Право – установленная или санкционированная государством система общеобязательных формально-определенныхнорм (велений), обеспеченных реальной возможностью применения мер государственного принуждения, регулирующая общественные отношения в интересах отдельной личности и общества в целом.Признаки:1) право – один из социальных регуляторов 2) выражает идеи справедливости в определенный момент развития общества. 3) Представляет собой юридическую меру свободы (рамки) 4)Внешняя форма выражения права - НПА 5)Праву присуща нормативность (поведение состоит из поступков социально-значимых, их необходимо привести в порядок - регулировать. Каждый поступок – своя норма) 6.) Системность – нормы имеют структуру, состоит из элементов, которые связана м/д собой. 7.) Общеобязательность (для адресата). 8.) Обеспечено реальным применением мер гос. принуждения – в рамках правового закона.9.) Формальная определенность – писанный регулятор, фиксируется в НПА, строго формализованные правила поведения, детальное описание запрещаемого или разрешаемого действия, указываются меры ответственности, четкая внутренняя структуры нормы. 10) Связано с государством – само устанавливает юрид. нормы, санкционирует уже действующие правила поведения или делегирует отдельные правотворческие полномочия общ. организациям. + Волевая природа права: продукт сознания и воли людей.
1) Марксистская – право- средство преодоления противоречий путем насилия, продукт классовой борьбы, возведенная в закон воля господствующего класса. Плюсы – обусловленность права социально-экономическими отношениями (производственными отношениями), минус– преувеличение классовых начал.
2.) Солидаристская – Дюги (Франция- нач. 20в) – право рождается в объективных условиях общественной солидарности (люди могут жить только в обществе), право должно адекватно выражать нормы общественной солидарности. Задача гос-ва – управлять правом. Право опирается на аппарат принуждения, право отдается интересам элиты.
Современные подходы:
3.) Нравственная школа права – Главное – духовное начала, а все остальное ложное. Главное – идея справедливости (категория этики в науке о морали) – этическая школа права.
Аристотель завел разговор о политической справедливости, право как норма политического общения (оно существует среди свободных и равных людей, отношения которых регулируются законом).
Цицерон определял право как истинный разум, находящийся в согласии с природой.
Основа – теория естественного права (Гоббс, Локк, Радищев – буржуазные революции) - человеческие законы должны в максимальной степени соответствовать естественным законам (право на жизнь, свободу, семью, собственность), т.к. они законы справедливости, нравственных ценностей от природы, добродетели. Законодатель не создает законы, а формирует позитивное, условное право, исходя из естественных законов. Недост. - умаляется формально-юридические свойства права, нет критерия между законным и незаконным. Больше связано с правосознанием.
4.) Нормативная школа права (Штаммлер, Кельзен) – ставит во главу правовую норму. Право – система норм. Юридический позитивизм – наиболее распростр. течение конца 19 века, 20 века. Главное – не разум, а опыт. Моральная оценка не допустима. Право формирует государство.
Остин – закон есть приказ суверена (носителя верховной власти).
НЕОНОРМАТИВИЗМ (Кельзен) – попытка вывести права из самого себя через грунд-норму – как логическое допущение – основные нормы (из лекций). Право – система норм, где на самом верху – основная (суверенная) норма, каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юр. силы – т.е. иерархия. Юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с эконом., полит. и иными факторами – это недостаток данной школы.
Для России применима: общепризнанные принципы и нормы м/н права и м/н договоры – составная часть правовой системы. И право рассматривается главным образом как система общеобязательных норм.
5.) Социологическая школа права – (20-е годы 20 века в США, Эрлих, Паунд). Сущность правовых норм не в их внутренней ценности, а в том, что они постоянно и регулярно осуществляются в жизни. Право воплощается в реализации законов, реальное поведение субъектов правоотношений. Теория «живого» права Выступают за свободу судейского рассмотрения. Суд творит право, хотя и руководствуется нормами.
6.) Либертарное правопонимание – наиболее актуально. Право – нормы, требования свободы людей. Правовые нормы и требования обязательны для всех и фиксируются в форме закона (но не от этого они становятся правовыми). Права человека – основа права в современном обществе. Сущность гос-ва – власть, подчиненная праву. Различие права и закона. Закон может соответствовать правам человека, а может быть и узаконенным произволом (лакмусовая бумажка – права человека).
Еще есть историческая школа права (Савиньи, кон. 18 века) – право – историческое явление, возникает и развивается постепенно, естественно, - это прежде всего исторически сложившиеся правила поведения – обычаи – характерно для эпохи феодализма. И психологическая школа права (Петражицкий 20век) – понятие и сущность права из правовых эмоций людей – позитивных (исходят из государства) и интуитивных (личные), роль правосознания.
Сущность права – выражает и закрепляет баланс интересов различных соц. слоев, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие НПА, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.Право–мера возможного, одобряемого обществом и государством поведения (связь со свободой)