Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 19. Волшебная сказка: сюжеты, персонажи, морфология. Сказка как речевой жанр



Волшебная сказка - это тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда или желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, прохождение им всяческих трудностей, заканчивающихся воцарением или женитьбой. Сказки, отражающие эту схему, называются волшебными. (Пропп – «исторические корни волшебной сказки»)

В другой своей книге - «Морфология волшебной сказки» - Пропп пишет о том, что понятие «сюжет» сложное и неопределенное. Сюжеты волшебных сказок состоят в теснейшем родстве между собой. Определить, где кончается один сюжет с его вариантами и где начинается другой очень сложно. Антти Аарне – один из основателей финской школы – составил список сюжетов сказки, вошедший в международный обиход и оказавший делу изучения сказки крупнейшую услугу: благодаря указателю Аарне возможна шифровка сказки. Сюжеты названы у Аарне типами, каждый тип занумерован. Волшебная сказка в классификации выделена в отдельный подразряд (№300-749). Но Пропп утверждает, что указатель Аарне опасен тем, что внушает неправильное представление по существу, ведь четкого деления на типы фактически не существует. Веселовский под сюжетом понимал комплекс мотивов. Мотив может приурочиваться к различным сюжетам. Для Веселовского мотив есть нечто первичное, сюжет – вторичное. Сюжет для Веселовского уже акт творчества. Отсюда вытекает необходимость изучения сказки не по сюжетам, а по мотивам. По Веселовскому мотив есть неразложимая единица, тогда как Пропп утверждает, что это неверно, мотив не одночленен, не неразложим. Такой неразложимой единицей, по мнению Проппа, является функция, т.е поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. В сказке меняются названия и атрибуты действующих лиц, не меняются их действия – функции. Это дает возможность изучать сказку по функциям действующих лиц.

Пропп выделяет 31 функцию, последовательность функций всегда одинакова. Функции образуют основные элементы сказки, строющие ход действия. Наряду с этим имеются составные части, которые, хотя и не определяют развития, все же очень важны: целая система осведомлений, утроения, различные виды мотивировок. На этом и строится морфология сказки по Проппу.

Слово «морфология» означает учение о формах. Это понятие заимствовано из естественных наук. В области народной, фольклорной сказки употребление этого термина закономерно, так как рассмотрение форм и установление закономерностей строя сказки возможно с такой же точностью, с какой возможна морфология органических образований.

Волшебная сказка знает семь типов действующих лиц:

1. герой, т.е персонаж, ликвидирующий беду или недостачу,

2. антагонист,

3. даритель, снабжающий героя волшебным средством или помощником,

4. помощник,

5. царевна (искомый персонаж) и ее отец,

6. отправитель,

7. ложный герой.

Вокруг этих персонажей функции логически объединяются в круги действия лиц. Круг действия в точности соответствует персонажу. Один персонаж может охватывать несколько кругов действия или один круг действий может распределяться по нескольким персонажам.

Еще одной интересной чертой сказки является то, что каждая категория персонажей имеет свою форму появления, каждая категория особым способом включается в действие. Кроме того, у каждого персонажа есть свои атрибуты.

Сказка является, по терминологии Бахтина, «речевым жанром». Но это речевой жанр совершенно особого рода. Значительно отличаясь от спонтанной речи своей связностью, сказка в то же время выделяется и среди других речевых прозаических фольклорных жанров своей «оформленностью», установкой на канонизацию не только плана содержания, но и плана выражения. Чтобы оказаться в сказочном мире, необходимо принять правила игры, которые задаются инициальными и финальными формулами, образующими рамку сказочного текста. Сказочник – фигура медиации, посредник между сказочным и реальным миром. Цель инициальных формул – дезориентировать слушателя, психологически подготовить его к восприятию сказочной реальности. В русской фольклорной традиции сказочник обладает тройным статусом: он реальный рассказчик, создатель сказочной картины мира и герой сказки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.