Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология государства. Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов



Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Это метод научного познания в основе которого метод расчленения признаков.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки - общественно-экономическая формация,которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство как государство высшего типа есть отмирающее государство, последнее, бесклассовое коммунистическое общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа - "эксплуататорское государство". Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход (англ. историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог П. Сорокин, нем. мыслитель XX в. М. Вебер) – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

По мнению Тойнби, цивилизация - замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических, и др. признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества.

Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают. Тойнби выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом. Теория круговорота сменяющихся цивилизаций, внутри отдельной цивилизации. Ростоу: теория стадий экономического роста. Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество (преобладание с/х); переходное общество, в котором закладываются основы преобразований (появление обрабатывающей промышленности, расширение рынков); общество, переживающее процесс сдвига (научно-технический прогресс в промышленности и с/х)); созревающее общество (превышение выпуска продукции над ростом населения, использование передовых технологий) и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.- продукция длительного пользования, сфера услуг - гос-во всеобщего благоденствия.

Сорокин - 3 высших типах цивилизаций ("суперкультур"): идеациональная– религиозное мировоззрение, сенситивная - материалистическое и идеалистическая– смешная (определенный тип мировоззрения, системы ценностей, господствующий в данный период в сознании огромных масс людей, общества в целом.).

М.Вебер: 3 типа легитимного господства. 1) Традиционное - господство,обусловлено нравами и привычками к определенному поведению. Отношения начальник (господин) - управляемые (подданные), преклонение, послушание. Аппарат управления – верные слуги. Основания для занятия должности – не компетенция, а личная преданность. Отсутствие формального права, личный характер отношений. 2) Харизматическое – великая революционная сила, почитание качеств, источник преданности – не традиция, не признание его формального права, а эмоционально-окрашенная вера в харизму (идею), авторитарный характер, союз господствующих – вождь и его последователи. 3.) Легальное- консолидация интересов для достижения единой цели, подчинение всех, в том числе властных структур закону, действует по строго формальным и рациональным правилам, формально-правовое начало, предпосылка развития капитализма.

Америк. социолог Белл: критерий – совершенствование технологии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Англ. философ Спенсер – различие социальных структур в добровольном или принудительном сотрудничестве людей в процессе деятельности. 2 стадии развития гос-ва: 1) примитивный или военный (хищнический) - война главное занятие 2) высший или индустриальный (промышленный) защита интересов.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.