В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и событиям как правде.
Пропп: «сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»
Сказка - явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки делят на следующие жанры:
1. О животных
2. Волшебные
3. Кумулятивные
4. Новеллистические или бытовые
Основной художественный признак сказок- сюжет
Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, которая передается путем письма и чтения и не меняется. Литературная сказка может попасть в орбитуру народного обращения и передаваться из уст в уста, тогда она тоже подлежит изучению фольклориста. Сказка отличается специфической для нее поэтикой.
Сказка и миф.
Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка. Сказка имеет развлекательное значение, а миф - сакральное. Миф - рассказы первобытных народов, которые признаются реалиями высшего порядка, хоть и не всегда выдаются за действительность. Они обладают священным характером. С появлением в человеческом сознании и в культуре богов, миф становится рассказом о божествах и полубожествах
Быль, быличка, бывальщина.
Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч., т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка- рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка - рассказ художественный, не имеющий религиозных функций.
Легенда.
Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами.
Сказание, предание.
Сказания- рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может.
Народная книга - возникла как продукт городской культуры средних веков, когда печатный станок овладевает циркуляцией фольклорных жанров и преобразует их во вкусе среднего сословия.
Анекдот.
Сущность анекдота сводится к неожиданному остроумному концу краткого повествования
Анекдоты, в отличие от вышеперечисленных жанров, могут относиться к области сказки, но есть анекдоты, которые нельзя причислять к таковым.
Классификация сказок.
Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок, первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид, во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.
1. Сказки о животных
2. Волшебные
3. Былинные
4. Исторические сказания
5. Новеллистические или бытовые
6. Былички
7. Народные анекдоты
8. Докучные
9. Прибаутки
10. За вычетом недостатков получается стройная классификация:
11. Сказки о животных
12. Сказки о людях:
a. Волшебные
b. новеллистические
Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.
Волков 15 сюжетов. Но принципы деления разные--- хаос.
Финская школа. Аарне - Сюжеты. Сюжеты в его понимании - нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно:
1. Сказки о животных
2. Собственно сказки
3. Анекдоты
Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно.
Веселовский. Сюжет - последовательность неких единиц. Мотив - неразлагаемая единица повествования.
Пропп. Функции – 31.
История собирания.
В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки.
Перелом в отношении к сказке произошёл только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел их в лит и общ-научный обиход. Жуковский, Гоголь, Ершов.
Два направления:
1. Тенденция к изданию литературно обработанных сказок (Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные.)
2. Стремление к изданию подлинно народных текстов (Авдеева- собирательница и издательница)
Была велика потребность в возникновении сборника, кот. бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты.