Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические и нравственные основы 2 страница



4. Мышление

Его характеристики:

наглядно-образный тип, средний между предметно-действен­ным и абстрактно-логическим. Модель наглядного типа мыш­ления: «через образ и схематизацию к пониманию сути». Необходимы предметные действия. Например, при изучении устройства храма — выполнение модели храма из бумаги или плана. Также требуется создание опор, схем, таблиц. Это может быть построение генеалогического древа при изучении родо­словных или древа Ветхого Завета. При чтении притч Христо­вых — заполнение таблицы, в левой части которой — внешний план действий, героев, а в правой — внутренний (оживать — каяться, блудный сын — я, каждый из нас); новый этап в развитии. Если дошкольник называет предмет, выделяет его среди других, младший школьник начинает ис­следовать, определять признаки, связи предмета; во все при­вносит интеллектуальный момент, дает объяснения тому, что делает. Урок для этого возраста нужно строить с учетом увели­чения способности к выдвижению гипотез, построению умоза­ключений, решению проблемных ситуаций; неумение выделять существенные признаки, отвлечься от вне­шнего. Например, про парту младший школьник может ска­зать, что это желтый деревянный предмет, а не стол, предна­значенный для письма. Чтобы суть не ускользала, необходимо

сравнение предметов (героев, явлений) с учетом того, что от­личное дети замечают лучше, чем общее. Допустим, изучает­ся тема «Патриархи». Следует указать главные, отличительные черты каждого: Авраам — крепкий в вере, Исаак — кроткий, смиренный... При этом оформить в виде схемы и выделить разным цветом. Хорошо также использовать загадки и игру «Отгадай предмет с помощью вопросов»; неподвижность (трудность переключения).

Для тренировки мышления нужны:

• немонотонность заданий;

• разнообразие способов работы (не рассказ, а экскурсия; не бе­седа, а создание поделки из бумаги);

• игра «Вопрошайка» (победит тот, кто задаст больше вопросов в завершение урока, или победит учитель, если ответит на все вопросы);

• подбор синонимов, эпитетов (Моисей — мудрый, праведный...);

• творческие задания;

• поиск различных сторон объекта (праздника, человека, явле­ния Божия мира, события Священной истории). Например, дождь — чем плох, чем хорош.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Он ввел важные понятия зон актуального и ближайшего развития.

Первая зона — актуального развития, показывает уровень, ко­торый уже сложился в результате определенных, завершившихся Циклов развития. Когда достигнут этот уровень? Когда происходило развитие? Данный уровень фиксирует «вчерашний день» развития ребенка.

Вторая зона — ближайшего развития, это расхождение между Уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности, и уровнем решения задач в коллективной деятельности, под Руководством взрослого. Зона ближайшего развития показывает «завтрашний день» ребенка, обозначает динамику его развития.

Рассмотрим для примера двух детей 7 лет, пришедших поступать школу. Будущие ученики самостоятельно выполняют традиционные для этого случая задания. При проверке выясняется следующее: зона актуального развития первого ребенка шире, чем второго. Логично предположить, что первый ребенок развивается лучше. Но зона ближайшего развития, определяемая с помощью выполнения более сложных заданий под руководством педагога, оказывается значительно больше у второго ребенка. Значит, пока­затели его будущего развития гораздо перспективнее.

 

 



«Только то обучение является хорошим, которое забегает впе­ред развитию», — учил Л. С. Выготский. Оно тянет, ведет за собой развитие ребенка, вызывает к жизни целый ряд новых процессов, которые вне обучения были бы невозможны. Это значит, что раз­витие идет вслед за обучением. Из этого становится понятна роль трудного, интенсивного, насыщенного обучения.

Духовно-нравственная сфера

Прежде чем рассмотреть духовно-нравственное состояние младших школьников, дадим краткую характеристику дошколь­ника. Увидим два возраста в сравнении.

Ребенок дошкольного возраста любит мир, что является сви­детельством подлинной духовной жизни. Он воспринимает мир как единое целое, чувствует, что единство в мире есть, мир не на­бор случайных отдельных фактов. «Интуиция смысла в мире» считает прот. Василий Зеньковский, есть основа религиозного со­знания. Смысл ребенок находит в Боге. То, что Бог есть, ему ясно «само собой».

