Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура устного сообщения



В психологии общения известно, что словесные сообщения в большинстве своем многосторонни. Помимо существа дела, в них, как правило, представлены также: отношение к передаваемой информации, самораскрытие говорящего, его призыв к адресату [63; 151-154].

Многоплановость сообщения демонстрируется обычно с помощью схемы, изображенной на рис. 7.

 

 

 

 

Рисунок 7. Структура устного сообщения

 

Далеко не всегда эти четыре стороны сообщения представлены в нем в явной форме. И если получатель информации оказывается не в состоянии расшифровать хотя бы одну из сторон или он вкладывает в нее иной смысл, чем направитель, наступает непонимание.

Приведем пример.

Для промежуточного контроля за усвоением знаний мы несколько раз в течение семестра проводим тотальный программированный опрос студентов. Технология опроса очень проста: на доске под римскими цифрами пишутся четыре вопроса. Каждый из вопросов снабжается четырьмя ответами, пронумерованными арабскими цифрами от 1 до 4, причем, только один из четырех предложенных на каждый вопрос ответов является правильным. Студенты об этом знают. Их задача: найти правильный ответ и на карточке (рис. 8) вырезать или осторожно вырвать соответствующий ему сегмент.

Карточки подписываются и сдаются преподавателю. Далее мы собираем их в стопку и на месте правильных ответов тут же на глазах у студентов обычным дыроколом делаем просечки. Просунув в одно из отверстий ручку или другой подходящий предмет, из колоды всегда можно вытащить карточки тех, кто не знает ответа на данный вопрос.

 

 

 

 

Рисунок 8. Карточка для промежуточного контроля знаний

 

Общая оценка зависит от числа полученных просечек - чем их больше, тем ниже отметка. Вся процедура занимает от 10 до 15 минут. Однако вернемся к расшифровке речевого сообщения.

Однажды по окончании опроса один из студентов, не слишком дружелюбно поглядывая на нас, вернул нетронутую карточку и произнес следующее: "Извините, В.Н., но я так и не понял, что надо было делать с этой Вашей карточкой" (cм. рис. 9).

Существо дела понятно: контрольная работа не выполнена. Что же еще хотел сказать нам студент?

О каком отношении к опросу может свидетельствовать его сообщение:

"У Вас что, не будет другого случая проверить наши знания?"

"Чего это Вы портите нам жизнь в течение семестра? Хватило бы и сессии".

"Сомневаюсь, что можно проверять знания таким образом".

"Сами говорили, что контроль губит учебную мотивацию. Где же доверие?"

"Вуз - не школа. Это только там приняты повседневные опросы".

 

 

Рисунок 9. Обмен информацмей по ходу восприятия устного сообщения

 

Редкий студент решится сказать все это преподавателю открыто. И не только студент. Люди вообще мало расположены открыто демонстрировать свое отношение к другим. Чаще мы скрываем свои чувства. Причины могут быть разными: боязнь обидеть другого человека, опасение вызвать его гнев, быть высмеянным, наказанным или отвергнутым. Конечно, мимика, жесты, поза, дистанция и другие средства неречевого общения, которые невольно сопровождают речь говорящего, помогают нам распознать истинное отношение. Но тем не менее всегда остается опасность ошибиться и поспешно отреагировать на мнимое отношение.

На стороне самораскрытия в данном случае естественно предположить явно содержащееся в сообщении: "Не понял." Однако студент мог иметь в виду совсем другое:

"Я не думал, что контрольная будет именно сегодня."

"Я не терплю, когда меня постоянно контролируют".

"Я просто обескуражен".

"Я не захотел скопировать ответы у соседа. Обратите на это внимание."

Четвертая сторона сообщения обычно содержит обращение или призыв говорящего к получателю информации, то есть направитель информации хочет чего-то добиться. Но чего? В нашем случае это может быть:

"Пожалуйста, в следующий раз объясняйте подробнее, что надо делать, отвечая на вопросы".

"Выберите другой способ опроса".

"Не делайте из вуза школу".

"Используйте лекционное время по назначению".

"Не понял", "Болел", "Забыл", "Не успел" и другие ссылки на "уважительные причины", объясняющие низкие результаты, - все это, как правило, скрытые призывы. Расшифровать их всегда непросто, но очень желательно, поскольку, помимо прямого адресата, они рассчитаны также на вербовку сторонников среди вольных и невольных слушателей.

Как видим, вариантов хватает. Выбрать правильный из них и тем самым улучшить взаимопонимание в контакте слушающему помогает знание типологии собеседников, к краткому обзору которой мы и переходим.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.