Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жизненность толкований 4 страница



 

• во все воскресные дни,

· в Господские и Богородичные праздники и в дни святых, осо­бенно чтимых Церковью,

во все важнейшие времена в церковном году, каковы: Страст­ная неделя, Пятидесятница, посты и др. на всех церковных службах, совершаемых по частным прось­бам их родителей и близких родных: заздравные и заупокой­ные Литургии, панихиды, молебны в дни именин, крестины, похороны и т. п. В именины каждого ученика законоучитель- священник служит особый молебен, за которым, по желанию, могут находиться и товарищи именинника.

Продолжительное стояние за церковными службами, без со­мнения, очень трудно для детей, при живости их природы, и требу­ет от них большого самоотвержения. Но самоотвержение есть ос­нование нравственного совершенства, и потому его нужно всеми мерами развивать в детях с раннего возраста.

Указанного выше порядка должно держаться не только в учеб­ные дни, но и во время отпусков. Законоучитель должен настоя­тельно требовать от родителей, чтобы они приводили в церковь де­тей во все воскресные и праздничные дни, а также в дни школьных каникул, особенно летних.

О благоговейном пребывании за церковными службами

Что должен сделать учитель?

• Учитель дает детям понятие о храме, богослужении, главном Таинстве Евхаристии. Это должны быть не сухие сведения, а поня­тия, непосредственно связанные с духовной жизнью детей, важные для них. Например, при изучении православного храма наиболь­шее внимание надо уделить не его устройству, а значению его в жиз­ни христианина. Многочисленные свидетельства любви к храму Божию, невозможности жизни без него мы находим в житиях святых.

• Учитель должен строго следить, чтобы дети оказывали благо­говейное почитание храму Божию и всем его принадлежностям не только при богослужении, но и во всякое другое время вне церкви.

Он должен, например, внушить, чтобы они, проходя мимо хра­ма, остановились и сдел али три малых поклона с крестным зна­мением, чтобы оказывали почитание священным сосудам, иконам, одеждам, церковным книгам, священникам, свечам и проч.; наблю­дать, чтобы дети не портили в церкви стен, не собирались играть на Церковном дворе, не бегали вокруг церкви.

Особо сложно бывает современным детям вести себя благого­вейно в нецерковной среде, среди неверующих друзей и близких — например, совершать крестное знамение, проезжая мимо храма. Здесь учитель напоминает им о важности миссионерства, свиде­тельства о своей вере: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Анге­лами Божиими» (Лк. 12, 8).

• Учитель должен объяснить подробно и чаще напоминать де­тям, как они должны держать себя в церкви во время богослуже­ния. Рассказ о правилах поведения в храме содержит, во-первых, сведения о том, что нужно делать в храме — молиться, и только по­том — чего нельзя делать. Поняв главное, дети и сами могут рас­сказать, что запрещено в церкви.

Дети должны входить в храм Божий с непокрытой / покрытой головою, ровным и мерным шагом, без шума, никого не толкая и не дергая; по приходе на место воздать поклонение Богу; перед икона­ми стоять благопристойно; во время совершения службы не разго­варивать, с места на место не переходить и не отвлекать внимания православных от службы ни словом, ни движением, но пребывать со страхом, в молчании, тишине и во всяком почтении; в алтарь не входить, на солее не стоять, к целованию святого креста, икон и Евангелия подходить в порядке, прилично и с благоговением.

• Учитель, по соглашению со священником и прихожанами, должен избрать для учеников особое место в церкви. Эта уступка вызывается словами Самого Господа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18, 10).

Лучше всего ставить детей впереди прихожан, немного отсту­пя от солеи пред алтарем, мальчиков по правой, а девочек по левой стороне, или всех — справа. В первые века христианства дети стоя­ли в церкви или вместе с родителями, или впереди перед солеей. Детям во многих случаях должно уступать места даже по простой вежливости. Ответственность за поведение детей на богослужении несут родители, педагоги, назначенные лица (по особой договорен­ности), а также, с любовью и терпением, все прихожане.

• Помощь в деле приучения детей к богослужению оказыва­ют посильные послушания: клиросное, пономарское для мальчи­ков, на подсвечниках, запивке и др. Важную роль играют Литургии, специально назначенные для церковной школы, на которых ученики исполняют все возможные послушания. Таким Литурги­ям предшествует детская Исповедь. Немаловажны также и палом­нические поездки с участием в богослужении.

Нужно заметить, что приучение детей к участию в богослуже­нии — дело чрезвычайно трудное. Оно требует от воспитателя тер­пения и добросовестности, которые никогда не должны иссякнуть. Ревность учителя в этом важном деле не должна походить на факел, сперва ярко пылающий, а потом угасающий. Всякая трудность по­беждается только постоянством и настойчивостью. Первая оцен­ка педагогу дается всегда во время богослужения: присутствуют ли порученные ему дети в храме, насколько они благочестивы, как они ведут себя во время молитвы?

Что есть благоговение? Прот. Борис Ничипоров считал, что без благоговения духовное образование бессмысленно. Как говорит апостол, такое знание только надмевает, а любовь назидает (1 Кор. 8, 1). Благоговение, по словам одного подвижника, — это соедине­ние страха Божия и радости о Боге и Спасителе. Видимо, оно связа­но с устроением души, которая, приближаясь к некоторым предме­там, чувствует соприсутствие Божие. При этом нужно совершить внутренние и внешние действия: как Моисею было сказано Богом, когда он увидел куст, горящий и не сгорающий: «Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Это плохо усваивается, если препо­дается только на уроках и никак не связано с реальным вхожде­нием в литургическую жизнь Церкви Христовой. Благоговение — плод внутренней работы, совершаемой в церковной жизни.

Внутреннее благоговение имеет три степени: первая — низшая степень состоит во внимании к словам и действиям священнослу­жителей. Вторая — в понимании слов и действий священнослужи­телей. Третья — в полном душевном сочувствии всему, что поется, читается и делается в Церкви.

Эти степени плотно связаны с возрастом учащихся. Детей младшего возраста нужно приучать преимущественно к соблюде­нию правил внешнего благоговения; через это они мало-помалу приучаются и к внутреннему благоговению, особенно к низшей его ступени, состоящей во внимании к словам и действиям священно­служителей.

Для детей среднего возраста главным средством к возбужде­нию внутреннего благоговения, состоящего в понимании слов и действий священнослужителей, служит преподавание, основное в нем — разъяснение смысла и значения церковных молитв и бого­служебных действий.

К детям старшего возраста применяются указанные средства с особой целью — воспитать в них любовь к церковному богослу­жению и твердый навык в исполнении важнейших обязанно­стей. Нужно чаще испытывать их — что они выслушали в Церкви и, преподавая Закон Божий, ссылаться при каждом удобном случае на церковные песнопения, молитвы и поучения. Можно требовать, чтобы дети упражнялись, по мере возможности, в записывании на дому церковных поучений. Нужно поощрять их к чтению душепо­лезных книг, к пению церковных песней в свободное от учебных занятий время, к паломническим путешествиям в ближайшие мо­настыри и церкви для поклонения чудотворным иконам, святым мощам и т. п.

3. Чтение слова Божия и душеполезных книг

Святой апостол Павел заповедует своему возлюбленному уче­нику епископу Тимофею чтение святых и душеполезных книг как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни: «За­нимайся чтением, наставлением, учением... » (1 Тим. 4, 13-16). И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем непрерывное чтение святых книг как занятие святое, спасительное и сладостное.

«Когда я читаю книги о Боге, — говорит святой мученик Ти­мофей, — меня окружают Ангелы Божии». В святых книгах гово­рится о славе святых, об их добродетелях и подвигах, через кото­рые они сподобились быть наследниками Царства Божия. Читая эти книги, мы сами как будто делаемся гражданами другого мира и жителями неба, так что можем говорить: житие «наше на небесах есть» (Флп. 3, 20); «несмы странни и пришельцы, но сожители свя­тым и приснии Богу» (Еф. 2, 19).