Дошкольника отличает чистота и ясность души. Он знает добро и зло, но не осознает свое «авторство». «Я плохой?», — с удивле­нием спрашивает он взрослых. Дети свободны, но не ответствен ны за свои поступки, поэтому до 7-летнего возраста не прибегаю к Таинству Исповеди.

 

Характеристика младшего школьника:

1. Если дошкольникам свойственны духовная чуткость к горнему миру, мистицизм с интуициями и прозрениями, благодат­ная целостность, непосредственность, невинность, то сейчас это «исчезает навсегда — дитя устремляется к миру», по словам прот. В. Зеньковского. Отсюда происходит стремление приспособиться к миру, они находят даже некоторое «наслаждение в приспособ­лении». «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособле­ния к миру и людям — и духовная жизнь сразу мелеет». Интерес к учебе, подражание взрослым, желание обрести социальные на­выки означают пробу сил. Постепенно вырабатывается терпение, умение принять точку зрения другого человека.

2. Понятия о норме и долге. Школьное детство — «время оформ­ления моральных идей и правил». «Дитя типически послушно в эти годы, с интересом и увлечение принимает оно правила и законы». Это же происходит и в духовной жизни. Сейчас легко приучить ребен­ка к участию в богослужении, в домашней молитве через послуша­ние. «Чрезвычайно просто и естественно дети в это время переходят к религиозной активности — посещение храма... прислуживание в нем, выполнение обрядов и соблюдение церковных требований ста­новится естественным и приятным» (прот. В. Зеньковский). В этом возрасте дети начинают находить радость в молитве.

3. Самооценка. Младший школьный возраст — это начало ори­ентирования во внутреннем мире. Повышается требовательность к себе, проявляются осознанные попытки самонаблюдения и даже самонаказания. Начатки покаяния являются показателями готов­ности к сознательной Исповеди.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (12-17 ЛЕТ)

Физиологическая сфера

В данный период физиологическую сферу характеризуют: ра­бство головного мозга взрослому, резкое возмужание организма, скачок в весе и росте, гормональная перестройка в связи с половым развитием, активный рост тканей. Но за этим ростом не успевают позвоночник, грудная клетка, сердце. То есть физиологические процессы характеризуются противоречивостью, неравномерно­стью, неуравновешенностью. Следовательно, необходимо учиты­вать возможное нарушение сердечно-сосудистой деятельности быструю утомляемость, головные боли, быстрое истощение голов­ного мозга, непроизвольные двигательные реакции. На смену без­удержной двигательной активности может прийти состояние апа­тии, вялости; нередки острые и резкие колебания настроения. Для подростков необходимо физическое воспитание; туризм и занятия спортом возможны в церковно-приходских школах.

Психическая сфера

Ведущий вид деятельности — личностное общение. Это значит, что активизируется общение, формируются группы и компании, появляются устойчивые дружеские связи. Часто общение происхо­дит в виде малосодержательных разговоров, т. к. важна интенсив­ность, а не содержание общения. Подросток пытается социализи­роваться, «вписаться в мир» с помощью сверстников. Он ищет свое место через общение с людьми, природой, миром.

Важно в этот период формировать умение сотрудничать:

• слушать (не перебивать, не осуждать, не оценивать, а интересо­ваться и задавать вопросы);

• говорить (точно, кратко, со знанием, конструктивно);

• общаться с помощью жестов, взглядов, движения, улыбки, громкости разговора и т. п.

Новообразование возраста — оценка себя как взрослого. Подросток чувствует потребность в познании самого себя. К этому возра­сту сформированы самосознание и самооценка. Появляется чувство взрослости. Подросток ощущает себя взрослым и требует призна­ния самостоятельности при отсутствии для этого достаточных условий (физических, интеллектуальных, социальных). Хотя становление самостоятельности все-таки происходит: возрастает физическая, духовная сила, способность решать практические вопросы.

Критериями самооценки в этот период являются не внешние, а внутренние стандарты: способности, интеллект, эмоциональные качества. Это значит: и учителю надо делать акцент не на внешнем (мама заругает), а подчеркивать ценность данных качеств. Как проверяется самооценка? Очень реально!

