Социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Человек изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды, они позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных и гарантированных отношений.
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества — выжить.
Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты) например кровосмешения, охрана охотничьих угодий – более эффективен чем физич. наказания, обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения, поддерживался общ. мнением, авторитетом старейшин.
Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации, не проводится различие между правами и обязанностями субъектов, они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением, господство целого над частным. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.
Право как соц. институт возникает практически вместе с государством, так как они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Право- единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.
Возникновение права – длительный процесс. Причины появления сходны с появлением гос-ва.
1) Переход от присваивающей экономики к производящей (увеличивается производительность труда, меняется положение в обществе, имущественное расслоение), появляется степень личной свободы. Человек стал специализироваться на выпуске определенной продукции, чтобы выжить - обмен, следовательно необходимо учитывать общественный, взаимный интерес (зависимость, ограничение личной свободы). Для компромисса интересов необходимо наделение правами и обязанностями, синтез общественных и индивидуальных интересов, появление общеобязательных правил поведения. Соц связи усложнялись.
Интересы должны быть гарантированы, поэтому отделяются органы, представляющие общество и наделенные определенными властными полномочиями (сначала вожди, потом церковь). Мононормы не соответствовали товарным отношениям.
2.) Представители нарождающегося класса (экономическое господство) были заинтересованы в создании норм, которые бы защищали и выражали частные интересы. Круг лиц, которые участвовали в выработке общеобязательных правил поведения ограничивался, усиливалась публичная власть, растет численность госаппарата и обособление его от общества. Общество уже не формирует содержание правовых норм. Единственный автор и источником права – гос. власть (но не везде, на Востоке – Коран, в Западное Европе – долгое время – акты церкви).
Право более сложный регулятор, чем обычаи, более широкие возможности для упорядочения ощественных отношений. Обычай выражал общественную волю и защищал общественные интересы, право- выражение воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов, Обычай создавался всем обществом, право – государством, либо с участием соц организаций (например, церкви).
Проф. Перевалов, Карельский: появление права: 1) санкционирование обычаев, 2) придание обязательного характера индивидуальным решениям 3) собственно нормотворческая деятельность.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующего класса. Например, каждое сословие имело разное правовое положение, при нарушении общих для гос-ва запретов (кража, убийство), санкции было разные.