«Когда я читаю святые книги, — пишет святитель Григорий Бо­гослов о книгах святителя Василия Великого, — то просветляюсь и духом, и телом, становлюсь храмом Божиим и орудием Святаго Духа через них я исправляюсь, через них получаю Божественное изменение, делаюсь другим человеком».

Их можно читать и перечитывать по мере нужды и потребно­стей и останавливаться в них на том, что особенно полезно нам в то или другое время, в тех или других обстоятельствах. Читающий добрую книгу останавливается, когда хочет и где хочет, и столь­ко, сколько хочет, сколько нужно, как немного постоявший подле огня не может согреться, а должен для этого постоять подолее под­ле огня, и чем долее будет стоять, тем более согреется.

В душеспасительных книгах, как в зеркале, человек может ви­деть себя, каков он и куда идет; это зеркало отражает верно и не льстит никому, каждый тут ясно видит свои недостатки.

Наконец, чтение душеполезных книг доставляет радость, удо­вольствие, утешение. Псалмопевец говорит: коль «возлюбих за­кон Твой, Господи, весь день поучение мое есть... коль сладка горта­ни моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс. 118, 97,103). Эта пища удовлетворяет все вкусы, это истинная манна, пища небес­ная, ангельский хлеб, имеющий в себе всякую сладость и всякое благоухание, удовлетворяющий потребностям каждого.

Особо скажем о той книге Священного Писания, которая не­редко забывается в занятиях с детьми — Псалтирь. «Ни одна кни­га Священного Писания, не исключая и Евангелие, не представля­ет таких удобств для выражения самых разнообразных состояний души, как поэтическая и вместе с тем учительная книга Псалтирь. Там мы встретим самую живую, чисто детскую веру в Бога. Чте­ние ее водворяет в душе, удручаемой скорбями жизни, мир и от­радное спокойствие», — пишет сщмч. Фаддей (Успенский). Ныне­шние дети, действительно удручаемые сложностями современно­го мира, как никогда нуждаются в душевном покое. По своей вере книга должна быть близка им. А не совсем понятный церковносла­вянский слог своей красотой затронет душу.

«Удивительное дело! — восклицает свт. Афанасий Великий. — Кто читает псалмы, тот все написанное в них произносит, как соб­ственные слова». На все случаи жизни можно найти совет и уте­шение. «Ничто столько не способно восторгать и окрылять душу, освобождать ее от уз плоти и возбуждать к любомудрию, как Боже­ственные песни псаломские. В Псалтири ты найдешь бесчисленны блага», — призывает свт. Иоанн Златоуст. Используем этот призыв не только для своей пользы, но и для помощи нашим детям.

Сщмч. Фаддей говорит, что эту книгу, столь любимую наши­ми предками, образованные потомки стали оставлять, осмеивать и издеваться над старинным обучением по ней, находя его «несовре­менным и несообразным с новейшею педагогикой». С тех пор непо­нятные псалмы начинают заменяться баснями и сказками. Кто не воспитывался на баснях «дедушки Крылова»? И кто может вспо­мнить из своего детства чудные и красивейшие псалмы? А между тем, по словам С. А. Рачинского, ни одна книга не положила та­кой неизгладимой печати на христианское чувство и сознание, как Псалтирь.

 

4. Исполнение христианского долга Исповеди и святого Причастия

Исповедь и Причастие — это самые действенные средства к ду­ховно-нравственному совершенствованию детей. Кто из педаго­гов проводил урок после совместного с детьми Причастия, тот зна­ет, какое необыкновенное единение испытывается в классе, когда даже не нужно слов.

Воспитательное значение Исповеди в детском возрасте

Совершаемая согласно Уставу Православной Церкви Исповедь в детском возрасте оказывает на детей весьма благотворное влияние.

