Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Язык и речь. Теоретические основы культуры речи. Речевое общение



Шилова Г.Е., Толмачева С.Ю.

Культура речи

Материалы к практическим занятиям

Учебно-методическое пособие для бакалавров

Борисоглебск 2012


УДК 378(075.8):80

ББК 81.411.2-923

Ш 59

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

 

 

Рецензенты:

Пачина Н.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт»;

Смирнова О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»;

Киселева Г.В., доцент кафедры русского языка, начальник учебно-методического совета ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

 

Ш 59 Шилова Г.Е., Толмачева С.Ю.

Культура речи. Материалы к практическим занятиям. Учебно-методическое пособие для бакалавров. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К˚», 2012. – 122 с.

 

ISBN978-5-85897-567-0

 

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов-бакалавров различных направлений, а также для практических занятий в аудитории. В нем содержатся вопросы для обсуждения, практические задания, контрольные тесты и справочные материалы, необходимые для их выполнения.

 

УДК 378(075.8):80

ББК 81.411.2-923

 

ISBN978-5-85897-567-0

 

 

© Шилова Г.Е., Толмачева С.Ю., 2012


Предисловие

Культура речи − неотъемлемая часть общей культуры. Речь человека − это его визитная карточка. От того, насколько хорошо человек владеет речью, зависят его востребованность на рынке труда, его конкурентоспособность.

Цель учебного пособия – научить студентов-бакалавров свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации: уметь отбирать речевой материал в соответствии с требованиями стиля и жанра; организовывать его с учётом нормативного, коммуникативного и этического аспектов письменной и устной речи; редактировать текст, ориентированный на определенную форму речевого общения; владеть основами мастерства ораторской речи; владеть навыками делового общения.

Предлагаемое пособие ставит задачу оптимизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений.

Пособие состоит из 5 разделов и приложений к ним. Каждый раздел включает три части: теоретическую, практическую и контролирующую.

В первой части предложены вопросы для обсуждения по изучаемой теме, вторая часть содержит упражнения, отражающие основной материал программы по курсу «Культура речи», третья – представляет собой контрольный тест, который позволяет проверить уровень информированности студентов по конкретной теме и умение использовать приобретенные знания в собственной речи.

В материал упражнений включены те языковые единицы, ошибки в которых наиболее часто встречаются в речи носителей русского языка. Предлагаются упражнения для редактирования, выполнение которых способствует выработке умения находить и устранять речевые ошибки, определять их характер, причины нарушения норм литературного языка, умения совершенствовать высказывание, правильно оценивать языковые варианты и наиболее целесообразно использовать их в конкретном акте общения.

Контрольные работы в основном имеют тестовый характер и включают два типа заданий: задания с выбором ответа и задания с кратким ответом. Задание не даёт указание на количество правильных ответов – студенты делают выбор сами. Имеются дополнительные задания, которые способствуют детализации ответа (объясните, докажите и т.д.), активизации употребления языковых единиц в собственной речи (составьте предложения, диалог, отредактируйте текст, приведите примеры и др.).

Приложения представляют собой справочные материалы, которые окажут студентам бакалавриата необходимую помощь в выполнении упражнений и контрольных заданий, а также в подготовке к зачёту или экзамену.

В книге использованы материалы из различных учебников и учебных пособий по русскому языку, культуре речи и стилистике, а также словарей и справочников.

Пособие предназначено прежде всего для самостоятельной работы студентов-бакалавров различных направлений, а также для практических занятий в аудитории.

 


Культура речи

Язык и речь. Теоретические основы культуры речи. Речевое общение

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Язык как знаковая система.

2. Формы существования общенационального языка (территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социальные жаргоны, литературный язык).

3. Литературный язык, его свойства.

4. Понятия «язык» и «речь», их сходства и различия.

5. Функции речи (коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, эмотивная, апеллятивная и др.).

6. Типы и формы речи (речь внешняя и внутренняя, устная и письменная; монолог, диалог, полилог).

7. Основные единицы речевого общения.

8. Невербальные средства общения, их роль в коммуникации.

9. Три аспекта культуры речи.

