Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 29. малые эпические жанры: историческая песня, духовный стих, старая баллада. Соотношение эпического и лирического начал в этих жанрах



Исторические песни - жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в.

Первый крупный цикл рисует события 2-й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.).

Н. и сер. 17 в. - Тема защиты Родины преобладает в песнях. Тема казацких Исторических песен - защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисленные песни рисуют эпизоды восстания Степана Разина.

В 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I.

С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных Исторических песен становятся солдаты.

В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотическихпесенпосвящен Отечественной войне 1812. Позже Исторические песни мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.

Главные черты поэтики и манеры исполнения - лаконизм, драматизм, простота яз.

Циклы ист.песен:

1. 13 век. Рязанский цикл.

2. 16 век. Цикл песен об Иване Грозном

3. 17 век. Цикл песен о смутном времени

4. О Степане разине

5. 18 век. Цикл песен о петровском времени.

6. 19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года

Нет оснований рассматривать историческую песню как энциклопедию русской истории. Содержанием исторических песен нередко оказываются такие события, которых в реальной истории и быть не могло. То же можно сказать о песенных героях. Т.е история действительная и песенная не совпадают. Ист песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.

Предметом ист.песни является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Главный источник народной поэзии - действительность, познаваемая и преобразуемая народом. В песнях происходит смещение подлинных масштабов происходившего.

Баллада - лиро-эпическая песня.

Три исторических типа этого жанра:

1. мифологическая(их тематика восходит к глубокой древности),

2. классическая(тема семьи, любовная тема),

3. новая(возникла в 19 веке. Поэтические обработки фольклорных произведений)

Особенность баллад - стремительность развития сюжета. Иногда она целиком состоит из диалога. Герой неотделим от сюжета. В варианте меняется его имя, возраст, но сохраняется сюжетная роль. Типическое в его изображении преобладает над индивидуальным. Смерть героя эстетически воспринималась как обличение зла, утверждение моральных норм.

Путилов. Русский историко-песенный фольклор:

Баллада - эпическая или лиро-эпическая песня с драматическим сюжетом. Сфера баллады - семейная и частная жизнь людей. Она сильнее связана с общественно-социальными конфликтами. Особенность: глобальные проблемы осмысляются через частные, личные судьбы. Герои - безымянные персонажи, не являющиеся деятелями истории. Возможны случаи перехода баллады в историческую песню и наоборот.

Духовные стихи.

Духовные стихи, как неотъемлемая часть русского фольклора, являются высшим художественным выражением народной веры в слове. Зародились духовные стихи на заре христианства как песенное воплощение литературно оформленных в Библии, апокрифах или житиях религиозных сюжетов.

Г.П. Федотов называл духовные стихи - песнями (чаще всего эпическими), на религиозные сюжеты, которые обычно исполнялись бродячими певцами (преимущественно слепцами) на ярмарках, площадях, у ворот монастырских целей.

Русские духовные стихи претерпели на протяжении своего развития существенные изменения - в отношении принципов стихосложения (тонические, эпического склада стихи; затем сложенные в силлабическом размере, - рифмованный стих был занесен на Московскую Русь в ХVII в.; наиболее поздний пласт - стихи силлабо-тонические). Нередко .два духовных стиха на одну тему, но возникшие в различных традициях в разное время, отличаются друг от друга, не только в музыкальном, но и в образном и содержательном отношении.

Исполнители дух. ст. - посредники между церковью и народом. Для народа стихи были школой веры, школой нравственности и вместе с тем школой религиозной культуры.

Духовные стихи нельзя без оговорок назвать частью русского фольклора; хотя они и питаются его поэтической образностью, но сюжеты их восходят к памятникам книжности - церковной и околоцерковной (апокрифы). Передавались от поколения к поколению духовные стихи также двумя способами - устно и письменно, в стиховниках.

Эпос - рассказ о событии, т.е. есть сюжет. Главное - событие. Объективность.

Лирика - поэт говорит от себя. Главное - настроение. Субъективность.

Лиро-эпический жанр - присутствует фигура автора

Духовные стихи - песничаще всего эпические, но могут быть и лирическими.Баллада - лиро-эпическая песня. Ист.песня - эпическая, лиро-эпическая и лирическая.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.