 

• Христианская вера имеет особенное, ей одной свойственное, действеннейшее средство указывать детям путь, приводящий их ко Христу. Это Исповедь. Должным образом совершаемая в детстве Исповедь дает спасительное направление воле и серд­цу детей на всю их последующую жизнь.

• Через Исповедь в детском возрасте приобретается навык и рас­положение к неопустительному принятию Таинства Покаяния во всю последующую жизнь. Кто в детстве редко бывает у Ис­поведи, тот в зрелом возрасте, по большей части, совсем охла­девает к исполнению этого долга.

 

· Неопустительно являясь на Исповедь, дети легко, еще в раннем возрасте, усвояют себе правильные понятия о грехе, виновно­сти и прощении.

· Не следует забывать, что дети через Исповедь получают не только прощение грехов, что само по себе составляет уже для них неоцененное благо, но и особенную благодать избегать зла и делать добро.

· Наконец, никто не может оказывать такого глубокого и сильного влияния на сердце, как добросовестный духовник во время Ис­поведи. Преподаватель Закона Божия действует большею частью на всех детей вместе, духовник же на Исповеди занимается с каж­дым отдельно. Ему открыты все тайны детской души. Для нрав­ственно испорченных детей, предающихся тайным порокам, ду­ховник является часто единственным помощником. Он не толь­ко может с успехом исторгать из детских сердец все злое, он легче и надежнее, чем кто-нибудь другой, может насаждать в них доб­рое и содействовать каждому в его стремлении к добродетелям.

Смысл Исповеди состоит в присоединении к Церкви отпавше­го по грехам члена. Важно воспитывать в детях чувство соборно­сти, когда о грехе одного скорбит вся Церковь, а его Покаяние ощу­щается всеми как радость.

 

 

Приготовление детей к Исповеди и Причастию

• Учитель должен разъяснить детям понятия Таинства Покая­ния и Причащения, сообщаемые в катехизисе. Они должны хо­рошо понимать, какое Таинство происходит в храме во время Божественной литургии, а также, что происходит с каждым из них, и каково значение Причащения Святых Христовых Тайн.

• Учитель должен побуждать детей к Исповеди и Причастию. Для этого организовывать совместное и индивидуальное уча­стие в Таинствах, проводить соответствующие занятия, рабо­ту с родителями и крестными, встречи с батюшкой. Объяснять, что Таинства — это средства ко спасению. Евхаристия, совер­шаемая на каждой Божественной литургии, есть трапеза Гос­подня, на которую Господь призывает всех. А на трапезах не может быть присутствующих, но только участники.

• Учитель должен подсказать детям, как и в каких словах они могут выражать свое раскаяние в грехах: «Грешен, святый отче, согрешил душою и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувствами, душевными и телесными». Убедить, принося раскаяние, сознаваться во всех грехах и не скрывать ничего. Ибо Сам Господь всеведущий присутствует при Испо­веди: как от Него ничего не возможно скрыть, так ничего не должно скрывать и пред отцом духовным, который есть только свидетель Исповеди пред Богом. Нужно помнить об этом, когда приступаешь к Исповеди.

• Учитель должен вести индивидуальные собеседования с деть­ми относительно Таинства Покаяния. Объяснить, что не следу­ет бояться или стыдиться исповедания грехов пред духовным отцом, постараться так настроить детей, чтобы они почувство­вали сами потребность в искренней и чистосердечной Испове­ди. Полезно применение притчи о блудном сыне, она произво­дит необыкновенно сильное впечатление на детей.

• Во время приготовления к Исповеди он должен обратить осо­бенное внимание на детей малоспособных и испорченных и постараться возбудить в не только страх пред правосудием Божиим, но бодрость духа и упование на милость Божию. Особенно это важно для учащихся подросткового возраста, склонных к унынию, чувствующих себя одинокими и поки­нутыми.

• Педагог должен объяснить детям правила подготовки к Ис­поведи и Причастию: сообщить им об аскетической традиции ежедневного покаяния и записывания грехов, о церковной тра­диции поста и молитвы, познакомить с последованием ко Свя­тому Причащению, изучить молитву перед Причастием. Орга­низовать встречу с батюшкой перед совместной Исповедью и Причастием, а также, по возможности, совместное чтение ка­нонов и последования.

