Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос. Правоприменение как форма реализации права. стадии правоприменения



 

 

Под правоприменением – особая форма реализации права! понимается -властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

 

Во всех определениях этой формы реализации права подчеркивается, что:

1. она составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;

2. правоприменительные действия строго последовательны и происходят по определенной

процедуре, в определенной процессуальной форме;

3. основания для правоприменения регулируются законодательством;

4. эта форма реализации имеет индивидуальный характер, так как направлена на установление

конкретных последствий - возникновение субъективных прав, возложение юридических

обязанностей, юридической ответственности;

5. результатом выступает специальный акт – индивидуальный правоприменительный, который обязателен для исполнения.

 

 

Выделяют два вида правоприменительной деятельности –

1)оперативно-исполнительнуюи

2) правоохранительную.

 

Оперативно-исполнительнаядеятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и

др.). Это основной вид организации исполнения велений права.

Правоохранительнаядеятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям. Например, принесение

прокурором протеста на судебное решение.

 

 

Реализация права в форме правоприменения возможна при наличии определенных

обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

1) совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

2) правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

3) обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация;

4) регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на

определенную должность, снятие с должности; ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

5) возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению;

6) необходимость официального установления наличия (отсутствия) конкретных фактов и

квалификации их в качестве юридически значимых, например восстановление прав по утраченным денежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим.

 

 

Стадии правоприменения:

В литературе, как правило, выделяют четыре главные стадии правоприменения:

1) установление фактическойосновы дела;

2) стадия юридической квалификации;

3) принятие решенияпо делу;

4) исполнениеправоприменительного акта и

5) контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

 

 

На 1 стадии установленияфактической основы дела (иногда ее называют "установление истины") - исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т.д.).

К доказательствам предъявляются требования: относимости, допустимости и

Полноты.

Требование относимостиозначает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Допустимостьпредполагает использование только тех доказательств, которые установлены процессуальными нормами.

Полнотадоказательств требует наличия всех доказательств, позволяющих установить истину по делу. Неполное выяснение доказательств по делу может послужить основанием для отмены правоприменительного акта.

 

на 2 Стадии установления юридической основы дела или юридической квалификациинаправлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборенормы, подлежащей применению. При этом проверяются, действует ли норма на момент рассмотрения дела, ее действие в пространстве, по кругу лиц. Основное внимание уделяется анализу официального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толкованию нормы и т.д.

 

на 3 Стадии принятия решения(оформления юридического документа) - одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер.

Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати.

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной,где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной,где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной,содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы; резолютивной,в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

 

на Заключительную 4 стадию правоприменительного процесса составляет исполнение

правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприменительного акта, лица, ответственные за исполнение решения.

На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.

 

32 вопрос. Пробелы в праве.

 

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в

соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования

 

В.В. Лазарев предлагает различать реальные и мнимыепробелы в праве.

 

Под мнимымипробелами понимается преднамеренное молчание законодателя, т.е. когда он

сознательно оставляет вопрос открытым, предлагая передать его решение на усмотрение

правоприменителя, или законодатель сознательно выводитданные общественные отношения за сферу правового регулирования. Такие действия законодателя именуют квалифицированным молчанием.

Подлинные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных

недостатках правовой системы. – реальные

 

 

Пробелы возникают по трем главным причинам:

1) законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации;

2) вследствие недостатков юридической техники;

3) объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных

отношений.

 

 

Единственный способ устранитьпробелы в праве - принятие соответствующим правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время.

Поэтому для восполненияпробелов используется институт аналогии, т.е. сходстважизненных ситуаций и норм права.

 

Существует два способа оперативного преодоления пробелов в праве - аналогия закона и аналогия права.

 

Аналогия законаприменяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.

Аналогия прававозможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на

основе общих принципов права.К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др.

 

Аналогия закона и аналогия права - исключительные средства.

Аналогия права используется только в том случае, если не удастся обнаружить сходную норму права. В решении по делу мотивируются причины применения аналогии. Это позволит проверить правильность решения дела. Таким образом, применение аналогии не является произвольным решением дела.

Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет.Применение

аналогии обязательно для данного дела, но другой суд может применить по схожему делу иную аналогию.

!!!!Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций - Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда Российской Федерации. Они формулируют в своих постановлениях правила поведения общего характера, которые обращены ко всем судебным учреждениям и к неопределенному кругу лиц - потенциальным участникам судебного процесса. Разъяснения высших судебных инстанций рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для всех судебных органов. Но поскольку высшие судебные инстанции наделены Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы, они должны использовать его для устранения пробелов в действующем законодательстве.

 

Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не применяется в уголовном праве,

поскольку здесь действует принцип "Нет преступления без указания о том в законе". Но аналогия может применяться в гражданском, земельном, трудовом, семейном и других отраслях права.

 

Например, в ст. 6 ГК РФ предусмотрено применение аналогии как закона, так и права.

 

33 вопрос. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права.

 

 

Чаще всего под коллизией понимается различиенорм права, регулирующих одно и то

же общественное отношение. Иногда коллизию определяют как конкуренциюнорм, имеющих разное содержание, но призванных урегулировать одни и те же фактические ситуации

 

Под юридическими коллизиямиследует понимать расхождение или противоречие между

отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

 

 

Виды коллизий и причины их возникновения

 

Существуют следующие виды коллизий:

 

1)

а) между нормами права;

б) между нормативными правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации;

в) компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;

г) при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами

правоприменения;

д) актов толкования;

е) юридических процедур;

ж) между национальным и международным правом.

 

Иногда называют коллизии между нормами права и нормами морали, религиозными нормами,

правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.

 

Существует множество причин появления коллизий.

 

Одни из них носят объективныйхарактер,

другие - субъективный.

 

Коллизии, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений, что влечет необходимость изменения, дополнения, конкретизации норм, регулирующих данные отношения. Несвоевременное внесение корректив в правовое

регулирование неизбежно влечет коллизии между содержанием ранее действовавших норм и

потребностями нового юридического оформления изменившейся ситуации.

Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования. Сами общественные отношения предполагают их регулирование разными правовыми средствами.

Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использованиямногозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.

Можно по-разному относиться к наличию коллизий в праве: считать их естественными и

неизбежными или, напротив, рассматривать как негативное явление. Но бесспорно, что

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.