Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что сокращать, когда сокращать, казалось бы, больше нечего



 

В таком случае надо вспомнить и как можно полнее использовать в конспекте общепринятую систему сокращений типа: "и т.д." - и так далее, "и т.п." - и тому подобное, "и др." - и другие, "в т.ч." - в том числе, "м.б." - может быть, "д.б." - должно быть, "рис." - рисунок, "таб." - таблица.

Каждому известны математические символы "+" - плюс и "-" - минус. В гуманитарных текстах эти символы можно использовать в следующих значениях: "+" - положительное, позитивное, "-" - отрицательное, негативное, "±" - неоднозначное, если речь идет, скажем, о воспитательном воздействии. В прямом смысле по отношению к тому же воздействию можно использовать и такие математические символы: " > " - большее, "³" - большее или равное, "³" - значительно большее, "~" - подобное, "º" - тождественное, " = " - равное или одинаковое, " < " - малое или слабое, "£" - значительно меньшее, "maх" - максимальное, "min" - минимальное, "Î" - включающее, "Ï" - исключающее и т.д.

Если ваш макроконспект хранит и физические символы, то подойдут такие сокращения: "t" - время, "h" - высота, "F" - сила, "t°" - температура.

Выше речь шла о сокращениях, которые можно назвать междисциплинарными. Но каждая наука имеет свои, свойственные только ей, устоявшиеся сокращения. Их тоже надо освоить. Любой психолог, например, без труда прочтет следующие аббревиатуры и расшифрует их содержание примерно итак:

ЦО - ценностные ориентации;

ЦОЕ - ценностно-ориентационное единство;

ЭИ - эмоциональная идентификация;

ПК - психологический климат;

Тип ВНД - тип высшей нервной деятельности.

В конспектах, а иногда и в тезисах, когда дорого время или место, часто вводят временные сокращения, которые действуют в пределах только данной темы. Прием состоит в том, что наиболее часто встречающиеся слова или словосочетания заменяют одной или несколькими заглавными буквами, с которых начинаются эти слова. При этом в тексте заменяемые слова приводятся полностью только один раз, рядом в скобках пишется вводимое сокращение, после чего употребляется только сокращение. Приведем фрагмент тезисов, где использован данный прием.

"Изучение условий развития и формирования духовных потребностей (ДП) с применением наблюдения, рейтинга, документального метода и анкетирования показало прямую зависимость ДП от уровня развития групп, насыщенности основных видов деятельности (учебной, общественно полезной, общения и досуга) духовным содержанием, готовности членов группы принять и отразить эту объективно существующую духовность в структуре своих ДП.

Полученные данные, вскрывая особенности отражения коллективного в личностном, позволили разработать конкретные рекомендации по управлению формированием ДП у членов группы."

А что делать, если та или иная буква уже использована?

В таком случае ее можно перевернуть, положить на бок или заменить латинской буквой сходной по произношению, но отличающейся по начертанию.

Допустим, буквы И, П, К, и Р были использованы, а в психолого-педагогических текстах приходится часто употреблять слова "изучать", "применять", "контролировать", "руководить", "развивать". Не беда, введем следующие сокращения: "J" - изучать, " " - применять, " " - контролировать, "d" - руководить, " R" - развивать. Подобные знаки получили название кванторов по имени немецкого математика Квантора, который первым начал применять их в математических текстах.

Если к кванторам добавить окончания, тогда получим разные части речи: J-е - изучение, J-емый - изучаемый, J-ющий - изучающий.

Еще лучше заменить типовые окончания "хвостиками", аналогичными тем, что используются в стенографии. Пусть "~" - признак существительного, " "- активного причастия, " " - пассивного причастия. Оснастив наши сокращения приведенными "хвостиками", получим целый педагогический словарь: "J” - изучать, "J~" - изучение, "J " - изучающий (-ющая, -ющее, -ющие), "J " - изучаемый (-емая, -емое, -емые); " "- применять, " ~" - применение, " "- применяющий (-ющая, -ющее, -ющие),
" " - применяемый (-емая, -емое, -емые); " " - контролировать, " ~" - контроль, " " - контролирующий (-ющая, -ющее, -ющие), " " - контролируемый (-емая, -емое, -емые); и т.д.

Специалисты не рекомендуют заимствовать из стенографии более четырех типовых концовок. А поскольку выше мы использовали только три, то введем еще одну. Пусть "1" - признак прилагательного. Тогда, если к латинской букве "Y", которая издавна является символом психики и психологии, добавить данный "хвостик", то новое сокращение "Y1" будет прочитано как "психическое" или "психологическое".

Разновидностью кванторов является и так называемая буква в обертке. Берут самый длинный и часто употребляемый термин, оставляют от него первую букву и, не отрывая пера от бумаги, "обертывают" ее линией. Получается сокращение, которое ни с чем не спутаешь.

В психологии, например, довольно часто употребляется следующая пара терминов: "интровертированность - экстравертированность". Применив названный прием, получим сокращения: .

Но в той же психологии не менее распространенной является и другая пара: "интериоризация - экстериоризация". Как быть? Ведь начальные буквы этих терминов уже использованы. Выход всегда можно найти. Поскольку в предыдущем сокращении использованы прописные буквы, теперь их можно заменить строчными, еще лучше - строчными латинскими: "i" - и,

 

"x" - икс, экс. Тогда: " i " - интериоризация, " x " - экстериоризация.

