Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стили современного русского литературного языка



Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Стилистическая система современного русского языка.

2. Общая характеристика функциональных стилей (научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль, разговорный стиль).

3. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.

4. Экспрессивные стили: торжественный, официальный, фамильярный, интимно-ласковый, иронический, сатирический.

5. Типы стилистической окраски.

 

Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили.

Стиль − манера письма, способ изложения, совокупность приемов использования языковых средств.

Функциональный стиль языка − своеобразная разновидность единого литературного языка, которую принято использовать в определённой сфере общественной жизни. Функциональные стили делятся на книжные (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный.

Экспрессивные стили классифицируются в зависимости от заключенной в языковых элементах экспрессии, для них важнейшей является функция воздействия. Основным средством достижения желаемой экспрессивной окраски речи является оценочная лексика.

Практическая часть

Задание 1. Узнайте стили по их характеристикам.

1. Логично (последовательно и аргументировано), точно (исключая приблизительность), беспристрастно передаётся информация для сообщения знаний.

2. Официально, по общепринятому стандарту, точно (исключая двусмысленность), в виде документа излагается что-либо.

3. Прямо и призывно, с целью воздействия на слушателя (читателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

4. Непринуждённо выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

5. Опосредованно, через систему художественных образов повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

 

Задание 2.К каким стилям относятся данные жанры речи?

Тезисы, протокол, реферат, роман, реплика, очерк, репортаж, повесть, отчёт, поэма, заявление, открытое письмо, конспект, повестка, рассказ, сопроводительное письмо, закон, лозунг, басня, обвинительное заключение, диалог, анкета, листовка, заметка, объявление, указ, договор, характеристика, постановление, ода, новелла, диссертация, монография, фраза.

 

Задание 3. Распределите приведённые слова по следующим группам: а) книжная лексика; б) нейтральная лексика; в) разговорная лексика.

Аннулировать, анонимка, антенна, апелляция, апельсин, апломб, арбитраж, ариаднина нить, архаровец, архив, ассигновать, аттестат, аукаться, аффикс, аэропорт, баба-яга, балбес, барахло, башибузук, биография, близлежащий, бюрократ, вовремя, водопад, делопроизводственный, домовладелец, зарегистрироваться, инвентаризация, исхлопотать, контрагент, координировать, ликвидировать, местожительство, мешанина, молодой человек, мост, нотариальный, поставить на вид, придержать язык, пуститься наутёк, расторжение брака, ружьишко, станция, судопроизводственный, творческий, тезис, тёзка, текущий год, уведомить, чарующий, юнец.

 

Среди книжных слов выделите официально-деловую лексику.

Задание 4.Какую дополнительную информацию несут экспрессивно окрашенные слова?

а) могут выражать эмоции и оценку;

б) никакой;

в) несут информацию о профессиональной и социальной среде употребления;

г) говорят о территориальном ограничении в употреблении.

 

Задание 5.Чем различаются слова: лик – лицо – морда?

а) временем употребления;

б) индивидуально-авторскими особенностями;

в) экстралингвистическими показателями;

г) экспрессивно-стилистической окраской.

 

Задание 6.Для каких стилей приведённые языковые средства являются характерными?

Слова и сочетания слов:

Термины, канцеляризмы, историзмы, общественно-политическая лексика, фразеологизмы, разговорные, архаизмы, профессионализмы, отвлечённые, просторечные, книжные, слова в основных понятийных значениях, диалектизмы, жаргонизмы, окказионализмы, штампы, неологизмы, заимствования, уменьшительно-ласкательные, стилистически окрашенные, слова в переносно-образных значениях.

Предложения:

Побудительные, восклицательные, с прямой речью, с обращением, вопросительные, с однородными членами, с вводными словами, номинативные (назывные), неполные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, слова-предложения, реплики, с обособленными членами предложения, сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные, сложные предложения с разными видами связи (ССК), цитаты.

 

Задание 7.Найдите в толковом словаре и выпишите 5 многозначных слов, на примере которых можно убедиться в том, что разные значения одного и того же слова могут иметь неодинаковую стилистическую окрашенность. Назовите словарь, которым пользовались.

 

Задание 8.Определите стиль и по возможности обоснуйте своё определение.

1. Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону. 2. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов. 3. И всё же нам здорово повезло, мне и Шмакову Петру. 4. Прибор безошибочно определил координаты нашего местонахождения. 5. Этот балагур был известен ещё и своей бесшабашной удалью. 6. Не померкнет в веках слава русских воинов, павших в боях за свободу. 7. Небо виднелось за окном сплошной и мглистой бездной. 8. Меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.