• Соизмерением уровня притязаний с фактическими результа­тами деятельности (спортивные достижения, отметки);

• сравнением с оценкой окружающих людей.

Самооценка часто служит средством психологической защи­ты. Она легко падает в связи с эмоциональным состоянием. Сле­довательно, нельзя сравнивать подростка с другими детьми. Нуж­но создавать ситуацию успеха (найти вид деятельности с реальным успехом), привлекать к самооценке (как работал на уроке, что было трудно), объяснять особенности возраста.

Эмоциональное состояние. Подростки порой не узнают сами себя, их собственное состояние вызывает недоумение, растерян­ность. В дневнике святой императрицы Александры Феодоровны есть запись: «Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди». У под­ростков усиливается критичность, требовательность к учителям, сверстникам, к себе (самокритичность); увеличивается неудовле­творенность собой, а возможно, и миром. Может появиться нега­тивное отношение к другим, выражающееся иногда в мягкой фор­ме, иногда в форме раздражительной активности. Это необходимо подростку, чтобы его заметили. Грубость появляется лишь в случае Угрозы его личности, он не позволяет себя оскорблять и унижать.

Все вышеописанное нормально для роста самосознания, если не потеряно самоуважение. Ведь самокритика — это начало ана­лиза и нахождения у себя недостатков, осознания их отрица­емого влияния, выработки непримиримого отношения к ним. Такая особенность возраста — в русле православного воспитания, а значит, совпадает с линией работы церковно-приходской школы. Но при этом необходимо наличие самоуважения, т.е. принятия себя чувства собственного достоинства. Человек с самоуважением верит в возможность преодоления недостатков. Не случайно сказано в Писании: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мк. 12, 31). Низкое самоуважение предполагает чувство ущербности, за кото­рым может следовать и одиночество. Учителю важно помочь под­ростку в принятии себя нового, в преодолении недостатков, пока­зать роль Церкви, доказать, что человек не одинок.

Что такое скука и тоска? Грех уныния. Часто он толкает на бег­ство из дома, уход от устоявшегося образа жизни. Святые отцы учат, что уныние побеждается «терпением и противоборством», а не бегством. Древние мудрецы говорили: «Самое трудное — по­знать себя, самое сложное — победить себя».

Отношения «дети — взрослые».

Трудность заключается в том, что старшие утрачивают для юношей воспитательное значение, важнее становятся сверстники, Взрослым трудно с подростками из-за импульсивности, критич­ности, тяги к самостоятельности. Они максималисты, хорошо зна­ют, как нужно, говорят правду в лицо. Взрослые часто действуют по принципу: «Не мешай, делай как надо». Вот что говорит девоч­ка-подросток: «Главное — не мешай, тогда к тебе будут хорошо от­носиться. Я стала такой, как надо: стихов не пишу, ничего не делаю, кроме того, что надо сделать. И вообще мне теперь все безразлич­но и ничего не нужно».

Авторитет взрослых сохраняется в том случае, если происхо­дит переход от авторитета власти к авторитету личности взросло­го (он интересен как личность). Авторитет родителей чрезвычайно значим для подростка, он остро нуждается в совете и помощи. Се­мья представляет важность как оплот, семейные нормы составля­ют ценность, эталон для построения собственной жизни, будущей семьи. Подростку нужна свобода, но не менее нужна и безопас­ность, крепкий «тыл», крепость, куда он может всегда вернуться, где все жизненные ценности незыблемы как скала. Если родители высказывают анормальные взгляды, мир ребенка рушится. Несмо­тря на весь его нигилизм, взрослые должны стоять на твердых по­зициях — таково мнение подростка.

Обычно родители относятся к подросткам как к детям, когда речь идет о правах, и как ко взрослым, когда говорят об обязанно стях. Родители должны принять ребенка, понять его друзей и интересы и не отлучать от семьи. Любить и терпеть. Часто выросшие

дети вызывают у взрослых раздражение и гнев. Воспользуемся со­ветами свт. Иоанна Златоуста: «Если нужно кого-то обличить, и в это время видишь себя в гневе и нестроении, то не нужно ничего ему говорить», «что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно». «Мы часто сердимся на детей: удержим здесь гнев, что­бы нам легко было обуздать его пред друзьями, а затем и пред вра­гами». Прп. авва Дорофей советует наставникам обучать «делом и словом, а более делом, потому что примеры действительнее слов. Если можешь, будь им примером и в телесных трудах; если же ты немощен, то в добром устроении душевном и в исчисленных апо­столом плодах Духа: в любви, радости, мире, долготерпении, бла­гости, милосердии, вере, кротости и воздержании от всех страстей (Гал. 5, 22-23). За случающиеся же проступки не слишком него­дуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступ­ка. Если нужно сделать выговор, то обращай внимание на лицо и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступ­ки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличениям приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и силь­нее убеждает и успокаивает ближнего. Во время же смущения, ко­гда брат тебе сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ни­чего не сказать с гневом, и не позволяй сердцу твоему возвыситься над ним; но вспомни, что он образ Божий, искушаемый от обще­го врага нашего. Сжалься над ним, чтобы диавол, уязвив его раз- Дражительностию, не пленил его и не умертвил злопамятностью, и чтобы от нашего невнимания не погибла душа, за которую Хри­стос умер».

В этом возрасте ребенку нужен авторитетный, значимый взрос­лый, являющийся образцом, примером. Только он, а не сверстники может повести за собой. Интенсивному общению он придает содержательность. Это может быть и главарь, и атаман, а может быть и учитель. Такие примеры есть в воскресных школах, когда священник или активный прихожанин становится для ребят стар­шим другом, вожаком не только в духовной жизни, но и в туризме, спорте, ремесле, искусстве.

Подростки особо чувствительны, несчастны, имеют склонность к ссорам, нарушению дисциплины. Периодически они ощущают печаль и страдание, тоску и подавленность, иногда — тревожность, выраженную в застенчивости и страхе, редко впадают в глубокие де­прессии. Эти чувства способны парализовать социальную жизнь ре­бенка, он может отказаться от групповой активности. Педагог дол­жен иметь в виду особую чувствительность подростка к оценкам, ведь даже безобидное: «Ну, как же ты?» может стать причиной серь­езных переживаний. Ребятам нужна похвала, внимание к самым мелким успехам. Нельзя ругать их в присутствии других. При тре­вожности — не создавать ситуации повышенной ответственности, прорабатывать предстоящие действия, больше общаться.

Свт. Феофан Затворник рекомендует в этом возрасте меньше вре­мени проводить со сверстниками, больше — с хорошими взрослыми.

Отличительная черта возраста — романтизм, тяга к неизведан­ному, рискованному, к приключениям, героизму. По словам свт. Феофана, «подвижная фантазия» рисует «обольстительное, заман­чивое будущее». Мечтательность может выражаться не в форме ре­альных действий, а в фантазировании. Поэтому со стороны взрос­лых требуется внимательный подбор информации: жития, герои­ческие эпизоды ветхозаветной истории и помощь в координации воображаемого и реального. Нельзя не отметить тягу подростков к сопротивлению, преодолению, что приводит, в отдельных случаях, либо к хулиганству, либо к аскетизму и необдуманному монаше­ству. Во избежание ошибочных действий необходимо повышенное внимание, организация целенаправленного группового общения, иногда — просто личностное общение с подростком. Активная деятельность также способствует нормальному развитию юно­ши. Свт. Филарет Московский предупреждает: «Мир представляет себе забавы почти такою же потребностью жизни, как труд, пища и покой. Он думает жить играя. Нет, братие, жизнь не игра, но дело важное. Земная жизнь дана человеку для того, чтобы из нее рукой свободной воли силою Божией благодати выработать вечное бла­женство. Кто понял сие дело и занялся им как должно, тот едва ли найдет много времени для игр и забав».

Отношения «дети — дети»

Подросток с обостренными чувствами одиночества, жалости, нежности, внимания к себе стремится к совершенству, к выбору высокого образца, но может обратиться к внешнему миру. По образному выражению свт. Феофана, он сейчас похож на порох, под­ставленный под искры. Как важно быть рядом настоящему хри­стианину, чтобы использовать такую готовность юноши воспри­нять истинный образец!

