Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Психологические основы развития культуры учебного труда студентов



II.1. Культура чтения

Умеем ли мы читать?

 

В век сплошной грамотности ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден: да, конечно. Однако психологи думают иначе. По их мнению, большинство из нас читает однообразно и нецелесообразно. И, скорее всего, они правы.

В самом деле, на досуге, в часы вынужденных ожиданий мы достаем первую попавшуюся под руки (или специально купленную на этот случай) газету и начинаем читать. При этом не обязательно быть внимательным, запоминать и, уж тем более, логически обрабатывать информацию. Многократное повторение таких действий вырабатывает привычку, скорыми психологическими следствиями которой является разболтанность внимания и недисциплинированность памяти.

В другой раз, беря в руки ту же газету или учебник с целью запомнить прочитанное, мы уже не можем сосредоточиться - привычки управляют нами, как программа электронно-вычислительной машиной. Выходит, прав был английский философ Б.Стюард, когда советовал: "Не читай ничего из того, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять".

Культурный, грамотный читатель должен овладеть несколькими способами чтения. Выбор того или иного из них зависит от целей, которые мы перед собой ставим при чтении. Остановимся на этих способах подробнее.

 

Поисковое чтение

К нему прибегают всякий раз, когда надо найти нужную информацию.

Кто хоть раз ставил перед собой такую задачу, знает, как это не просто.

Со времен изобретения книгопечатания в мире издано уже более 30 миллионов наименований книг, ежегодно полиграфисты прибавляют к ним еще по 60 миллионов страниц. В результате примерно каждые пять лет накопленная информация удваивается и процесс этот идет с ускорением. Вот тут и пригодится поисковое чтение.

Нет никакой нужды читать всесь библиографический справочник. При поисковом чтении взгляд скользит по середине страницы сверху вниз и останавливается только на нужном. Все остальное не читается и не осмысливается. Этому легко можно обучиться, тем более, что кое-какой опыт у нас уже есть. Так мы ищем номер телефона в телефонной книге, находим нужное слово в орфографическом словаре и т. д.

Вместе с тем опыт показывает, что изучение библиографических справочников и аннотированных изданий помогает найти нужное только приблизительно. Избыточность при этом достигает порой порядка 90-95%, и нужен новый "фильтр", новый способ чтения.

 

Выборочное чтение

Его цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос, стоит ли читать данный текст вообще?

Выборочное чтение напоминает чтение "по диагонали", когда просматриваются начальные и конечные фразы, а также по нескольку предложений в отдельных частях текста.

Читателю, начинающему осваивать этот вид чтения, полезно знать о правилах построения текстов, на которые обращают наше внимание финские исследователи Й.Ниссинен и Э.Воутилай-нен [44; 102]:

- в начальном абзаце автор, как правило, ставит проблему, обосновывает ее актуальность, выражает основные моменты текста;

- в последних абзацах главы, раздела, книги обычно содержится резюме, подводятся итоги, дается оценка всему сказанному;

- в заголовках и в подзаголовках в нескольких словах выражаются наиболее важные мысли, заключенные в тексте;

- первые предложения абзацев заключают переход к новым вопросам.

Если в ходе выборочного чтения вопрос о необходимости более подробного знакомства с текстом решен положительно, тогда прибегают к другому виду чтения, которое называют беглым.

 

Беглое чтение

С него-то собственно и начинается серьезная работа над текстом.

Цель беглого чтения - усвоить основные моменты текста, не останавливаясь на деталях.

Для ясности здесь хорошо бы привести пример беглого чтения из нашей повседневной практики. Но, увы! Если человек специально не упражнялся в этом виде чтения, сослаться нам будет не на что. Умение быстро читать находится в противоречии со многими нашими привычками и не приходит само собой. Нужны специальные тренировки.

Методикам освоения беглого чтения, которое иногда также называют скоростным, динамическим, посвящено достаточное количество источников [44; 96-104], [45], [46; 94-100], [47; 99-103], [48], [49], [50]. Начинается каждая книжка, как правило, с рекламы. Своеобразными рекордсменами быстрого чтения, по утверждению авторов, были Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Н.Г.Чернышевский, А.М.Горький. Очень быстро читал американский президент Дж.Кеннеди. Наполеон читал со скоростью 2000 слов в минуту, а Бальзак - вдвое быстрее. Но ваши возможности (именно Ваши, уважаемый читатель!) еще выше. Давайте поэкспериментируем.

Попробуйте при снятом объективе посмотреть через затвор фотоаппарата на знакомые слова или предметы. Нетренированным взглядом при выдержке 1/100 сек. вы успеете заметить и понять одно или два слова. При таком восприятии скорость чтения равнялась бы: 2 х 100 х 60 = 12 000 слов в минуту. Таковы возможности, а какова реальность? Или: с какой скоростью читаете вы лично, когда не ставите рекордов?

Чтобы ответить на эти вопросы, вам потребуются: секундомер (подойдут и часы с секундной стрелкой), а также незнакомый текст объемом 1 400 знаков. Порядок определения скорости чтения может быть таким:

1) пустите секундомер и в о б ы ч н о м для вас темпе прочитайте текст;

2) остановите секундомер и подсчитайте время, затраченное вами на чтение;

3) определите скорость чтения по табл. 3.

Специалисты шутят: если скорость вашего чтения менее 200 слов в минуту, то вам надо обучаться не беглому чтению, а просто чтению. Однако не расстраивайтесь - большинство людей читают именно с такой скоростью. Кроме того, скорость чтения сама по себе - не самоцель. Можно очень быстро пробежать страницу глазами, узнать все слова и не запомнить прочитанного. Поэтому серьезная диагностика культуры чтения, помимо беглости, включает в себя обычно и другой показатель - процент усвоения прочитанного. В этой связи есть очень образное выражение: "Мы живем не за счет того, что съедаем, а за счет того, что перевариваем".

 

Если скорость чтения помножить на процент усвоения прочитанного и поделить на 1 000, то получим то, что называют коэффициентом эффективности чтения (КЭЧ).

 

скорость чтения × процент усвоения прочитанного

КЭЧ = ------------------------------------------------------------

Первый раз КЭЧ желательно определить перед началом тренировок по освоению техники быстрого чтения, а в ходе тренировок делать это еженедельно. Данные рекомендуется заносить в график динамического чтения. Это позволяет видеть свои успехи. Тест для определения КЭЧ и схему графика динамического чтения читатель найдет в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

На что же должны быть направлены тренировки по приобретению навыков быстрого чтения и каково их содержание?

 

 

Таблица 3.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.