Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности динамики и изменений территориально-товарной структуры международной торговли



Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает "взрывной фактор", мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как "золотой век' в развитии международной торговли. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% 1988 г.). После явного спада в начале 90-х годов, в середине 90-х он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы — в среднем 6% в год (см. рис. 3).

1950 1965 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 1997

Рис. 3. Динамика роста экспорта и объема валового внутреннего продукта стран, входящих во Всемирную торговую организацию, в 1950—1997 гг., (%)

На стабильный, устойчивый рост международной тор­говли оказал влияние ряд факторов:

♦ развитие международного разделения труда и интернационализации производства и капитала;

♦ научно-техническая революция, способствующая об­новлению основного капитала, созданию новых отраслей эко­номики, ускоряющая реконструирование старых;

♦ регулирование (либерализация) международной тор­говли посредством мероприятий ГАТТ — ВТО;

♦ либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количествен­ных ограничений импорта и существенное снижение тамо­женных пошлин — образование "свободных экономических зон";

♦ активная деятельность транснациональных корпора­ций на мировом рынке;

♦ развитие процессов торгово-экономической интегра­ции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

♦ получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа "новых индус­триальных стран" с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлия­ло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилось 1/3 всего мирового экспорта, то к концу 90-х годов — около 10%. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американс­кому. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа остается главным центром международной торгов­ли. Вместе с тем ее доля в мировом товарообороте снижа­лась с 44% до 40%, в то время как доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона повысилась с 38 до 42%.

В 80-е годы значительный рывок в сфере международ­ной торговли сделала Япония. В 1983 г. она впервые вышла на первое место в мире по экспорту машин и оборудова­ния. Япония значительно опережает все страны по вывозу легковых, грузовых автомобилей, бытовой электроники и др. Одна треть японского экспорта приходится на США. Де­фицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится на уровне 50—60 млрд. долларов в год.

Уменьшение доминирующей роли США в международ­ной торговле в известной степени было связано со сниже­нием конкурентоспособности американского производства. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней при­соединились "новые индустриальные страны" Азии — Син­гапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конку­рентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гон­конг, Швейцария и др. Япония, которая ранее на протяжении многих лет занимала ведущие места, в результате за­тяжного кризиса 90-х годов откатилась на 14 место. Гер­мания занимает 22 место. На 23 месте Франция. Сущест­венный рывок в 90-е годы сделал Китай, поднявшись на 29 место.

Россия в соответствии с анализом на 1997 г. Всемирного экономического форума, проведенного по 53 странам, за­нимает последнее место (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Рейтинг конкурентоспособности стран, 1997    
Страна Общий ранг Отк­ры­тость Прави­тельст­во Фи­нан­совый рынок Инфра-струк-тура Тех­ноло­гии Управ­ление Труд
Сингапур
Гонконг
США
Канада
Н.Зеландия
Великобри­тания
Япония
Германия
Китай
Украина

Источник: Всемирный экономический форум.

Индекс конкурентоспособности для каждой из стран рассчитывается как средневзвешенное из восьми субиндек­сов, представляющих восемь основных факторов. Эти фак­торы: открытость, правительство, финансы, технология, инфраструктура, менеджмент, труд, институциональная среда. Каждый из названных факторов в свою очередь обобщает большое число некоторых показателей, характери­зующих положение в соответствующей области.

Конкурентоспособность в обзорах Всемирного эконо­мического форума определяется как способность конкрет­ного государства создавать пропорционально больше бо­гатств, чем его соперники на мировых рынках. А также как способность поддерживать устойчивые высокие темпы ро­ста реального душевого дохода, измеряемого темпами ро­ста валового внутреннего продукта в расчете на душу на­селения в постоянных ценах.

По прогнозам специалистов, в первые годы XXI столе­тия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатс­кие государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспо­собных государств предполагается увидеть три государст­ва — США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья и продовольствия и сравнительно про­стых изделий готовой продукции на мировой рынок. Отно­сительное снижение спроса на сырье и продовольствие на мировом рынке к началу 90-х годов означало уменьшение возможностей развивающихся стран для расширения экс­порта. К тому же промышленно развитые страны увеличи­ли свою долю в мировом экспорте продовольствия и сырья (за исключением нефти). Доля развивающихся стран в ми­ровом экспорте этих товаров (без нефти) сократилась с 40% (1960 г.) до 28% (начало 90-х годов).

