Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выработка умения мгновенно схватывать



Графическую информацию

Читатели, которые, казалось бы, уже избавились от внутреннего проговаривания, отмечают, что они вновь возвращаются к нему, стоит только встретить незнакомый термин, специальную лексику или просто длинное не слишком распространенное слово. Понятно, что таких слов, образы которых мы "не узнаем" с первого взгляда, должно быть как можно меньше. В этом могут помочь следующие несложные упражнения.

 

Упражнение 6. Тренировка с орфографическим словарем. Ежедневно прочитывайте 10 - 15 страниц со скоростью 2 секунды на колонку. Вы должны научиться схватывать слова за одно мгновение без внутреннего проговаривания. Слова узнаются, но не запоминаются. Время тренировки - 3 минуты.

 

Упражнение 7. Вырабатывайте навык мгновенно схватывать графическую информацию: просматривайте заголовки газет, читайте объявления, лозунги, рекламу, схватывайте номера проходящих мимо автомашин и т.д. Используйте на это время прогулок.

 

Расширение поля зрения

 

Поле зрения - это ширина участка строки, которую глаз, находясь в неподвижном состоянии, способен четко воспринимать. Нетренированный глаз, чтобы последовательно воспринять всю строку, вынужден делать на ней 12-16 фиксаций (остановок). Это отнимает время и утомляет глазную мускулатуру.

Практика показывает, что специальные упражнения уже в течение месяца позволяют сократить количество фиксаций в строке до трех-четырех, потом - до одной-двух и наконец перейти к чтению "по вертикали", когда взгляд уже не скачет по строке, а перемещается по странице сверху вниз. Тренировки, как всегда, рекомендуется начинать с определения исходного поля зрения.

Есть много разных по точности и трудоемкости способов определить ширину поля зрения. Для наших целей подойдут самые простые. Например, можно воспользоваться цифровыми или буквенными рядами.

 

 

ХФУТСРПОНМЛКИЗЖЕДГВБАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХ

 

Остановите взгляд на цифре 1, расположенной в центре первого ряда, а остальные цифры закройте бумажками так, чтобы видны были еще только две двойки, расположенные по обе стороны от единицы. Теперь начинайте отодвигать бумажки в стороны, все время глядя на цифру 1. Остановите бумажки, как только крайние цифры начнут расплываться и станут неузнаваемыми. Теперь подсчитайте, сколько цифр (или букв) вы способны ясно увидеть и узнать при одном фиксированном взоре. Это и будет ваше исходное поле зрения.

Ширина поля зрения может быть измерена также и в сантиметрах. Для этого можно воспользоваться следующей несложной пирамидой.

 

3_______ 4 ______7

10_________ 5 ________41

24___________ 6 __________55

36_____________ 7 ____________18

45_______________ 8 ______________94

51_________________ 9 ________________17

87___________________10 __________________79

 

Подобные упражнения могут быть не только диагностическими, но и тренировочными. Вот некоторые из таких упражнений.

 

Упражнение 8. Вырежьте в плотном листе бумаги полоску размером 80 х 4 мм и наложите ее на верхнюю строку колонки. Смотрите только в центр каждого блока, где проходит вертикальная линия. Не передвигая зрачков, постарайтесь увидеть крайние цифры. Повторите упражнение 2-3 раза.

 

40 мм

6 3 9

4 7 8

1 3 5

8 2 6

3 9 7

60 мм 70 мм _______________________

54 5 27

67 9 82

21 3 19

55 6 72

87 1 38

80 мм

 

 

Упражнение 9. В таблице 4 вписаны числа от 1 до 25. Посмотрите в центр таблицы с расстояния 30-40 см, стараясь увидеть всю таблицу. Вы должны найти все числа в возрастающем порядке от 1 до 25 за 25 секунд. Если какое-то число потеряли, ищите его, передвигая глаза только по вертикали.

 

Таблица 4.

 

 

 

Перечертите таблицу 4 на лист плотной бумаги размером 35 на 35 см. Изготовьте по этому образцу еще 3 - 4 таблицы с другим расположением чисел (от 26 до 50, от 51 до 75 и т.д.). Тренируйтесь с этими таблицами по 3 - 5 минут ежедневно.

 

Упражнение 10. Разграфите страницу книги на четыре колонки цветным карандашом. При чтении старайтесь делать по одной фиксации на колонке, то есть всю строку вы должны прочитывать за четыре фиксации. Тренируйтесь каждый день по 5 - 8 минут.

