Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие закономерности возникновения права



Социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Человек изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды, они позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных и гарантированных отношений.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества — выжить.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты) например кровосмешения, охрана охотничьих угодий – более эффективен чем физич. наказания, обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения, поддерживался общ. мнением, авторитетом старейшин.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации, не проводится различие между правами и обязанностями субъектов, они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением, господство целого над частным. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.

Право как соц. институт возникает практически вместе с государством, так как они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Право- единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Возникновение права – длительный процесс. Причины появления сходны с появлением гос-ва.

1) Переход от присваивающей экономики к производящей (увеличивается производительность труда, меняется положение в обществе, имущественное расслоение), появляется степень личной свободы. Человек стал специализироваться на выпуске определенной продукции, чтобы выжить - обмен, следовательно необходимо учитывать общественный, взаимный интерес (зависимость, ограничение личной свободы). Для компромисса интересов необходимо наделение правами и обязанностями, синтез общественных и индивидуальных интересов, появление общеобязательных правил поведения. Соц связи усложнялись.

Интересы должны быть гарантированы, поэтому отделяются органы, представляющие общество и наделенные определенными властными полномочиями (сначала вожди, потом церковь). Мононормы не соответствовали товарным отношениям.

2.) Представители нарождающегося класса (экономическое господство) были заинтересованы в создании норм, которые бы защищали и выражали частные интересы. Круг лиц, которые участвовали в выработке общеобязательных правил поведения ограничивался, усиливалась публичная власть, растет численность госаппарата и обособление его от общества. Общество уже не формирует содержание правовых норм. Единственный автор и источником права – гос. власть (но не везде, на Востоке – Коран, в Западное Европе – долгое время – акты церкви).

Право более сложный регулятор, чем обычаи, более широкие возможности для упорядочения ощественных отношений. Обычай выражал общественную волю и защищал общественные интересы, право- выражение воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов, Обычай создавался всем обществом, право – государством, либо с участием соц организаций (например, церкви).

Проф. Перевалов, Карельский: появление права: 1) санкционирование обычаев, 2) придание обязательного характера индивидуальным решениям 3) собственно нормотворческая деятельность.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующего класса. Например, каждое сословие имело разное правовое положение, при нарушении общих для гос-ва запретов (кража, убийство), санкции было разные.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.