Стремление развивающихся стран диверсифицировать свой экспорт за счет товаров промышленной группы зачас­тую встречает в той или иной форме противодействие про­мышленно развитых стран. Вместе с тем отдельные разви­вающиеся страны, прежде всего НИС, сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспор­та, повышения в нем доли готовой продукции, промышлен­ных изделий, в том числе машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в его об­щем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16,3%. В целом экспорт развивающихся стран (за исключением НИС) растет неравномерно, как по группам стран, так и по отраслям. Стабильно низкой остается доля экспорта из наи­менее развитых стран — около 0,25% от общего объема мировой торговли.

Характеризуя основные тенденции в региональном ас­пекте, следует отметить, что устойчиво высокие темпы международной торговли поддерживаются за счет расши­рения торговли внутри стран ОЭСР (Организации экономи­ческого сотрудничества и развития). С середины 90-х годов доля стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в мировой торговле держится на уровне 72—73% (см. табл. 5, 6).

 

Таблица 5 Мировой экспорт (млрд. долл.)

  1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Весь мир
в том числе:              
ОЭСР
другие страны
Региональные группировки:              
ЕС
АТЭС
НАФТА
АТЭС без НАФТА
СНГ ПО

 

Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта — непродовольственные товары.

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший инте­рес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, посколь­ку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.

В этой связи весьма заметной тенденцией стало увели­чение объемов внутриотраслевой торговли между разви­тыми странами (между автомобильными, авиационными, электронными, сталелитейными и другими компаниями). Это новое явление в международной торговле на первый взгляд не укладывается в классическую теорию сравнительных преимуществ. Однако эта теория, основанная на учете при­родных факторов и основных факторов производства, не опровергается новыми явлениями, а лишь требует ее модификации развития с учетом реалий современного миро­вого хозяйства, особенностей международного товарного обмена. Международная торговля, развиваясь в соответствии с принципами теории сравнительных преимуществ, испы­тывает все возрастающее влияние таких факторов, как су­щественная дифференциация издержек производства (на определенный период времени) в одних и тех же отраслях под влиянием НТП, рост квалификации труда, все возрас­тающие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), углубление процессов международной специализации и кооперирования.

Все большим аргументом в пользу развития трансат­лантического рынка становится дальнейшая либерализация взаимной торговли, взаимных уступок между США и ЕС. Так, в 1997 г. достигнута договоренность об отмене пошлин на ряд продуктов информационных технологий, подписаны соглашения о взаимном признании некоторых видов ле­карств, медицинского оборудования, средств связи и теле­коммуникаций.

Последняя четверть XX века свидетельствует о воз­растании роли Азиатско-Тихоокеанского региона в системе международных экономических отношений, в том числе в области международного товарообмена. По оценке Всемир­ного банка к 2000 году более 40% всего объема мировой торговли будет сосредоточено в бассейне Тихого океана.

Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рын­ках сложных изделий, включая средства производства. С 1991 по 1997 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатс­ко-Тихоокеанского региона поднялась с 38% до 42%.

В перспективе в международной торговле должна за­метно вырасти роль Китая (вместе с Гонконгом и Тайва­нем). Экспорт этой страны с 1991 г. вырос в 1,5 раза. Основой экспорта служит промышленная продукция, на нее прихо­дится 87% (в том числе на электромеханические товары — 33%). К числу других перспективных лидеров мировой тор­говли следует отнести ряд стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), и прежде всего Республику Корею, Таиланд, Ма­лайзию, Филиппины, Индию. Между Китаем и этими стра­нами разгорится серьезная конкуренция, поскольку и КНР и страны ЮВА экспортируют товары сходной номенклату­ры — электроника, текстиль, ткани, игрушки, обувь, и притом на одни и те же рынки (США, ЕС, Япония).

Среди других кандидатов на ведущие позиции в миро­вой торговле претендуют страны, объединенные под общим названием "большие новые рынки". Это Аргентина, Брази­лия, Мексика, страны Юга Африки, Турция, Польша, а также Россия. Экономика этих стран имеет достаточно вы­сокую степень открытости, и их экономический рост будет оказывать большое влияние на развитие мировой торговли.

