Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм



Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы МСУ, проф­союзы и т. п.), наделенные соответ. полномочиями и граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более широкого про­цесса — правообразования, под которым понимается естественно-ис­торический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т. е. в форму юридических предписаний, име­ющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установлен­ных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенст. старых путем внесения изменений и дополнений.

- представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

-основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

-это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития;

-уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т. п.); профессионализм, законность демократизм гласность, оперативность. Это сложная деятельность, характеризуется неоднородностью.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведе­ния референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общест. жизни);

2) правотворчество государственных органов (например парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например прези­дента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5.)локальное правотворчество (например на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например проф­союзов).

При государственном правотворчестве 2 способа: непосредственное правоустановление (разработка и принятие правовых норм) и санкционирование (придание юр. силы) иным видам соц.норм.

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на

1) законотворчество — правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответ­ствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуще­ствляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в ком­петенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим пред­ставительным органам — Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необ­ходимо принимать на уровне законотворчества (на уровне подзаконных актов, нормативных договоров). Характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Но подзаконное правотворчество связано с "непрозрачно­стью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

В общем виде 2 этапа: 1) зарождение правотворческого замысла, предварительное формирование гос. воли 2) официальное оформление и выражение гос. воли (возведение ее в закон).

Законотворческий процесс — главная составная часть правотвор­ческого процесса, его сердцевина. Именно принятием законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продук­цией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, пра­вовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право за­конодательной инициативы порождает у законодательного органа обя­занность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициа­тивы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представи­тельным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым и квалифицированным большинством). Приня­тие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации; федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации);

направляется в течение 5 дней Президенту

в) подписание закона Президентом РФ, в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его (иначе – вновь рассмотрение, если большин. не менее 2/3 членов Сов. Фед. и депутатов ГД – подписание 7 дней)

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы подлежат официальному опублико­ванию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). Рос. Газета, Собрание зак-ва Ф, Парламентская газета, вступление закона в силу с даты в законе, по истеч. – на 10 день после опубликования.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.