Задание 9.Определите смысловой тип текста в приведённых ниже примерах.

1. Весна была ещё пыльная, не умытая ливнями. Снег ещё чернел в затенённых домами северных углах. Но светило солнце, дули порывистые ветерки, завихряясь вдруг в игривом набеге и увлекая за собой прошлогодние сухие листья, которые бурой стайкой с птичьим крылатым шорохом взмётывались с запылённых газонов, но опадали тут же, как только уносился вихревой ветерок, ползли с царапающим шумочком по асфальту и замирали, похрустывая под ногами прохожих, как скорлупки. На коричнево-пыльных газонах без умолку чирикали такие же коричнево-пыльные воробьи, похожие на прошлогодние листья. Всё вокруг двигалось, шумело, пело, веселилось, и даже домá, казалось, ожили, помахивая со своих балконов сохнущим на верёвках бельём. (Г. Семёнов. Вальс).

 

2. …Он тогда пытался объяснить разницу между наукой и искусством. Он говорил, что художник (тоже имея в виду аристотелевское значение) задаёт вопросы действительности и сам же на эти вопросы, как умеет, отвечает. А учёный, дескать, тоже задаёт вопросы действительности, но путём сложных исследований и опытов получает ответы от самой же действительности. Так что, дескать, изучать реальность, основываясь на каком-нибудь художественном произведении, невозможно, потому что мы изучим в таком случае только лишь самого художника и его душу. В то же время как с помощью науки мы можем эту реальность изучить. И что, мол, поэтому искусство всегда субъективно, а наука объективна. (Г. Семёнов. Приятная привычка).

 

3. Он хорошо рисовал и без труда поступил к тому времени в художественно-промышленное училище, получил бесплатно чёрную, похожую на военно-морскую, шинель, с бортов которой он, как и все его новые друзья, спорол пуговицы с эмблемой трудовых резервов, заменив их двумя рядами золотых пуговиц. (Г. Семёнов. Запах сгоревшего пороха).

Задание 10.Составьте и запишите свои примеры на каждый тип текста: описание, повествование, рассуждение.

Задание 11.Определите стиль приведенных ниже текстов. Аргументируйте свой ответ.

1. Что значит такое явление, как «большой» писатель? «Большой» поэт? А то и значит, что мы уже не можем представить литературу без него, без его имени.

«Мы» – это не только знатоки, специалисты-литературоведы, но и мы – читатели, те, кто не имеет к литературе прямого отношения, те, кто «просто читатель», за плечами которого сотня-другая прочитанных книг и только, но всё равно он не понаслышке знает «большого» писателя, у него есть о нём своё собственное мнение, есть убеждение в том, что и дети его и внуки будут знать этого писателя.

Это так, но вот в чём дело: интерес к творчеству того или иного писателя, если даже речь идёт об отечественном или мировом классике, не остаётся постоянным, интерес этот то снижается, то вновь возрастает, причём – без видимых причин.

И всё-таки эти причины есть, существуют. Не знаю, насколько я прав, но мне кажется, что интерес к творчеству Твардовского и его влияние на нас заключается в его поэтическом языке. (С. Залыгин. О Твардовском).

 

2. Каждый вправе указывать и определять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование своим родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. (Конституция Российской Федерации. Статья 26).

 

3. Рентгеновские спектры, возникающие при бомбардировке электронами антикатода рентгеновской трубки, бывают двух видов: сплошные и линейные. Сплошные спектры возникают при торможении быстрых электронов в веществе антикатода и являются обычным тормознымизлучением электронов. Вид этих спектров не зависит от материала антикатода.

При повышении напряжения на трубке наряду со сплошным спектром появляется линейчатый. Он состоит из отдельных линий и зависит от материала антикатода. Каждый элемент обладает своим, характерным для него линейчатым спектром. Поэтому такие спектры называются характеристическими. (И.Е. Иродов. Квантовая физика).

 

4. Невеста совсем юна, ее белое и легкое подвенечное платье, сияющее чистотой и новизной, словно не шито, не надето, а столь же нагое, как тело, и есть продолжение тела. Она испугана той торжественной казнью, которая предстоит ей при стечении огромного числа людей, собравшихся требовать ее публичных мук, на ней нет лица, а лицо было прехорошенькое и полудикое, в котором славянская томность сошлась с азиатской дерзостью. (В. Распутин. Новая профессия).