Язык – система знаковых единиц общения.

Единицами языка являются фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Уровни языка – это подсистемы общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих языковых единиц и правил их функционирования. Различают фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический уровни и уровень текста.

Речь – это последовательность языковых знаков, организованная по законам языка в соответствии с целями и задачами выражаемой информации.

Культура речи – выбор и организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Аспекты культуры речи: нормативный (соблюдение норм современного русского литературного языка), коммуникативный (выбор языковых средств, адекватных реальной ситуации, позволяющих эффективно выполнять поставленные коммуникативные задачи), этический (знание и применение правил речевого этикета).

Практическая часть

Задание 1.О появлении какой формы национального языка мы узнаём из данного текста?

Как при Николае I, образовался замкнутый в себе класс чиновничьей, департаментской тли, со своим языком, своими нравами. Появился особый жаргон «комиссариатских девиц». Говорят, напр., «определенно нравится», «он определенно хорош» и даже «я определенно иду туда». Вместо «до свидания» говорят: «пока». Вместо «до скорого свидания» – «ну, до скорого». (К. Чуковский. Дневник).

 

Задание 2.Прочтите текст. О каких двух важнейших свойствах языка идёт в нём речь? Приведите собственные примеры, подтверждающие данные языковые свойства.

Язык – это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факторов – и внешних, как говорят, экстралингвистических, и внутренних, собственно языковых. Русский языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ в одной из своих статей удивлялся тому, что, несмотря на такое количество самых разнообразных обстоятельств, обусловливающих изменения в языке, язык изменяется всё-таки не очень сильно и сохраняет своё единство. Но ничего особенно удивительного в этом нет. Ведь язык – это важнейшее средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял своё единство, то он не мог бы выполнять эту важнейшую функцию. (А. Леонтьев. Что такое язык).

Задание 3.Прочтите текст.Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

1) диалектизмы;

2) общеупотребительные слова;

3) профессионализмы;

4) просторечные слова;

5) жаргонизмы.

Он [Лавр Кузьмич] насмешливо поглядел на Роза и с предательской улыбочкой сказал:

– Нас, казаков, учёные считают за редких икзимпляров, вроде за жирафов, которые ещё не повыздыхали. Не тем интересуются, куда нам устремляться, а как, мол, я скажу – «хочь» или «хучь». А нам надо знать, как жить завтра. Только без брехни знать!.. Мы ж, товарищ, секретарь, – опять перенёс он огонь на Голикова, – не дурачки, не дюже верим вашим лекторам насчёт морской той радости. Будущего. (В. Фоменко. Память земли).

 

Задание 4. Найдите жаргонизмы в данных отрывках.

1. Транспортный взвод, состоящий из одних запасных, или, как у нас в батальоне их называют, «дядьков», сегодня взмок от работы: ему больше всех достаётся (О. Кожухова. Ранний снег). 2. В дальней комнате, в конце коридора, сидел обычно дежурный литсотрудник «свежая голова». Сегодня «свежаком» был Жорка (А. Эртель. Волхонская барышня). 3. – Не поднимай шухера, шкет, – глухо проговорил Чурин, уже не делая попыток вырваться (А. Чаковский. Дороги, которые мы выбираем).

Задание 5. Прочтите внимательно текст. О каких функциях языка (речи) говорит в нём автор?

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т. е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что в нём есть человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (А. Леонтьев. Что такое язык).

 

Задание 6.Прочтите пословицы и поговорки. Объясните, как вы понимаете содержание этих выражений. Объедините близкие по значению высказывания. Приведите свои примеры пословиц и поговорок со словами язык, речь.

1. Язык до Киева доведёт. 2. Мал язык, да всем телом владеет. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. На языке мёд, а под языком лёд. 5. Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет. 6. Дай волю языку – скажет то, чего и не знает. 7. Честна не кудрявая речь, а правдивая.8. Язык лепечет, а голова не ведает. 9. Самое сладкое – язык, самое горькое – язык. 10. Ум язык на замке держит. 11. В долгих речах и короткого толка нет. 12. И речисто, да не чисто. 13. Не гляди, каков в плечах, – слушай, каков в речах. 14. Глупые речи, что пыль на ветру. 15. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. 16. Умные речи и дурак поймёт. 17. Мысль с сердцем, а речь с перцем. 18. Язык – мой, а речи не свои говорю. 19. Хороша верёвка длинная, а речь – короткая. 20. Рана от копья – на теле, рана от речей – в душе.