Кванторы обычно вводятся надолго, навсегда, они запоминаются и становятся привычными. А что делать, когда надо сократить длинное, но не часто употребляемое слово? Если вводить каждый раз новый квантор, то конспект будет напоминать письмо иероглифами, освоить которое, как известно, довольно сложно. Остается одно - опустить часть слова. Но какую?

Ответ на этот вопрос может подсказать знание из области грамматики о назначении частей слова. Известно, что приставки меняют смысл слова, а потому опускать их при конспектировании ни в коем случае не следует. А вот окончанием вполне можно пожертвовать, поскольку оно употребляется для связи слов в предложении и, как правило, легко может быть восстановлено по контексту.

Кое-чему нас может научить и популярное телешоу "Поле чудес". Обратите внимание, когда игроку предоставляется возможность назвать несколько букв в неизвестном ему слове, он чаще других называет гласные. И правильно делает, поскольку вероятность ошибиться в таком случае примерно в три раза меньше, чем если бы он называл согласные. Однако человек, пишущий конспект, находится в иной ситуации. Ему надо кратко записать известное ему слово. Какие буквы, гласные или согласные, целесообразно опустить в таком случае? Давайте поэкспериментируем.

Пропуск гласных в словах "присмнк" и "униврстет" остается почти незамеченным. Похоже, гласные менее информативны, чем согласные. А теперь проверим эту гипотезу. Попробуйте угадать слово, вставив вместо черточек пропущенные буквы:

 

- О - О - А.

 

Правда же, сложная задача! Скорее всего, вам на ум приходят слова: сорока, корова, пороша, морока, корона, солома, ворота, погода и т. д.

А теперь решите ту же задачу со словом:

 

С - Р - К -.

 

Не утруждайтесь напрасными поисками! Кроме "сороки" все равно ничего не подойдет. Отсюда мы должны сделать вывод, что именно согласные, и только они, жестко фиксируют смысл слова. Следовательно, в конспективной записи, в случае необходимости сократить слово, пропускать можно только гласные. Не все, конечно, а, скажем, через одну. Этот прием, заимствованный из арабской письменности, так и называется пропуск гласных.

Однако самым мощным и по многим соображениям наиболее желательным способом сокращения записи является использование пиктограм.

Пиктограммы - это упрощенные, стилизованные рисунки типа дорожных знаков или известных каждому изображений на ручках телевизора: - яркость - контрастность, - громкость.

Пиктограммы хороши тем, что подключают зрительную память, которая, как известно, является самой продуктивной. Говорят же: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." Пиктограммы хороши тем, что они оставляют в сознании "образ" информации. Способ применения стилизованных рисунков в конспективной записи тоже не нов. Химики, например, давно используют такие пиктограммы:

 

  - пробирка,   - колба,   - реторта.  

 

Конечно, изображать в виде рисунков абстрактные гуманитарные понятия не легко. Зато там, где это удается, эффект бывает только положительным.

Не знаю, кто первым это изобрел, но посмотрите как легко читаются пиктограммы распределения времени урока в конспекте молодого учителя.

 

  - опрос - 15 мин.   - изложение нового материала - 20 мин.   - закрепление - 10 мин.  

 

Не надо напрягать зрение или, не дай бог, надевать очки, чтобы среди однообразных строк отыскать нужное. Кстати, комбинируя пиктограммы с аббревиатурами, кванторами, временными сокращениями и т.д., мы получим то, что педагог В.Ф.Шаталов называет опорными сигналами.

Как видим, приемов сокращения слов, словосочетаний и терминов достаточно много. И, как всегда в таких случаях, возникает потребность как-то их упорядочить. Лучше, если каждый сделает это сам, исходя из собственных потребностей и вкусов.

Ну, а если это не принципиально, то можно воспользоваться рекомендациями Л.Ф.Штернберга, который предлагает букву "в обертке" использовать для сокращения терминов; кванторы - для замены вспомогательных, но часто употребляемых слов типа "изучать", "развивать"; буквенные аббревиатуры - там, где это не вызовет двусмысленности при чтении конспекта; пропуск гласных и "хвостики" - когда возникает необходимость; временные сокращения - как можно реже; пиктограммы - всюду, где это только возможно.

 

В заключение приведем в качестве примера некоторые из сокращений, которые мы используем для конспектирования психологических текстов.

 

  - отражение
  - психика
  - сознание
  - самосознание
  - подсознание
- личность   - направленность личности
- индивид   - мотив
  - установка   - потребность
  - мотивационно-потребностная сфера   - воздействие, влияние
    - положительное воздействие   - негативное воздействие   - многозначное воздействие
  - постоянное воздействие   - минимальное воздействие   - максимальное воздействие
- взаимодействие, взаимовлияние   - опосредованное воздействие   - цель   - конфликт
    - субъект   - объект   - деятельность
    - общение   - анализ   - синтез
    - наблюдение   - эксперимент   - тест
    - рецептор   - анализатор   - девочка
    - мальчик   - коллектив   - учитель
- план, конспект   - документация   - точка зрения
- развитие   - обратное развитие, деградация
  - отсутствие развития, кризис   - ускоренное развитие, акселерация   - зона ближайшего развития
  - интериоризация     - экстериоризация
    - асимметрия больших полушарий   - внимание   - ощущение
- восприятие   - память   - мышление
    - фантазия, воображение   - чувства, эмоции   - воля
    - темперамент     - характер     - способности

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.