Исторические песни - жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в.
Первый крупный цикл рисует события 2-й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.).
Н. и сер. 17 в. - Тема защиты Родины преобладает в песнях. Тема казацких Исторических песен - защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисленные песни рисуют эпизоды восстания Степана Разина.
В 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I.
С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных Исторических песен становятся солдаты.
В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотическихпесенпосвящен Отечественной войне 1812. Позже Исторические песни мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.
Главные черты поэтики и манеры исполнения - лаконизм, драматизм, простота яз.
Циклы ист.песен:
1. 13 век. Рязанский цикл.
2. 16 век. Цикл песен об Иване Грозном
3. 17 век. Цикл песен о смутном времени
4. О Степане разине
5. 18 век. Цикл песен о петровском времени.
6. 19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года
Нет оснований рассматривать историческую песню как энциклопедию русской истории. Содержанием исторических песен нередко оказываются такие события, которых в реальной истории и быть не могло. То же можно сказать о песенных героях. Т.е история действительная и песенная не совпадают. Ист песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.
Предметом ист.песни является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Главный источник народной поэзии - действительность, познаваемая и преобразуемая народом. В песнях происходит смещение подлинных масштабов происходившего.
Баллада - лиро-эпическая песня.
Три исторических типа этого жанра:
1. мифологическая(их тематика восходит к глубокой древности),
2. классическая(тема семьи, любовная тема),
3. новая(возникла в 19 веке. Поэтические обработки фольклорных произведений)
Особенность баллад - стремительность развития сюжета. Иногда она целиком состоит из диалога. Герой неотделим от сюжета. В варианте меняется его имя, возраст, но сохраняется сюжетная роль. Типическое в его изображении преобладает над индивидуальным. Смерть героя эстетически воспринималась как обличение зла, утверждение моральных норм.
Путилов. Русский историко-песенный фольклор:
Баллада - эпическая или лиро-эпическая песня с драматическим сюжетом. Сфера баллады - семейная и частная жизнь людей. Она сильнее связана с общественно-социальными конфликтами. Особенность: глобальные проблемы осмысляются через частные, личные судьбы. Герои - безымянные персонажи, не являющиеся деятелями истории. Возможны случаи перехода баллады в историческую песню и наоборот.
Духовные стихи.
Духовные стихи, как неотъемлемая часть русского фольклора, являются высшим художественным выражением народной веры в слове. Зародились духовные стихи на заре христианства как песенное воплощение литературно оформленных в Библии, апокрифах или житиях религиозных сюжетов.
Г.П. Федотов называл духовные стихи - песнями (чаще всего эпическими), на религиозные сюжеты, которые обычно исполнялись бродячими певцами (преимущественно слепцами) на ярмарках, площадях, у ворот монастырских целей.
Русские духовные стихи претерпели на протяжении своего развития существенные изменения - в отношении принципов стихосложения (тонические, эпического склада стихи; затем сложенные в силлабическом размере, - рифмованный стих был занесен на Московскую Русь в ХVII в.; наиболее поздний пласт - стихи силлабо-тонические). Нередко .два духовных стиха на одну тему, но возникшие в различных традициях в разное время, отличаются друг от друга, не только в музыкальном, но и в образном и содержательном отношении.
Исполнители дух. ст. - посредники между церковью и народом. Для народа стихи были школой веры, школой нравственности и вместе с тем школой религиозной культуры.
Духовные стихи нельзя без оговорок назвать частью русского фольклора; хотя они и питаются его поэтической образностью, но сюжеты их восходят к памятникам книжности - церковной и околоцерковной (апокрифы). Передавались от поколения к поколению духовные стихи также двумя способами - устно и письменно, в стиховниках.
Эпос - рассказ о событии, т.е. есть сюжет. Главное - событие. Объективность.
Лирика - поэт говорит от себя. Главное - настроение. Субъективность.
Лиро-эпический жанр - присутствует фигура автора
Духовные стихи - песничаще всего эпические, но могут быть и лирическими.Баллада - лиро-эпическая песня. Ист.песня - эпическая, лиро-эпическая и лирическая.