Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Противоречия современной международной торговли



Анализируя процессы, протекающие в мировой тор­говле, следует подчеркнуть, что либерализация становит­ся ее основной тенденцией. Происходит значительное сни­жение уровня таможенных пошлин, отменены многие ог­раничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась внешнеэкономическая либерализа­ция в России. Форсированная либерализация внешнеторго­вого режима фактически мешала решению задачи повыше­ния конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иност­ранной конкуренции внутри страны. Открытие российского рынка перед международными корпорациями в односторон­нем порядке (может быть, вынужденное, но не всегда достаточно взвешенное), наплыв импорта (часто недобро­качественного) не стимулировали формирование рациональ­ной структуры потребления и совершенствования матери­альной базы производства.

Помимо либерализации внешнеэкономического факто­ра существует и противоположная тенденция — сохранение, а иногда и усиление протекционистских тенденций в торгово-экономических связях различных стран и их эконо­мических группировках. Так, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией, тарифы остаются высо­кими, а прогресс в сокращении квот на импорт достаточно медленный. Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев. На­пример, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды, что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор. Сопротивление уменьшению тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные то­вары и другие связанные с ними барьеры в мировом масш­табе достигают в среднем 40%.

Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекцио­низма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барье­рами. К ним можно отнести дотации национальному произ­водству, введение различных стандартов и норм, сертифи­кацию товаров. Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барье­рами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают экс­клюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономи­сты все чаще связывают ее с понятиями "добросовестной", "справедливой" торговли.

Роль ГАТТ/ВТО в разрешении противоречий международной торгован

Важную роль в регулировании международной торгов­ли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические орга­низации. Одна из основных организаций такого рода ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.

ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших междуна­родных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм Генерального соглашения о тари­фах и торговле основывается на ряде принципов и норм:

♦ недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаим­ным предоставлением, с одной стороны, режима наиболь­шего благоприятствования в отношении экспортных, им­портных и транзитных операций, связанных с ними тамо­женных пошлин и сборов, а с другой стороны — националь­ного режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутрен­ним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

♦ РНБ — режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышлен­ность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

♦ использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

♦ прогрессивное снижение таможенных тарифов пу­тем проведения многосторонних переговоров;

♦ предоставление преференциального режима в тор­говле с развивающимися странами;

♦ разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

♦ взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в ра­унды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокра­щению средней таможенной пошлины. После второй миро­вой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов — около 4%.

К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран.

С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 стра­на. В 1998 г. в ВТО вошло 132 страны. Соглашению о созда­нии ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках "уругвайского раунда". По мнению Рената Руджеро, генерального директора ВТО, уругвайский раунд при­ведет к росту объемов торговли "почти такому же, как в золотом веке" (т. е. в 50—70-е годы).

Несмотря на формальную преемственность, Всемирная торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ.

1. ГАТТ представляло собой просто свод правил (мно­госторонних соглашений выборочного характера). В каче­стве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.

2. ГАТТ использовалось как временный базис. Обязатель­ства ВТО являются полноценными и постоянными.

3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товара­ми. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о тор­говле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также раз­рабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оцен­кам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.

Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач. Во-первых, продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в осо­бенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых, оказание содействия сфере торговли услугами. Новый ра­унд переговоров по торговле услугами должен начаться в 2000 г. Цель — расширить соглашения 1997 г. по телеком­муникациям, финансовым услугам и Интернету, а также завершить работу по соглашениям по бухгалтерским ус­лугам; в-третьих, ВТО нужно решить, насколько она бу­дет вовлечена в решение таких проблем, как: антитрестов­ские законы, ограничения для иностранных инвестиций, права наемных работников и защита окружающей среды.

После образования Всемирной торговой организации появляются настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовы­ми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные "нерыночные" преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нор­мы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.

В ходе прошедшей в Сингапуре в декабре 1996 г. пер­вой министерской конференции стран — членов Всемирной торговой организации были сформулированы и другие про­блемы, которые предстоит решать ВТО. К ним относятся: отмена ограничений со стороны США и ЕС на ввоз текстиль­ных товаров из азиатских стран, "регионализм", т. е. широкое распространение соглашений о преференциальной тор­говле между группами стран; либерализация рынка фар­мацевтики; "прозрачность" системы государственных заку­пок; проблемы перемещения рабочей силы, морского транс­порта и др.

Кроме того, Всемирной торговой организации предсто­ит решать вопросы, поднятые еще на Уругвайском раунде ГАТТ, об охране интеллектуальной собственности, сани­тарном и фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой на пути свободной торговли.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.