 

Задание 7.О каких формах речи и их особенностях говорится в русских пословицах и поговорках? В чём их смысл?

1. Что написано пером, того не вырубишь топором. 2. Говорит, как клещами на лошадь хомут надевает. 3. Кто не подумав говорит, тот вечно вздор творит. 4. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 5. Много говорить – голова заболит. 6. При нас читано, да не при нас писано. 7. Что говорит большой, слышит и малый. 8. Писать – не языком чесать. 9. У кого что болит, тот о том и говорит. 10. Читать не размышляя, что есть не пережёвывая. 11. Мало правды в том, из кого сыплется много слов. 12. Язык коснеет, а перо не робеет. 13. Стрелой попадёшь в одного, а пером в тысячи. 14. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь. 15. Наговорились, как мёду напились. 16. Говорит, словно жвачку жуёт. 17. Говорок на порог, а скука из избы вон. 18. Глупый киснет, а умный всё промыслит. 19. Не позволяй твоему языку опережать твою мысль. 20. Острое словечко колет сердечко.

Задание 8.

1. Составьте диалог в разговорном стиле на свободную тему, а затем преобразуйте его в диалог из воображаемого произведения художественной литературы. Чем они отличаются?

2. Подберите из любого произведения художественной литературы пример монолога (в форме исповеди или сказа).

3. Напишите несколько названий телепередач, в которых используется полилог.

Задание 9.Прочтите текст. О каких невербальных средствах идёт в нём речь?

Мы встретили ее [Ахматову] и Шилейку, когда шли с Блоком и Замятиным из «Всемирной». Первый раз вижу их обоих вместе… Замечательно – у Блока лицо непроницаемое – и только движется все время, зыблется, «реагирует» что-то неуловимое вокруг рта. Не рот, а кожа возле носа и рта. И у Ахматовой тоже. Встретившись, они ни глазами, ни улыбками ничего не выразили, но там было высказано мн[ого]. (К. Чуковский. Дневник).

 

Задание 10.Прочтите текст. Какие невербальные средства насторожили рассказчика? Почему?

Первое мое впечатление от господина Дезэссара, честно говоря, было неблагоприятным. Особенно встревожило меня то, что, поднявшись, он спрятал за спину руки.

Считается, что глаза – замочная скважина души и в них можно рассмотреть истинную суть человека. Мой опыт этого не подтверждает. Люди тертые обычно следят за своим лицом; иные могут глядеть на вас открыто, умильно, а при случае и подпустить слезу.

У меня другая метода – я определяю нрав и честность по рукам. Язык жестов не менее красноречив, но мало кто даже из отъявленных хитрецов заботится его маскировать.

<...>

Нехороши были руки у капитана.

Ох, нехороши!

Во-первых, короткопалые – верное свидетельство низменности или, в лучшем случае, приземленности души. Во-вторых, находились в постоянном движении – цеплялись друг за друга, скрючивались, пощелкивали суставами.

Этот человек то ли сильно волновался, то ли что-то скрывал. (Б. Акунин. Сокол и Ласточка).

 

Задание 11. Прочтите текст. О каких правилах речевого этикета идёт в нём речь? Приведите свои примеры, подтверждающие национальные особенности речевого этикета.

В лифте Фандорин, как обычно, не поднимал глаз, а смотрел под ноги. Так же вели себя и попутчики. Встречаться с кем-либо глазами было рискованно. Согласно корабельному этикету, eye contact [встреча глазами] предполагал улыбку, улыбка – обмен вежливыми репликами, и все, потянется цепочка: теперь при каждой случайной встрече придется останавливаться, здороваться и обсуждать природу-погоду, желать друг дружке чудесного афтернуна, и так далее, и так далее.