Этот период — возраст появления друзей. «Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего» (из дневника св. имп. Александры Феодоровны). Важно помочь подростку найти дру­зей, выстроить отношения с ними, учить терпимости и сопере­живанию. Друг — это не столько тот, кто меня не предаст, сколько мой ближний, ради которого я готов на любую милость, на подвиг. С другой стороны, психологи считают, что если молодой человек одинок, не имеет друзей, то нужно бить тревогу.

Круг товарищей с его занятиями может надолго определить деятельность ребенка. «Страсти так же заразительны, как заразные болезни», по мысли прп. Варсонофия Оптинского. Православная молодежная среда, созданная на приходе, способствует формиро­ванию той группы, в которой подросток будет возрастать духовно.

Главная опасность возраста, «верх опасности», по мнению свя­тителя Феофана Затворника, — общение с другим полом. Опасная «склонность к общению» «обнаруживается в потребности товари­щества, дружбы и любви». Юноша «имеет нужду в лице, которое могло бы разделять его чувства», — предостерегает свт. Феофан. Психологи также утверждают, что детское чувство более опасно, чем взрослое. Ведь человек становится «болен» — прекрасное, со­вершенное принимает в душе человеческий образ. Нередко за этим следует разочарование, тоска, уныние, ничто становится не доро­го. Подросткам хочется любви, а любить они не умеют, учатся из сериалов. Здесь необходимо дать им образ истинного совершен­ства — образ Христа и Его святых.

Прп. Исайя Отшельник говорит, что блудная страсть усилива­ется от празднословия, тщеславия, многоспания, внешних украшений и одежды и пресыщения. Свт. Феофан настаивает на том, что нужно показать, как бороться со страстями: грустно — не меч­тай, испытываешь жалость к себе по гордыне — отрезви себя, по­кажи свою ничтожность, усиль занятия, бегай другого пола, молись, прибегай к Таинству Исповеди. Со стороны взрослых поможет организация посильного труда, поста, молитвы и обязательно — дисциплины.

Стереотипы общества крайне важны для юношей, поэтому не нужно закрывать тему отношений с противоположным по­лом в воскресной школе: показать, что говорит Священное Пи­сание о любви и семье, провести беседы «Как выбирать друга и спутника жизни?» на примере святых (свв. Петр и Феврония Му­ромские, свв. Царственные Страстотерпцы). Очень важны сейчас эпизоды из Священной истории, связанные с семьей, с отношения­ми мужа и жены, родителей и детей. Конечно, лучший пример от­ношений с родителями дает нам Господь Иисус Христос. Двенадца­тилетним отроком Он показывает наивысшее смирение: «И Он по­шел с ними... и был в повиновении у них» (Лк. 2, 51).

Психологическая зашита. Подростки более деятельны, работо­способны, но одновременно неусидчивы, не дисциплинированы. Это значит, учебную нагрузку можно увеличивать, но работа дол­жна быть немонотонная, разнообразная, меняющаяся. Психологи­ческой защитой для данного возраста являются новая работа, но­вые люди, новые хобби.

«Жажда впечатлений» — опасное влечение юности, как счита­ет свт. Феофан Затворник. «Он хочет быть под беспрерывным по­током впечатлений, всегда новых и потому разнообразных». «Ново, изобразительно, остро — самая лучшая для него рекомендация книге». Последнее мнение можно отнести не только к книге, но и ко всей жизни.

Какую же новость выбрать для детей? Церковное Предание дает нам ответ на этот вопрос. «Христос — это вечная новость», — говорит свт. Филарет Московский. Св. Иоанн Дамаскин утвержда­ет, что Христос — «Единственное новое под солнцем» (Еккл. 1, 10)- «Я бы добавил: всегда новое, не стареющее ни во времени, ни в веч­ности. Но в Богочеловеке и с Богочеловеком и сам человек стал существом новым под солнцем, существом Божественно важным, Божественно драгоценным, Божественно вечным, Божественно сложным», — добавляет прп. Иустин (Попович). Эту ценность и надо раскрыть перед детьми. Если в церковной школе не показать подросткам истинно Новое, таковыми могут стать для них развле­чения.