 

Упражнение 11. Попробуйте читать по вертикали. Для этого проведите вертикальную черту в середине колонки 1 и, перемещая глаза только по этой линии, старайтесь увидеть все слова строки и уяснить содержание заметки. Закончив чтение, закройте глаза и воспроизведите смысл прочитанного.

 

Колонка 1.

Дело было в октябре.

 

85 лет назад - в 1910...

...умер Чезаре Ломброзо, италь...

...специалист в области крим...

...ой психологии. Ломброзо...

...теорию" врожден...

...преступника", согласно кото...

...особые типы......

...личностей, предрасполо...

...к совершению преступ...

...преступника можно...

...обличью отличить от...

...законопослушного ...

...ажданина...

 

 

Таким же методом прочитайте колонку 2. Уясните смысл этой колонки и определите, много ли вы узнали нового.

 

Колонка 2.

Дело было в октябре.

 

  85 лет назад - в 1910 году умер Чезаре Ломброзо, итальянский медик и специалист в области криминальной психологии. Ломброзо выдвинул теорию "врожденного преступника", согласно которой существуют особые типы человеческих личностей, предрасположенные к совершению преступлений, так что преступника можно даже по внешнему обличью отличить от нормального, законопослушного гражданина.    

 

В дальнейшем навык чтения по вертикали отрабатывайте на газетных колонках. Сперва закрывайте с обеих сторон 1 - 2 буквы, затем 2 - 3, наконец - 4 - 5. После недельной тренировки переходите к чтению газетных колонок без закрывания букв и прочерчивания линий. Не торопитесь ставить рекорды. Специалисты утверждают, что навык уверенного чтения газетных материалов по вертикали приходит не ранее, чем через месяц.

Следующий этап тренировок - чтение по вертикали журнальных статей. Начать лучше с журнала "Наука и жизнь", ширина колонки в котором 42 мм. Затем можно перейти к чтению других журналов, например, "Вопросов психологии" (65 мм), а закончить тренировки желательно "Журналистом", ширина колонки в котором 75 мм.

Только теперь можно переходить к чтению по вертикали книжных станиц. На это уйдет еще месяц.

 

Преодоление регрессий

 

Существует мнение, что избавиться от привычки возвращаться к уже прочитанному несложно. Сторонники данной точки зрения считают, что для этого достаточно закрывать прочитанное кусочком картона, ни на миллиметр не отодвигая его назад и не заглядывая поверх картона [44; 98]. Однако это одновременно и так, и не так. Так, потому, что преодолеть регрессии в самом деле проще, чем избавиться от других вредных привычек, снижающих эффективность чтения. Правда и то, что способ закрывания текста действительно помогает избавиться от возвратов к прочитанному, но только отчасти.

Дело в том, что регрессии, как правило, обусловлены не одной, а несколькими причинами и, стало быть, манипулирования с картоном, как единственного способа избавиться от них, недостаточно.

Исследователи пришли к выводу [45; 35-36], что у одних читателей это результат недостаточной тренированности в плавном и выразительном чтении "с листа"; у других - недоcтатки внимания; у третьих - неблагоприятная внешняя обстановка; у четвертых ( а таких, к сожалению, большинство) - и то, и другое, и третье. Повторение отдельных частей слов может быть обусловлено и логоневрозом (заиканием). Понятно, что в каждом из таких случаев способы преодоления регрессий должны быть различными. Читателю необходимо знать причины своих регрессий и, сообразуясь с ними, подобрать для себя наиболее подходящие из приводимых ниже упражнений.

 

Упражнение 12. Научитесь читать вслух "с листа" в темпе плавной разговорной речи незнакомые тексты, выразительно, четко произнося каждое слово, не повторяясь и не запинаясь. Вы должны добиться хорошего, плавного чтения без подготовки. Каждый текст читается только один раз. Объем текста 1-2 страницы.

Не задерживайтесь на этом упражнении слишком долго. Помните, чтение вслух, с точки зрения его эффективности, - не самый лучший вид чтения.

 

Упражнение 13. Находите в газетах, журналах или книгах не по вашей специальности небольшие отрывки с незнакомой лексикой. Ежедневно прочитывайте 1-2 страницы со скоростью 250 слов в минуту. Научитесь понимать текст с первого прочтения. На начальной стадии тренировок закрывайте листом бумаги или картоном прочитанные строки, передвигая лист сверху вниз в заданном темпе. Время, отводимое на чтение текста, определяйте по табл.5. Оно зависит от объема текста и заданной скорости.

 

Таблица 5.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.