Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принцип разделения властей



В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства – конституционный принцип механизма государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.Основные положения:

1.разделение властей закрепляется конституцией;

2.согласно конституции законод., исполнит. и судеб. власти предоставляются различным людям и органам;

3.все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4.никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5.судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры.

Теорет. и практич. истоки - В Древней Греции Солон, Аристотель в "Политике" указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы, англ. философа Джона Локка, (Законодательная, исполнительная (+судебная) федеративная (союзная). Франц. философ Шарль Луи Монтескье – классическая интерпретация в период борьбы буржуазии с феодализмом – для утверждения политической свободы, обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо соц. группы, учреждения или отд. лица необходимо разделить власть на законодательную(избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную(назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) исудебную (выступающую гарантом нарушенных прав, справедливого наказания виновных). + Джеймс Медисон.

При этом каждая, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в спец. формах.

Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной гос. власти.

Законодательная власть: жесткая процедура законодательного процесса, которая регламентирует стадии, порядок осуществления: законодат. инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов – президент может применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Конституционный суд может блокировать антиконституц. законы. Законодатель ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией и иными нормами. В РФ Президент может распустить (2 случая).

Исполнительная власть: ограниченные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнит. органов власти избираться в состав законодат. структур, занимать коммерч. Деятельностью.

Судебная власть: ограничения в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судьи. Деятельность гос.органов ограничивается компетенцией по принципу Запрещено все, что прямо не разрешено.

Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом, их отделение, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длит. периодом тоталитарного правления. Перекос исполнит. власти (Президент сам назнач. ключевых министров, сам может распустить Гос Думу).

Проф. Круглов еще одна ветвь – контрольная (прокуратура, Счетная палата)

Проф. Сырых в системе сдержек и противовесов видит два порока:

1) деятельность гос.органов без опоры на слои населения

2) неспособность парламента влиять на процесс исполнения законов

Смысл классического учения о разделении властей не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил по мнению марксистов (спор между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства), ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму "сдержек и противовесов", сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это прежде всего правовая форма демократии.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.