• Учитель должен побудить детей к говению, т. е. к усилению по­двигов церковной и домашней молитвы, с соблюдением, по воз­можности, всех благочестивых обычаев и церковных правил, таких, как пост, церковные службы, отсутствие книг, развле­кающих внимание; добавление к домашним молитвам, особен­но вечерним, например, акафистов; прекращение игр.

• Что касается Таинства Причастия, должно расположить душу детей так, чтобы они видели пред собою Господа Спасителя, приближающегося к ним со Своим Святейшим Телом и Кро­вью и, подходя ко Причастию, вели себя благочестиво. При этом нужно внушить, что никто не должен признавать себя достойным Причащения, а говорить: «Я недостоин, но ве­рую, что освящаюсь Причащением». Приступая к Евхаристии, мы представляем сочетание смирения и высоты, человеческого бессилия и Божественной силы.

• Во время приготовления детей к Святому Причащению нужно внушить им и то, как они должны вести себя после Причаще­ния Святых Тайн. Не все будет сделано, что должно, если толь­ко пред Причащением мы станем располагать свое тело и душу достойно, а после Причащения будем вести себя небрежно. По­ступив таким образом, мы окажемся виновными против Тела и Крови Господней, и за свою невнимательность лишимся спаси­тельных плодов Причащения.

Причастник Святых Даров должен употреблять все усилие воли и деятельности, чтобы те внушения Духа, которые ощущает он и прежде и после Причащения Тела и Крови Господней, не уга­шать и не ослаблять по принятии Святых Даров, и более усили­вать и утверждать ревностным исполнением наставлений Свято­го Духа. Плоды же Духа, по учению святого апостола Павла, суть: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

В день Приобщения надобно удаляться от всех праздных раз­говоров и стараться проводить его в молчании, занимаясь мо­литвою и чтением душеспасительных книг. В последующие дни обязательны для причастившегося частое хождение в церковь и благоговейное слушание чтения, пения и поучений в храме; вни­мательное и неопустительное чтение благочестивых книг в доме; строгое соблюдение правил домашнего богослужения, благоговей­ное моление Богу поутру по пробуждению от сна, пред началом и окончанием каждого дела, перед принятием пищи и по принятии, вечером пред сном; назидательные беседы об истинах спасения, о подвигах угодников Божиих и людей благочестивых, и другие дела благочестия.

• Внешний вид учителя, серьезность преподавания должны соответствовать значительности темы. По особенной ревности в объяснении дети должны понять, что дело касается важного собы­тия в их жизни.

Спасительные плоды Причащения

По учению Православной Церкви, плоды Таинства, как для взрослых, так и для детей, открываются в следующем:

• участвуя в таинственном жертвоприношении Тела и Крови Хри­стовой, мы таинственно соединяемся со Христом Богом, как учит Сам Спаситель: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребыва­ет, и Азе нем» (Ин. 6,56). «В образе хлеба подается тебе Тело, — учит святитель Кирилл Иерусалимский, — а в образе вина подается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела и Крови Христа, был ты Его сте- лестником и скровником. Так мы делаемся христоносцами, когда Его Тело и Кровь переходят в наши члены, делаемся, по учению блажен­ного Петра (2 Пет. 1,4), причастниками Божественного естества».

«Иисус Христос дал желающим не только видеть Его, но и ося­зать, и есть, и касаться зубами Плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание» (свт. Иоанн Златоуст).

