Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование пространства и цвета



 

Для начала позволим себе маленькое отступление. Говорят, когда в одной деревне умирал дед, который прославился тем, что умел заваривать вкусный чай, то к нему пришли старушки и попросили поделиться секретом. На что дед ответил: "Бабы, не жалейте заварки!"

Не знаю, в какой мере уместно здесь такое сравнение, но если бы меня спросили, как писать хороший конспект, то первым, что бы я посоветовал, было: "Ребята, не жалейте бумаги!"

К сожалению, очень часто приходится видеть конспекты, где плотно, убористо исписанные страницы похожи одна на другую: без полей, заголовков и красных строк. Чтение такого конспекта утомляет зрение, вызывает скуку, отнимает много времени на поиск нужной информации при подготовке к экзамену и на самом экзамене, случись использовать его, скажем, в качестве "опорного сигнала" или попросту шпаргалки.

Между тем, каждому известно, что без полей, заголовков, подзаголовков, красных строк, разрядок, разных по размеру и жирности шрифтов не печатается ни одна книга и ни одна брошюра. Все эти изобретения полиграфической промышленности могут и должны быть использованы в конспекте. К примеру, разные по важности заголовки в теме "Внимание" можно выделить шрифтом или смещением их вправо-влево на поле листа следующим образом.

 

 

В н и м а н и е

 

Понятие о внимании

- Определение внимания

- Физиологические основы внимания

 

Виды внимания

- Непроизвольное внимание

- Произвольное внимание

- Послепроизвольное внимание

- Внешнее внимание

- Внутреннее внимание

- Коллективное, групповое, индивидуальное

внимание

 

Свойства внимания

- Объем внимания

- Распределение внимания

- Концентрация внимания

- Устойчивость внимания

- Переключаемость внимания

 

Если такой прием применять постоянно, то при чтении конспекта найти любой раздел будет намного легче.

Однако возможности рукописи кое в чем даже шире, чем возможности полиграфии. Например, в ней без особых трудностей (стоит только поменять ручку) можно пользоваться цветом. Предположим, в тексте красным цветом выделяется то новое и наиболее важное, что вводится на данной лекции; фиолетовым - примеры и факты, подтверждающие это новое; зеленым - то, как это новое связано с предыдущим. Этот прием называется работа цветом по важности. Если потом прочесть выделенное только красным и зеленым, мы получим "скелет курса", то есть как раз то, с чего следует начинать чтение конспекта по известной уже нам формуле ОВОД.

Цветом можно пользоваться и для предупреждения типичных трудностей, связанных с формированием понятий. Так, несмотря на то, что на разницу между физиологической и психологической составляющими темперамента указывает каждый преподаватель, студенты на экзамене по общей психологии очень часто путают понятия "тип высшей нервной деятельности" и "тип темперамента".

Я почти не слышу неверных ответов после того, как на лекции по темпераменту попросил студентов написать на одной строке листа слева "ВНД", справа - "Темперамент" и поставить между ними знак равенства зеленым цветом и тут же знак неравенства - красным. Светофор в конспекте (так называется этот прием) сработал. Теперь студенты легко указывают не только на схожесть, но и на разницу в этих понятиях.

Другой пример. Зная по опыту, что на экзамене по педагогической психологии студенты дают неверное (житейское) определение понятию "обучение", на одной из лекций мы совместными усилиями и ко всеобщему удовольствию получили следующее "понятное и простое" определение: "обучение - это передача учащимся знаний, умений и навыков". Приписали к полученному определению полное авторство: "Студенты 2 курса исторического факультета ТГУ". Позже, убедив аудиторию в том, что знания, умения и навыки - не вещи и не деньги, их нельзя передать ни по наследству, ни каким-либо иным способом без соответствующей ответной активности ученика, мы предложили новое определение с акцентом на том, что обучение есть главным образом стимулирование и управление активностью учащихся по освоению передаваемых им знаний, умений и навыков. При этом старое определение мы попросили студентов перечеркнуть крест-накрест красным цветом. И этот "светофор в конспекте" вот уже сколько лет работает исправно.

Итак, в конспекте обязательно должны быть заголовки. Это не только ускоряет поиск нужной информации, но и улучшает запоминание.

Между заголовками и последующим текстом желательно оставлять просвет чуть больший, чем между строчками текста.

Разные по важности заголовки должны отличаться друг от друга либо размером шрифта (что менее желательно, т.к. отнимает много времени), либо смещением по полю листа влево, вправо или к центру.

Текст надо разнообразить, чтобы каждая страница имела свое лицо.

Очень хорошо, когда при написании конспекта используются цветные ручки. Однако таковых не должно быть больше трех, максимум - четырех, поскольку большое разнообразие, как мы уже знаем, - это то же однообразие.

 

 

Конспектирование фраз

 

Рассмотренные в предыдущем разделе приемы, стоит только понять их смысл и значение, осваиваются легко, почти автоматически. Они экономят время при чтении конспекта, но не экономят при записи, хотя и не увеличивают его.

Научиться конспектированию фраз сложнее, зато и польза от освоения приемов, составляющих это умение, более ощутимая. Конспективная запись, получаемая с помощью таких приемов, быстрее пишется, легче читается и лучше запоминается.

Первое, чему следует научится, можно называть умением держать паузу. Если начать записывать фразу сразу же после того, как мы услышим (или при чтении с листа - увидим) ее начало, то слов в конспекте будут столько же, сколько в исходном тексте. В библиотеке время на это еще можно найти, но на лекции... На лекции нужна пауза. Никогда не следует начинать записывать фразу, не дослушав ее до конца и не уловив основного смысла. Смысл сказанного всегда может быть записан короче и не обязательно в том же порядке, в котором его доносит до нас автор. Некоторые их приемов конспектирования фраз приведены в табл. 6. Поясним их.

Почти каждый раз, когда в тексте фразы мы встречаем слова "состоит из" или "включает в себя", а в научных текстах такие словосочетания встречаются довольно часто, их можно заменить "скобкой", значительно сократив число слов в конспективной записи (пример 1).

 

Таблица 6.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.