К числу важных тенденций развития мировой торговли последнего времени следует отнести быстрый рост торгов­ли между развивающимися странами. Так, доля Азии (без Японии) в мировой торговле превысила долю Северной Аме­рики и продолжает увеличиваться. Растет экспортная экс­пансия "новых индустриальных стран" (НИС) на рынки НИС "второй" и "третьей" волны, а также стран периферии.

После распада социалистического блока в Восточной Европе резко возросла торговля между ЕС и странами быв­шего соцлагеря (включая страны Балтии). Так, в 1995 г. об­щие объемы экспорта стран ЕС увеличились на 8,8%, а в Восточную Европу — на 23%. Самыми важными торговыми партнерами ЕС в регионе являются Польша (27% экспор­та), Чехия (21%) и Венгрия (14%).

Отраслевая структура мировой торговли

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоем­кими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции состав­ляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологич­ной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.

Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экс­порт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост миро­вого рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнози­руется на уровне 10—15 процентов. Еще в 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.

В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь — промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля ма­шинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вы­числительные услуги.

В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстри­рует заметный рост, несколько затормозившийся в середи­не 90-х годов.

Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами — транспортными, финансовы­ми, туристическими. В середине 90-х гг. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт товаров соответственно 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершают­ся операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран.

Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.

Важной тенденцией 90-х годов является весьма дина­мичный рост жирового металлургического рынка. К осо­бенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспор­теров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.

Следует отметить тенденцию в увеличении потребле­ния сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием замени­телей сырья, более экономичным использованием и углуб­лением его переработки.

Ужесточение требований по охране окружающей сре­ды, направленное на ограничение выброса в атмосферу га­зов, и прежде всего углекислого газа, для предотвраще­ния глобального изменения климата, в перспективе ока­жет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет по­вышена роль возобновляемых источников энергии и при­родного газа.

Долгосрочными тенденциями развития мирового про­довольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция — это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сель­скохозяйственным сырьем.

Характеризуя отраслевую структуру мировой торгов­ли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4.

Доля торговли продукцией обрабатывающей промышлен­ности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов — это торговля ма­шинами и оборудованием.

Особое место в системе международной торговли с се­редины 90-х гг. занимает электронная торговля — торговля во всемирной сети Интернет. Интернет-коммерция, назван­ная "новой экономикой", развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих стра­нах мира происходит процесс адаптации к "новой экономи­ке", осознание ее роли в системе международных экономи­ческих связей. Между тем уже сейчас ясно, что компью­терные и телекоммуникационные сети поставят электрон­ную границу между преуспевающими и бедными странами.

В 2000 г. до 75% корпоративных персональных компь­ютеров по всему миру будут подключены к Интернету. По некоторым данным, в начале нового тысячелетия общий оборот Интернета приблизится к 200 млрд. долл. (в 20 раз больше, чем в 1996 г.).

Существенное распространение "электронная торгов­ля" (ЭТ) получила в США. Это объясняется тем, что аме­риканские компании являются лидерами в области созда­ния систем электронной торговли, а также тем, что в стране высокая степень обеспечения семей компьютерами и про­граммным обеспечением. Поскольку цены в электронных си­стемах торговли США часто ниже мировых, ЭТ начинает приобретать глобальный характер. Так, по данным компа­нии Amazon.com, 27% покупок ее продукции приходится на зарубежных потребителей.

Наиболее успешными организационными формами, дей­ствующими в ЭТ, являются специализированные рознич­ные электронные магазины. Помимо собственно торговли, в системе Интернет все большее развитие получают раз­ного рода услуги, в том числе информационные, реклам­ные, банковские, услуги по грузоперевозкам и т. п. Особую динамику в последнее время приобретает торговля через сеть ценными бумагами. Основными проблемами ЭТ явля­ются, во-первых, отсутствие гарантии качества со сторо­ны государства: ни одно правительство не может приме­нить внутренние санкции к зарубежной компании, работа­ющей в системе ЭТ. Во-вторых, стоимость доставки това­ров в разные страны мира достаточно высока. При этом зат­раты на перевозку в основном увеличиваются за счет им­портных пошлин и других налогов.

Специалисты полагают, что проблемы ЭТ — это про­блемы роста. Ее роль в развитии международной торговли в XXI веке будет огромной.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.