Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика устной (несказочной) прозы. Понятие устного нарратива



Фольк. несказочная проза – широкий круг устных рассказов. Это предания, легенды и мифологические рассказы, специфические повествоват-ные жанры: рассказы о снах, скептические истории, современные городские легенды. Такие произв.-я важны как источник инф-ции и как назидание/предостережение. Преобладание познавательной и дидактической функции.

Характерные черты несказочной прозы:

1. произв-я приурочены к реальному времени, месту, лицам;

2. невыделенность из потока обыденной речи;

3. форма эпического повествования о достоверном.

Важный признак – сюжет. Обычно сюжеты одномотивные.

Жанры: предания, легенды, былички и бывальщины. Система жанров имеет тематический принцип. Жанровые группы: легенда, предание, быличка, бывальщина, сказ, слухи и толки. Чувствуется сближение несказочной прозы и детских страшных историй. Причина: взаимопроницаемость двух параллельных миров, преодоление границ этих миров.

Нарратив – рассказ; исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с позиции человека-личности.

Устный нарратив – рассказ от первого лица о событиях, произошедших с самим рассказчиком или с кем-либо из его знакомых. Выполняется для определенной аудитории. Форма вербальной межличностной коммуникации, встречается на разных уровнях общения, в разных ситуациях.

Три компонента устного рассказа:

1. материальный объект – вербальный текст (имеет ст-ную структуру: начало, конец, «внутренности» );

2. акт межличностного общения (адрест-адресант, их цели-задачи);

3. информация, знание.

Имеет кач-ва фольклорного текста: повторяемость, вариативность и безавторство. Вариативность текста – следствие его спонтанного воспроизведения. На изменение текста реагируют слушатели.

Главное в нарративах – событие (нарушение нормального течения жизни). Для устного рассказа характерно неразличение события жизни и события текста, т.к. текст присвоил себе право называть событие событием. Понятие события социально (тесно связано с нормой). В зависимости от норм социума то или иное происшествие будет идентифицироваться как событие. Одни события в тексте – завязка, другие – финал сюжета. Концепт сюжета – фигура героя (его цели, задачи, потребности, - все это оформляет повествование). Недостача и ее восполнение – начальная и конечная точка движения героя. НО в некоторых сюжетах человек пассивен, его роль – интерпретатор. = > выделяются сюжеты с активный и пассивным героем.

Былички ( или мемораты) –жанр несказочного прозаического фольклора, история о встрече с нечистой силой, незримым миром; тексты причинно-следственного типа с мифологической сюжетной связкой, разной достоверности. Рассказ от первого лица человеком или его близким родственником. Структура: норма взаимоотношений м\у человеком и мифологическим существом => разрушение этой нормы => встреча => результат. Быличка предостерегает о том, что в жизни может случиться. Чаще встречается в кач-ве страшилки.

Преданиятексты причинно-следственного типа с мифологической или этической сюжетной связкой, разной достоверности

Фабулатырассказы в третьем лице. Кристаллизация понятий. Построены на формулах. Больше похожи на сказку (чаще о проклятых детях).

Хроникатывсевозможные припоминания общего стереотипного свойства.

Легендарассказы, в которые верят люди, имеющие религиозное содержание (могут быть космогоническими, топонимическими, религиозными и социально-утопическими). В кач-ве пример соц.-утопической легенды – «Легенда о Беловодье» - несуществующем месте, жизнь в котором идеальна.

Бывальщинакраткий устный рассказ о невероятном происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. Ближе к легендам, сказаниям.

Существует классификация быличек на рассказы (по Померанцевой):

ü О духах природы (о лешем, водяном, русалках)

ü О домашних духах (о домовом, баеннике)

ü О черте

ü О волшебных кладах

ü О мертвецах

ü О привидениях

ü О колдунах

ü О нечистой силе

Бывальщины можно условно разделить на охотничьи, рыбацкие, военные, любовные, о колдунах, видениях и т.д. Условность заключается в возможности соединения нескольких сюжетов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.