Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным
законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные
общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Закон:
1) принимается высшим представительным(законодательным) органом – парламентом или народом путем референдума.
2) принимается, изменяется или отменяется посредством определенной процедуры.
3)занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает
высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону;
4)первичным образом регулирует общественные отношения, Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные;
5)обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения
6)к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.
В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:
1.Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и
субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.
2. . К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции
Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными законами.
3. ФКЗ . Для конституционных законов характерны следующие черты:
а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют
избегать частых поправок в текст Конституции;
б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;
в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые
общественные отношения;
г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;
д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются
только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;
е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).
4. ФЗ. могут быть кофифиц и некодифиц . Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов.
Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих
однородные общественные отношения.
Конституции (УСТАВЫ) субъектов.
Законы субъектов.
7. Законы о ратификации и денонсациимеждународных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) акон содержит лишь формулировку "ратифицировать международный договор.., подписанный...".
По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы
принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера.
Формулировка же закона - "утвердить" есть и в других законах об утверждении положения или регламента.
8.Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер,служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.
Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.
9.В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.