Систематизация– это деятельность государственных и иных органов и организаций по объединению и согласованию действующих нпа.
Современная юридическая практика использует четыре способасистематизации нормативных правовых актов:
1)учет;
2)инкорпорацию;
3)консолидацию;
4)кодификацию.
1)Учетсостоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т.д.
а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение правовой информации в массиве актов взятых на учет.
Основная задача данного вида систематизации - возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Данный вид систематизации проводится практически всеми государственными органами, юридическими лицами, а также различными юридическими учреждениями и организациями.
Сведения о необходимых нормативных правовых актах можно получить из официальных
источников, сборников и собраний этих актов, а также из информационно-поисковых систем.
Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд.
Учет ведется как автоматизированным путем, так и с помощью ручного поиска, т.е. путем
фиксации актов по тематике или в хронологическом порядке в специальном журнале, на карточках в специальной картотеке. В настоящее время широко применяется современная техника, в том числе компьютерная. Автоматизированные информационно-поисковые системы отличаются большими достоинствами, в частности, скоростью поиска нужных актов, большим информационным фондом, использованием прогрессивных способов обработки нормативного материала. (Консультант +, Гарант)
Т/о выделяют –
- Журнальный
- Картотечный
- Автоматизированный учет
2)Инкорпорация – действующие нпа упорядочиваются внешне, без их изменения.
(Собрание Законодательства)
Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учетом последующих дополнений, изменений, в том числе в новой редакции. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают - из текста удаляются нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи или части, не имеющие нормативного характера, и т.д. Однако такая внешняя обработка текста
нормативного правового акта не затрагивает собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта - отличительная особенность инкорпорации от кодификации и консолидации.
В зависимости от того, кто подготовил сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации:
Официальнымсборник или собрание считаются в двух случаях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник; 2) правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом.
На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов.
Неофициальная- осуществляется субъектами без специальных на то полномочий по собственной инициативе. (сборники нпа по отраслям) – научными заведениями, издательствами
3) Консолидация- это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненныйакт.
Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.
Таким образом, при консолидации:
а) не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, например, устраняются противоречия, повторы, тождественные нормы и т.д.;
б) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт;
в) работа осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых (а не чужих) актов, т.е. имеет место "авторское упорядочение актов";
г) чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения, административной
ответственности.
4) Под кодификацией понимается систематизация действующего законодательства, направленная на его кореннуюпереработку путем подготовки и принятия новогокодификационного акта.
Упорядочивая законодательство, кодификация в то же время имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений определенного вида или конкретной сферы деятельности. Таким образом, кодификация - один из видов правотворческой работы, характеризуемый новизной регулирования общественных отношений.
различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.
Ко всеобщейкодификации принято относить Свод законов.
Отраслеваякодификация охватывает определенную отрасль права или подотрасль, наиболее распространенный акт отраслевой кодификации - кодекс.
Специальнаякодификация группирует нормы права определенного
правового института или нескольких институтов, например Таможенный кодекс.
К числу кодификационных актов относят также уставы,которые регулируют сферу
государственной деятельности, например железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, связи
К кодификационным актам относят также положения, своего рода сводные акты, регулирующие статус определенного государственного органа или организации, учреждения. Нередко Положение идентично Уставу, равнозначный по своей юридической силе акт. И наконец, Правила, которые регламентируют порядок организации и структуру отдельной организации или вида деятельности.