 

5. – Кто от агрегата Соляровой зерно возит?

– Дак возят, – уклонился от ответа Прохор Калиныч.

– Кто? «Шестидесятая» где?

– Звон стоит, – показал бригадир на кусты. – В задних мостах что-то сдековалось. Минум к кузнице, максум в эртээс надо тащить.

– «Сороковка»?

– Эта в городе. Помидоры, Пётр Ильич, пропадают. Цельный вагон сгнил. А тут, глядишь, машину распродадут, минум пять тыщ, максум полмашины деньжат. (А. Усольцев. Вкус хлеба).

Задание 12. Подберите 5 различных текстов, относящихся к различным функциональным стилям. (Укажите выходные данные).

Научный стиль

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Научный стиль. Основные стилевые черты научного стиля.

2. Подстили научного стиля, жанровые разновидности.

3. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. (Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля).

4. Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности. Специфика жанров собственно научного стиля.

5. Содержательные, структурные и языковые особенности произведений учебно-научных жанров.

 

Научный стиль– это стиль научных статей, монографий, учебных пособий и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, раскрыть причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т.п.

Сфера функционирования – наука.

Основная функция – сообщение объективной информации, доказательство истинности научных результатов.

Основная форма реализации – письменная речь (монолог).

Подстили: собственно научный, учебно-научный, научно-технический, научно-популярный.

Жанры: реферат, лекция, научный доклад, отзыв, рецензия, диссертация, аннотация, научная статья, словарь, учебник, методическое пособие и др.

Стилевые черты: точность (однозначность, допускающая некоторую степень инотолкования), логичность (научное мышление выражается в цепи доказательств), абстрактность, обобщённость (здесь не место индивидуальным признакам), объективность.

Языковые особенности

Слова употребляются преимущественно в прямом значении; эмоционально-экспрессивная лексика используется крайне редко; широко используются специальные слова и фразеология, термины (точка пересечения, подошва горы); имена существительные и прилагательные преобладают над глаголами; распространено словосложение, калькирование, заимствование словообразовательных элементов, субстантивация прилагательных и причастий; широко используются сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь, вводные слова, и предложения, конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Практическая часть

Задание 1. Выберите из приведённых ниже слов и выражений такие, которые относятся к научному стилю. Объясните свой выбор.

Листок по учету кадров, приложение, спеши медленно, позволило сформулировать, оболванивание, можно сделать вывод, свинцовые тучи, поставка, раздражение накипает, ряд проблем, уже вошло в привычку, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному, все без толку, удостоверение личности, антиконституционный, научный сотрудник, как ком в горле, нотариальная палата, расчетный счет, желтая пресса, радиолокация, прошу предоставить отпуск, симптом, энергичный старт, у черта на куличках, твёрдая позиция, тяжелейший кризис, живой труп, фаза, низкие температуры, отменить заказ.

Задание 2. К числу жанров научного стиля НЕ относится:

а) записка;

б) реферат;

в) монография;

г) конспект;

д) резюме;

е) аннотация;

ж) лекция.

Задание 3.Назовите жанровые разновидности научного стиля, в которых авторская манера изложения может проявляться широко.

Задание 4.Выберите высказывания, характерные для научного стиля речи.

1. Ведущее положение в этом стиле занимает монологическая речь.

2. Для этого стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее.

3. Жанры этого стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции в различных сферах деятельности.

4. Многозначные лексически нейтральные слова в этом стиле употребляются только в одном значении.

5. Характерной чертой этого стиля является сочетание двух тенденций − тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту.

6. Основной сферой, в которой функционирует этот стиль, является административно-правовая деятельность.

7. Этому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств.

8. Главной особенностью этого стиля является непринужденность, неподготовленность речи.

9. Для этого стиля присуще использование графической информации, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис.

10. Главнейшим свойством этого стиля является его информативность и экспрессивность.

Задание 5.Найдите в толковом словаре все значения данных слов и укажите, в каких значениях эти слова употребляются в научном стиле.

Положение, считать, тело, сила, движение, кислый, являться, тяжелый.

 

Назовите использованный словарь.

 

Задание 6.Выполните стилистический разбор текста по плану:

1. Функциональный стиль (подстиль, жанр).

2. Сфера применения.

3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

4. Основные стилевые черты.