 

Познавательная сфера

1. Увеличение произвольности. Оно идет не по прямой, а со вспышками импульсивного поведения. Подростки контролируют себя, подчиняются правилам.

2. Познавательные интересы. В данный период происходит крушение старых интересов, в том числе и любви к учебе. Новые — гораздо многообразнее, более осознаны. Это могут быть интересы:

. интеллектуально-эстетические, например, к любимому делу;

• к накопительству, к азартным играм, причина которых — жела­ние оказаться в центре. Их необходимо направить в нужное русло;

• профильные. В условиях церковно-приходской школы они мо­гут реализоваться в кружке рукоделия, в мастерской, при рабо­те в храме;

• к художественной литературе. Учитель может помочь в выборе произведений, ведь святые отцы советовали выбирать из светской литературы те произведения, которые «ведут в жизнь вечную»;

• к простой беседе. Нужно их выслушать, дать им выговориться.

3. Развитие способностей идет интенсивно. Речь идет и об об­щих способностях (память, внимание, воображение...), и о специ­альных (живопись, музыка, конструирование). Ребят отличают думы о будущем и реальные действия, особенно у старших под­ростков, по выбору и подготовке к профессии.

4. Скачок в развитии логического мышления. Данный воз­раст — пик любознательности. Его важная черта — стремление во все внести интеллектуальный момент. По мнению свт. Феофана За­творника, рассудочность — важная черта возраста: «До небес воз­носится знание рассудочное». Резко расширяются рамки интере­сующего, раздвигаются временные пределы — влечет и прошлое, и будущее. Значит, можно изучать прошлое, говорить о будущем че­ловека, человечества.

Подростка характеризует напряженность и острота мысли, ты­сячи «почему?» (это снова возраст «почемучек»), способность к самостоятельным исследованиям, возрастание творческих возмож­ностей. Согласно исследованиям психологов, старшеклассники от­учают в знакомых сверстниках убеждения, кругозор, ум, волю отношение к труду и другим людям. Главное оскорбление для под­ростка — «тупой», «можешь, но ленишься» — почти похвала.

Юноша ценит обоснованное и доказательное изложение мате­риала, охотно воспроизводит длинные объяснения учителей, ино­гда не понимая смысла, любит внешнюю стройность выводов, что нередко говорит о неуверенности в собственном мнении. Вообще, подростковый возраст — это период интенсивного развития са­мостоятельного мышления, постановки проблем, решения задач, установления причинно-следственных связей, теоретических по­нятий, т. е. выделения главных, существенных признаков явлений.

Подростки не знают, что делать со знаниями. Как они связаны со смыслом жизни? Современный мир усиленно развивает в моло­дежи искание успехов в науках, тщеславие — «ты уникален». Обще­образовательная школа не показывает подлинного назначения зна­ний, а согласиться только с социальными мотивами (поступление в институт, получение должности и «достойной» зарплаты) макси­малистская душа юноши полностью не может. В дневнике св. имп. Александры Феодоровны читаем: «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо». Пока­зать место процесса получения знаний в Богопознании как цели жизни человека — задача церковно-приходской школы. Прото­иерей и профессор Глеб Каледа писал, что настоящая учеба подоб­на молитве и не имеет ничего общего в удовлетворением собствен­ного тщеславия.

Духовно-нравственное становление

Основание для развития подростка

«Река нашей жизни пресекается волнистою полосою юности. Это время воскипения телесно-духовной жизни... Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн. Начинаются первые его собственные движения — начатки пробу­ждения его сил...», — считает свт. Феофан Затворник. Новые процессы могут вытеснить все прошлое, и оно станет предрассудков. В этот период, когда «юноша в огне», особенно явным становится результат предварительного научения, данный возраст — итог предыдущего. «Если сии начала глубоко напечатлены в сердце в перво­начальном воспитании... то все волнения будут происходить как бы на поверхности... не сдвигая основания, не колебля души» (свт. Феофан). Следовательно, ребенок должен подойти к подростково­му возрасту готовым, твердым в вере, хотя бы в знаниях право­славного вероучения и первоначальных навыках церковной жиз­ни. «Какими мы выходим из лет юношества, очень много зависит от того, какими вступаем в них» (свт. Феофан). Необходимость ра­нее сложившейся твердой опоры к подростковому периоду должна послужить настойчивым призывом для педагогов и родителей по своевременному духовному воспитанию детей.

