Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закон как НПА: особенности и виды



Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным

законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные

общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

 

Закон:

 

1) принимается высшим представительным(законодательным) органом – парламентом или народом путем референдума.

2) принимается, изменяется или отменяется посредством определенной процедуры.

3)занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает

высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону;

4)первичным образом регулирует общественные отношения, Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные;

5)обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения

6)к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

 

В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

1.Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и

субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

2. . К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции

Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными законами.

3. ФКЗ . Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют

избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые

общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются

только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).

4. ФЗ. могут быть кофифиц и некодифиц . Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих

однородные общественные отношения.

Конституции (УСТАВЫ) субъектов.

Законы субъектов.

7. Законы о ратификации и денонсациимеждународных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) акон содержит лишь формулировку "ратифицировать международный договор.., подписанный...".

По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы

принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера.

Формулировка же закона - "утвердить" есть и в других законах об утверждении положения или регламента.

8.Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер,служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.

Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

9.В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.