерес, потребности ребенка;

Педагогика права – новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны;

Педагогика православная – педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения в традициях православного христианства;

Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором с середины 70-х годов ХХ столетия стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками; учение без принуждения; идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона класса, личностного подхода;

4. По коррекционно-развивающему признаку:

Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические дефекты:

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих и слабослышащих;

Тифлопедагогика изучает особенности обучения и воспитания слепых и слабовидящих;

Олигофренопедагогика – проблемы умственно отсталых детей;

Логопедагогика – исправление речевых дефектов;

Коррекционная педагогика:

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов;

Кондуктивная педагогика ориентирована на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Термин введен венгерским ученым Пето;

Лечебная педагогика – отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью исправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Термин введен В.П.Кащенко;

Превентивная педагогика изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи;

Реабилитационная педагогика разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого ребенка с целью оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Педагогика особой одаренности – сравнительно новая отрасль педагогики, занимающаяся изучением педагогических подходов в работе с одаренными детьми.

Список литературы:

1. Абульханова К.А. Психология и педагогика. Учебное пособие

2. Бабанский Ю.К. Педагогика.

3. Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений

4. Подласый И.П. Педагогика.

5. Рогов Е.И. Общая психология.

6. Смирнов С. А. (Под ред.) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

Список литературы

 

Основная: 1, 3

Дополнительная: 4

Интернет-ресурсы: 1, 3, 4,6

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.