В беседе с Мотовиловым о стяжании Духа прп. Серафим Саров­ский сказал: «Мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благо­дати», данной при Крещении, как Христос. «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52). Возрастание наших детей в юношей, согласно мысли святого, дол­жно идти параллельно с духовным преуспеянием.

Внутренний мир

«Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку», — пи­шет прот. Василий Зеньковский. Но подросток обращается к сво­ему внутреннему миру! Теперь духовный мир находится не вовне (как в раннем детстве), а внутри, в нем самом. Внутренний мир от­крыт, но живет юноша духовной жизнью слишком поверхностно. Он удивляется сам себе, интересен себе, и нужно показать ему вну­тренне богатство каждого человека, т. е. и его самого. «Исследова­ние себя — это самое полезное из всех прочих исследований», — подтверждает старец Паисий Святогорец. Исследование человека с точки зрения православной веры — вот чем должна заниматься с подростками воскресная школа. Это может происходить через лю­бой вероучительный или исторический предмет, но особо любимо в данном возрасте нравственное богословие.

Подросток видит новый смысл в мире. Как никогда в жизни его волнуют вопросы нравственных ценностей и норм. Если младего школьника волновали действия, события, поступки, то подростка — мысли и чувства. Учащихся общеобразовательных школ, по данным психологов, волнуют вопросы религии, войны и мира, конечности и смысла жизни, экологии, мистических явлений, че­ловека во всех его проявлениях, взаимоотношений и любви. Они спрашивают: может ли Земля существовать вечно? Почему человек мыслит? Для чего мы живем? Гордость — это хорошо или плохо? Почему существует любовь? Почему люди бывают злые? Что сде­лать, чтобы прожить жизнь прекрасно?

Вторая опасность возраста после общения с другим полом, счи­тает святитель Феофан Затворник, — это светскость, т. к. она зна­менует жизнь по впечатлениям чувств. Подросток может вознена­видеть внутреннюю жизнь и всех, кто живет внутренней жизнью, и это мешает ему разуметь истину. Значит, нужно обеспечить уча­стие в духовной жизни, показать огромную важность внутренней жизни человека. «Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовле­творяемы богато, покоя не бывает. Почему удовлетворение их и на­зывается единым на потребу» (свт. Феофан Затворник).

«Все испытывайте, хорошего держитесь», — советует апо­стол Павел (1 Фес. 5, 21). Внутреннюю жизнь подростка необходи­мо направить к Богу, к Его Святой Церкви. Церковные подрост­ки, по данным исследований, выказывают желание жить активной духовной жизнью. Практически все хотят активно участвовать в богослужении, и даже те дети, которые, по мнению их родителей и окружающих, отошли от участия в церковной жизни, отмеча­ют, что у них есть потребность в молитве. На занятиях перед ними необходимо раскрывать темы молитвы, возможности победы над грехом, ежедневного исповедания веры и служения Богу и Церкви.

Соотношение рассудка и реальной жизни

«Своеволие юношеской мысли на все кидает тень сомнения», — предупреждает свт. Феофан. Опасность состоит в том, что под­ростки ничего не принимают на веру, требуют доказательств, на все накладывают тень сомнения, т. е. возносят рассудочные знания. По мнению святителя Феофана, они могут отсечь веру и Церковь, отпасть от нее, остаться одни. Поэтому он советует особое внима­ние уделить сохранению благоприобретенного. Порядок обучения не должен быть противоположен настрою, настроению, чтобы не разорялось созданное ранее. Детей нужно оградить благочестие церковностью, Таинствами. В обучении должно быть видно, что главное, что второстепенное. У подростка должно созреть убежде­ние, что главное — Богоугождение (изучение веры, дела благоче­стия, участие в жизни Церкви), а научность — придаточное каче­ство на эту, временную жизнь. Поэтому научность не должна зани­мать все внимание и заботу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.