В принципе, все это цивилизованно и мило, но с российской точки зрения – фальшь, пустое сотрясание воздуха. В Москве Нику ужасно раздражал недостаток вежливости, здесь – ее избыток. Тут было о чем задуматься. Получалось, что британцем он быть перестал, а русским так и не сделался. Дома (ага, все-таки «дома»!) часто думал: худшая беда у них тут – не дураки и не дороги, а тотальное хамство. На корабле же постоянно ловил себя на мысли: «странная у них, англичан, все-таки привычка…». Например, даже британская сдержанность, которую Фандорин всегда так ценил, теперь казалась ему какой-то малахольной и противоестественной. (Б. Акунин. Сокол и Ласточка).

 

Контрольный тест

Укажите правильный(-ые) вариант(-ы) ответа

1. Единицами языка являются:

а) фонема;

б) слог;

в) морфема;

г) слово.

 

2. С мыслительной деятельностью человека язык связывает:

а) эмотивная функция;

б) когнитивная функция;

в) апеллятивная функция;

г) метаязыковая функция.

 

3. В средствах оценки, интонации, междометиях реализуется:

а) эмотивная функция языка;

б) аккумулятивная функция языка;

в) когнитивная функция языка;

г) апеллятивная функция языка.

 

4. Смыслоразличительную функцию выполняет:

а) предложение;

б) слово;

в) морфема;

г) фонема.

 

5. Словообразующую и словоизменительную функцию выполняет:

а) фонема;

б) морфема;

в) слово;

г) словосочетание.

 

6. Универсальным средством общения людей язык является, выполняя:

а) коммуникативную функцию;

б) метаязыковую функцию;

в) эмотивную функцию;

г) эстетическую функцию.

 

7. Функцией истолкования языковых фактов является:

а) эстетическая;

б) коммуникативная;

в) метаязыковая;

г) эмотивная.

 

8. К характеристикам языка относятся:

а) достояние всех членов общества;

б) активность, высокая вариативность;

в) уровневая организация;

г) контекстная и ситуативная обусловленность.

 

9. К характеристикам речи относятся:

а) стабильность;

б) линейная организация;

в) индивидуальность;

г) независимость от ситуации.

 

10. Слова, образующие антонимическую пару, вступают в отношения:

а) парадигматические;

б) синтагматические;

в) иерархические.

 

11. Смысловая оформленность и законченность – признак:

а) слова;

б) словосочетания;

в) предложения.

 

12. Номинативную функцию выполняет:

а) предложение;

б) слово;

в) морфема;

г) фонема.

 

13. Коммуникативным знаком является:

а) слово;

б) морфема;

в) предложение;

г) фонема.

 

14. К естественным знакам относятся:

а) морозный узор на стекле;

б) знаки дорожного движения;

в) запах дыма;

г) языковые знаки.

 

15. К искусственным знакам относятся:

а) звонок в школе;

б) жаркое солнце;

в) стук дождевых капель на крыше;

г) изображение сердца, пронзенного стрелой.

 

16. В языковой системе выделяются следующие уровни:

а) фонетический;

б) морфологический;

в) интонационный;

г) стилистический.

 

17.Какой уровень отсутствует в системе русского литературного языка?

а) грамматический;

б) стилистический;

в) фонетический;

г) лексический.

 

18. Укажите отличительные особенности устной речи:

а) спонтанность;

б) сочетаемость с невербальными средствами общения;

в) строгое соответствие языковой норме;

г) связность.

 

19. К смысловым типам текса не относится:

а) описание;

б) повествование;

в) оценка;

г) рассуждение.

 

20. Выберите соответствующее определение:

языковая норма 1. правила поведения в определенной ситуации 2. разновидности одного и того же слова, которые характеризуются тождественной лексико-семантической функцией 3. правила использования речевых средств в определенный период развития языка
невербальные средства общения 1. жесты, мимика, позы, движения тела 2. общение посредством знаков письма 3. общение посредством языка
речь 1. система знаков, исторически закрепленная в данном обществе и служащая средством общения 2. последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации 3. совокупность невербальных средств общения

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.