• Соединяясь со Христом, мы соединяемся с источником спа­сительной благодати. Как обыкновенная пища, принимаемая те­лом, не только предохраняет его от изнеможения, но и укрепляет его, услаждает вкус и дает бодрость всем членам, так и Божествен­ная пища, Тело и Кровь Иисуса Христа, достойно принимаемая, не только врачует немощи души и тела, покрывая благодатью Хри­стовою раскрываемую с сокрушением сердца наготу греховную, но и подает различные дары Духа, благопотребные ко спасению. В Таинстве Евхаристии ты «сподобляешься причастия Божествен­ных, Пречистых и Животворящих Тайн, коими очищаешься от гре­хов, оживотворяешься, освящаешься, питаешься духовно, утвер­ждаешься во всякой добродетели, в коих получаешь залог жизни вечной» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Причащение Тела и Крови Христовой, соединяя достойных причастников с Господом и сообщая им благодатные дары, укреп­ляет их в подвигах благочестия и добродетели, ограждает от ис­кушений, делает страшными демонам. «Оно полезно потому, что христианин, который часто присутствует при сей жертве и принимает сие Таинство, посредством оного освобождается от всякого искушения и опасности со стороны диавола, поелику враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком видит пребываю­щего Христа» (Православное исповедание, вопр. 107). Мы прини­маем в себя Владыку Неба и земли, могущество Которого беспре­дельно. Мы вмещаем невместимое, и сила наша становится так ве­лика, что бесы трепещут, враг боится подойти к нам.

После Причастия мы становимся иными людьми, чем были до этого события. Мы сами и окружающие нас люди представляют­ся нам в другом свете. Дурное, под властью которого мы находи­лись, меркнет для нас, мы испытываем новые святые чувства, це­ним сладость молитвы, крепче любим добро, воля утверждается в стремлении к добру, мы становимся чище сердцем и ближе к Богу. Мы чувствуем себя недоступными для проникновения в душу гре­хов, душа закрыта для них. По мере частого Причащения доброде­тели становятся потребностью нашей души.

• Небесная пища — Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Хри­ста — питает и взращивает жизнь небесную, вечную. Прини­мая сию пищу, душа более и более очищается и приготовляется к вечному блаженному созерцанию Господа лицом к лицу. «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57).

Евхаристия воскрешает вкушающих от нее. Хлеб Небесный в от­личие от манны ветхозаветной есть Хлеб вечного бессмертия, «яду­щий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6, 51), он не умрет. Тело Хри­стово животворит причастников, изгоняет смерть, удаляет тление.

Святейший Патриарх Алексий II говорил: «В Евхаристии мы при­нимаем Христа, Его Святое Тело и Кровь не пассивно, но активно, чтобы иметь в себе Его силу и жизнь вечную. Мы приобщаемся, что­бы пребывать во Христе, и чтобы семя вечной жизни прорастало в нас, овладевало нами, чтобы нам быть продолжателями жизни Хри­ста, Его мыслей, действий, желаний, по слову Самого Господа: «пре­будьте во Мне и Я в вас» (Ин. 15, 4) и Его святого апостола Павла: «Иуже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20), т. е. реально, в себе, в своей жизни, собою показать Богочеловеческий образ Христа».

• Причащение Святой Евхаристии доставляет и то благо, что причащаясь, мы свидетельствуем пред лицом Церкви о своей жи­вой вере в Иисуса Христа и о любви к Нему. Это полезно и для причастников, полезно и для других.

• Причащение Тела и Крови Христовой раскрывает и утвер­ждает взаимный союз членов Церкви Христовой. На это едине­ние через Таинство Причащения указывает святой апостол Павел, когда говорит: «Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от единаго хлеба причащаемся» (1 Кор. 10, 17). Евхаристия есть Тело Христово и Церковь, по апостолу Павлу, также есть соборное Тело Христово — не многие тела, а одно Тело. Как одно Тело Христово и «раздробляемое не разделяется», так и причащающиеся сего Тела укрепляются в составе одного таинственного Тела Христова. Хри­стос есть Глава сего Тела, и причащающиеся Тела и Крови Его суть члены Его. Евхаристия есть соборное единство всех ее причастни­ков, членов таинственного Тела Христова.

