Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Это метод научного познания в основе которого метод расчленения признаков.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки - общественно-экономическая формация,которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.
Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису.
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство как государство высшего типа есть отмирающее государство, последнее, бесклассовое коммунистическое общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа - "эксплуататорское государство". Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
Цивилизационный подход (англ. историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог П. Сорокин, нем. мыслитель XX в. М. Вебер) – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
По мнению Тойнби, цивилизация - замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических, и др. признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества.
Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают. Тойнби выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом. Теория круговорота сменяющихся цивилизаций, внутри отдельной цивилизации. Ростоу: теория стадий экономического роста. Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество (преобладание с/х); переходное общество, в котором закладываются основы преобразований (появление обрабатывающей промышленности, расширение рынков); общество, переживающее процесс сдвига (научно-технический прогресс в промышленности и с/х)); созревающее общество (превышение выпуска продукции над ростом населения, использование передовых технологий) и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.- продукция длительного пользования, сфера услуг - гос-во всеобщего благоденствия.
Сорокин - 3 высших типах цивилизаций ("суперкультур"): идеациональная– религиозное мировоззрение, сенситивная - материалистическое и идеалистическая– смешная (определенный тип мировоззрения, системы ценностей, господствующий в данный период в сознании огромных масс людей, общества в целом.).
М.Вебер: 3 типа легитимного господства. 1) Традиционное - господство,обусловлено нравами и привычками к определенному поведению. Отношения начальник (господин) - управляемые (подданные), преклонение, послушание. Аппарат управления – верные слуги. Основания для занятия должности – не компетенция, а личная преданность. Отсутствие формального права, личный характер отношений. 2) Харизматическое – великая революционная сила, почитание качеств, источник преданности – не традиция, не признание его формального права, а эмоционально-окрашенная вера в харизму (идею), авторитарный характер, союз господствующих – вождь и его последователи. 3.) Легальное- консолидация интересов для достижения единой цели, подчинение всех, в том числе властных структур закону, действует по строго формальным и рациональным правилам, формально-правовое начало, предпосылка развития капитализма.
Англ. философ Спенсер – различие социальных структур в добровольном или принудительном сотрудничестве людей в процессе деятельности. 2 стадии развития гос-ва: 1) примитивный или военный (хищнический) - война главное занятие 2) высший или индустриальный (промышленный) защита интересов.