5. Характерные особенности данного стиля.

 

А. Следует обратить внимание на то, что объект, с которым мы познакомились, фотон, как частица имеет весьма своеобразные свойства. У него отсутствует масса (покоя), и его единственное состояние – это движение с предельной скоростью с, одинаковой во всех системах отсчёта. Не существует системы отсчёта, в которой он бы покоился. Фотон в состоянии покоя – понятие, лишённое физического смысла. Попытки остановить фотон или изменить направление его движения равносильны его уничтожению. Такое выражение, как «фотон рассеялся на такой-то частице» широко используют, но лишь постольку, поскольку это не противоречит рассмотрению некоторых явлений с энергетической точки зрения, и только. (И.Е. Иродов. Квантовая физика).

 

Б. Существуют разные варианты классификации наук. В крупном плане науки делятся на естественные (науки о природе), социальные (науки об обществе), гуманитарные (знание о человеке) и технические (сфера техники и технологии). Классификация эта, как и любая другая, в значительной мере условна, потому что жизнь природы вокруг нас, продукты деятельности человека, т.е. искусственная среда, не поддаются жёсткой дифференциации. Так, например, человек является предметом изучения всех категорий научного знания, даже касающегося техники и технологии. (Н.Г. Багдасарьян. Культурология).

Задание 7.Прочитайте следующие аннотации. Чем они различаются?

А. Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.

 

Б. "Братья Карамазовы" − одна из немногих в мировой литературе удавшихся попыток сочетать увлекательный роман-триллер, как мы бы выразились теперь, с глубинами философской мысли.

Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей − таковы основные идеи этого гениального произведения.

 

Задание 8.Напишите а) план, б) тезисы статьи.

Пословица – коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. Но «одна речь не пословица»: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки. Вот примеры полных пословиц: «Во времени пождать – у бога есть что подать»; «Всякая рыба хороша, коли на уду пошла», «Лазил чёрт за облаками, да оборвался»; «Нет в тебе, так не ищи в селе» и др.

При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души, это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье.. Сборник же пословиц – свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. «Что не болит, то и не плачет»; что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца его, и того в пословицах нет; что впуталось, добром либо лихом, в быт его, то найдёте и в пословице. А чтобы распознать это и дойти до верных посему заключений о быте народном, нужен не цветник пословиц, не выборка того, что нам нравно, а полный сборник, хотя бы четверть его, как помянуто выше, и не приходилось по нашему вкусу. «Вкрасне и всяк нас полюбит, а полюби-ка вчерне».

«От пословицы нет взносу», «её обжаловать нельзя», приговор её неотразим; все крайности сходятся, и потому «На пословицу, что на дурака, и суда нет»; «От пословицы не уйдёшь»; «Пословица ведётся, как изба веником метётся»; «И на твою честь пословица есть»; но «Пень не околица, а глупая речь не пословица», да и «Не всякая пословица при всяком молвится»: «Иная пословица не для Ивана Петровича». Кто её сочинил – не ведомо никому; но все её знают и все покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором. Сочинённая же тогда становится пословицею, когда пошла в ход, принята и усвоена всеми.

Деление пословиц на древние и новые, на общие и частные, общие ж и местные, на исторические, политические, юридические и пр. применимо только к небольшому числу, на выбор, да и может быть толково только при особой цели разработки. Но и тут не оберёшься натяжки, все народные пословицы сложились в быту житейском, и применение их крайне разнообразно. Делить не разряды можно их по смыслу иносказания, о чём более поговорим ниже.

Пословичным изречением назовём такое, которое вошло, в виде пословицы в беседу нашу, хотя и не заключает в себе никакой притчи, иносказания, обиняка; например, два изречения, о коих у нас была речь: Твори бог волю свою и Суди бог волю свою: это не пословицы и не поговорки, а пословичные речи, изречения. Верной и резкой границы и здесь протянуть нельзя; в строгом же смысле в разряд этот перешло бы весьма много пословиц. (В. Даль. Напутное. Пословицы русского народа).

Задание 9.Напишите реферат на одну из тем:

1. Речевой этикет и культура общения.

2. Этикет и интернет.

3. Роль этикета в современной жизни.

4. Культура речи – часть общей культуры.

5. Стиль и стилизация.

6. Энциклопедические и лингвистические словари.

7. Полемические приёмы.

8. Искусство отвечать на вопросы.

9. Уловки в споре.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.