Ни одни взаимоотношения не выживут без готовности прощать. Прощение — это отказ обвинять и позволение виновной стороне уйти свободной от осуждения, наказания и возмездия. Прошение — это сторона благодати, потому что прощающий нечто откладывает в сторону, и, делая это, он отказывается от своих притязаний раз и навсегда.
Во взаимоотношениях всегда существует опасность завести в своей памяти черную записную книжку, содержащую в себе неправильные поступки, ошибки и падения людей, всегда готовую для использования во свидетельство против них при случае. Если все это имеется в наличии, то прощения никогда не было. Огромное количество напряженности во взаимоотношениях проистекает из подобного вида непрощения, а также из чувств людей, что их прошлые ошибки все еще используются против них. Божье прощение не записывает наших грехов, о них нам больше не напоминаю Псалом 129:3-4; Иеремия 31:34, и, подобным же образом, мы должны прощать друг друга. Ефесянам 4:32
Выражение любви
Любовь динамична, то есть ей необходимо иметь объект. Вы не можете просто любить или просто иметь любовь, вам нужно любить что-то или кого-то. Таким образом любовь нуждается в выражении. В отношении детей ее необходимо выражать много раз и различными способами, чтобы они поверили в нее. Я потерял счет тем, кто оглядываясь назад, на свое детство, печально говорили: «Я думаю, что мои родители по-своему любили меня, но я никогда этого не почувствовал».
Любовь необходимо высказывать. Слова «я люблю тебя» все еще остаются самыми прекрасными словами из слов, которые мы когда-либо слышали. У моего друга было два сына-подростка, которые доставляли ему всевозможные неприятности. Он сказал: «Я позвал их однажды. Я чувствовал себя немного по-идиотски, потому что они были здоровыми парнями, но я сказал им: "Послушайте, я давно не говорил вам этого, но я просто хочу, чтобы вы оба знали, что я действительно люблю вас"». Его конфликт с сыновьями был исчерпан в тот же вечер.
Любовь также передается несловесным способом, через то, как мы смотрим друг на друга, как мы прикасаемся друг к другу. Один из моих сыновей учился в школе, куда многие дети пришли из разбитых семей. Он рассказывал мне, как на площадке для игр во время обеденного перерыва маленькие дети из младших классов подходили к нему, брали его за руку, не говоря ничего, и просто шли с ним, держа его за руку. Через некоторое время они, довольные, убегали прочь; они получали что-то нужное через контакт с заботливой рукой.
Чем более интимны взаимоотношения, тем более важным - становится фактор любви, и эмоциональный аспект более выходит на поверхность. Это особенно верно для брака и семьи, потому что чем больше люди приближаются к нам, тем больше наши чувства вовлекаются во взаимоотношения.
В этой связи я замечаю, что заповедь любить в Писании дается чаше мужу, чем жене. Для этого, возможно, есть веская причина. Для жен характерна отзывчивость; люби свою жену должным образом, и вряд ли у нее будут трудности с достаточной мерой любви в ответ. Если это так, то ответственность за достаточную меру любви в браке явно ложится на мужа. Павел идет дальше, он говорит, что ответственность, лежащая на муже, заключается, ни много ни мало, в создании совершенной жены. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного...» . Ефесянам 5:25, 27. Как муж, я нахожусь под заповедью отдать себя за мою жену, чтобы создать обстановку, в которой она бы полностью выразила себя.
Чем дальше идут взаимоотношения, тем более уменьшается важность чувственных компонентов любви, и тем более важными становятся волевые аспекты. Но это все же любовь. Я могу сказать только из своего собственного опыта, но по правде говоря, я никогда не испытываю чувства восхищения по отношению к себе. Когда утром я смотрю на свое лицо в зеркале ванной, я никогда не млею и не шепчу восхищенно: «Ах, какой красивый мужчина!». Никогда. Тем не менее, я замечаю, что я очень забочусь о себе и забочусь постоянно о своих нуждах, несмотря на недостаток чувств, даже когда я, на самом деле, совсем не испытываю к себе симпатии. Так же я должен любить своего ближнего — как я люблю себя; заботиться о лучшем для него так же постоянно и добросовестно, как я забочусь о себе.