Былины — народные песни о подвигах богатырей, сохранившиеся на севере России в памяти певцов-сказителей. Эпические песни, в которых воспеты героические события. Былины художественно обобщили действительность 11-16 веков.
Записывали былины преимущественно в 19 и 20 веках на Русском Севере – их главном хранителе: в бывшей Архангельской губернии, в Карелии, на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской области.
Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов, всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личностные пороки. Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти.
В народе былины называли «стАринами», «старИнками», «старИнушками». Термин «былина» - чисто научный, он был предложен в первой половине 19в И.П. Сахаровым. Слово «былина» было взято им из «Слова о полку» и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм.
Певцов привлекало не точное фиксирование истории, а выражение ее народных оценок, отображение народных идеалов, изображали только центральные моменты, а не хронологию событий.
Былины донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Батыя, Тугоркана). Так эпический князь Владимир Красно Солнышко совместил Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Добрыня Никитич, дядя Владимира Святославича, жил в 10-нач.11 вв. о нем есть летописные упоминания.
Былины - произведения, сюжеты которых являются результатом худ. вымысла. В основе этого вымысла всегда лежит историческая действительность, но не в виде конкретных событий и фактов.
Былины относятся к классическим формам эпоса.
Былины можно разделить на три цикла:
- о старших богатырях. Святогор, Волх Всеславич, Микула Селянинович
- о младших или киевских богатырях. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
- о новгородских богатырях. Садко, Василий Буслаев
Основные черты былин:
1. Наличие разработанного эпического сюжета
2. Типовые эпические персонажи
3. Набор характеристик и описание эпического мира
4. Развернутая повествовательная система
5. Особый эпический язык (стиль)
6. Специфическая музыкальная форма
История собирания.
Значительную трудность создает то обстоятельство, что до нас не дошло, а может быть вовсе не имелось, записей былин ранее начала XVII века. Из-за изменчивости фольклорного текста в устной передаче древнейшие записи Б. не сохранили Б. в их первоначальном содержании и форме.
От середины XVIII в. дошел до нас замечательный сборник былин, составленный казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова и заключавший в себе свыше 70 песен.
Открытие богатств русского Б. эпоса падает на 60—70-е гг. XIX в. В 1861—1867 вышли в свет «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (224 номера Б.), а в 1872 — «Онежские Б.», записанные в 1871 А. Ф. Гильфердингом (318 номеров) от 70 сказителей.
В течение 1862—1874 выходили выпуски посмертного труда «Песни, собранные П. В. Киреевским» .
В 20-е годы ХХ в. за былинами на Север едут Астахова и Соколова.
Классификация былин:
1. Былины богатырские. Движение отличается центростремительностью к главному действующему лицу — богатырю. Развивается оно не всегда прямолинейно, а очень часто с внезапными сдвигами в противоположную сторону. Излюбленным приемом богатырской Б. является прием антитезы. Антитеза в развитии действия и прием контраста в организации образа Б. героев. В начале Б. герой недооценивается, даже опорочивается, враг кажется значительнее его, сильнее, затем все это 13сразу опровергается дальнейшим, тем более финальным моментом богатырской Б.: богатырь один расправляется с многотысячной враждебной силой. Контрастно, например, обрисованы такие пары, как Илья и Соловей, Добрыня и Змей и др. Для богатырской былины чрезвычайно характерны различные формы гиперболизации как внешнего вида былинных героев и их атрибутов, так и их действий, подвигов.
2. Б.-новеллы (Чурила и Катерина, Алеша и Добрыня, Хотен Блудович и др.), в отличие от богатырских Б., включают значительно больше элементов чисто драматического действия. Не малую роль в поэтике Б. играют различные формы диалога, причем в богатырской, воинской Б. диалог, или вообще прямая речь, менее употребительны, чем в Б. новеллистической, для к-рой диалогическая форма изложения в значительной мере является формальным признаком особого Б. жанра. Диалог выполняет существенную динамическую функцию в строении Б. — он в значительной мере двигает действие в Б.
Мифологический: «Святогор и тяга земная», «Илья Муромец и Святогор».
Архаический тип: «Садко», «Былины о Дунае», «Волх Всеславович», «Добрыня и Маринка».
В мифологических типах былин есть мифол. версия о богатырях неземного происхождения, а в архаич. есть что-то, не вписывающееся в привычный мир.
Братание, передача силы через дыхание – специф. черты былин. Женщины находятся на периферии – «странноватенькие».
Ритмическое устр-во былин. С изобретением звукозаписи М. Перри и А. Лорд «Сказитель» придумали формульную теорию. Считали, что ритм-ки былины устроены из повтор. мелодических элементов, готовых ритм.схем.
Формула – группа слов, регулярно используемая в одних и тех же метрических условиях для выражения к-л. общего понятия. (опред-ие М. Перри).
Мотив – элемент, из кот. в разных былинах составлен сюжет. Это единица сюжетного строение.