Эта истина, видимо раскрываемая через Причащение Тела и Крови Христовой, многому учит христиан. Она показывает, что Бог не на лица взирает, никого не отвергает, но всех приходящих к Нему принимает человеколюбиво; ибо, присутствуя в храме Божием пред престолом благодати, каждый видит, что Господь всем равно предлагает величайшие дары Свои. Потому члены Церкви не должны превозноситься одни пред другими, но должны лю­бить друг друга, как члены одного великого семейства и дети одно­го Отца Небесного.

Следствия таинства Воскресения Христова простираются на все человечество. Евхаристия есть единая существенная связь наша со всеми христианами, с умершими. Причащаясь Тела и Кро­ви, мы входим в теснейшее общение и с усопшими причастниками.

Таким образом, все истинные потребности христианского вос­питания удовлетворяются в Таинстве Причащения самым полным и совершеннейшим образом.

 

5. Соблюдение церковных заповедей и благочестивых русских обычаев

Молиться Богу с сокрушением и смирением сердца и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни. (Об этом по­дробно сказано в разделе о молитве и богослужении.)

Соблюдать посты, назначенные Церковью. Законоучитель обязан:

. по возможности часто разъяснять ученикам установления по­стов, их необходимость и пользу, качества истинного поста насколько возможно, непосредственно наблюдать за тем, чтобы дети в точности исполняли правила Церкви относительно по­стов. Он должен вести работу и с родителями учеников сам строго соблюдать церковную заповедь о постах.

Уважать служителей Церкви, особенно отцов духовных, и об­ращаться к ним за душеспасительными советами.

• Нужно приучать детей с малолетства к соблюдению внешних правил почтительного обращения с духовными лицами. При встрече со священником дети должны отдавать ему почтитель­ные поклон, подходить к благословению, целовать руку; в при­сутствии священника вести себя скромно, не вмешиваться в разговоры, и т. д.

• С церковной кафедры и на уроках необходимо объяснять до­стоинство и важность священного сана, чаще приводить детей к церковному богослужению, давать им возможность присут­ствовать при пастырских собеседованиях священника с прихо­жанами и т. п.

Как можно чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн.

Молиться обо всех христианах живых и умерших. Неопытные в познании Священного Писания и наук не дол­жны читать книг, написанных еретиками, не слушать богохульно­го их учения и удаляться от общения с ними. Не участвовать в про­тивозаконных играх и зрелищах и избегать всех языческих обыкновений.

«Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о хри­стианстве, написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святый: Он — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух Диавола, который — ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучите­лей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем сво­им членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просве­щены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиной добра. Признак книги истинно, существенно душеполезной — святой пи­сатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный Святой Церковью», — поучает свт. Игнатий (Брянчанинов).

«Должно избегать слушания постыдных толков, рассказов и зрелищ», — говорит Климент Александрийский и горячо восста­ет против посещения детьми и юношами пиршеств, театральных зрелищ и всех тех общественных собраний, в которых для молодой, еще гибкой души много соблазнительного, т. к. праздность ведет к дурным мыслям. Против зрелищ и их пагубного влияния особенно восставал свт. Иоанн Златоуст. Отцы, по его словам, ввергают де­тей «в самом начале невинного возраста в пропасть нечестия».

Дети должны больше вращаться в обществе взрослых и нрав­ственных людей, т. к. нередко дурное товарищество, по словам блаж. Августина, может иметь самое пагубное влияние. Особен­но, по предупреждению свт. Феофана Затворника, в подростковом возрасте. «Как обращение с равными приятнее, так со старшими безопаснее, — говорит св. Амвросий, — ибо за предводительством их жизни нравы юношей укрощаются и напоеваются росою благо­честия». Святые отцы желают, чтобы дети реже предавались празд­ности и больше находились при каком-нибудь серьезном занятии. Пример древнееврейского первосвященника и судии Илия, своим недостаточно строгим отношением к поведению сыновей погубив­шего их и вызвавшего на себя грозную кару Божию, не раз приво­дится в отеческих наставлениях в назидание христианам.

 

Учебный предмет «Закон Божий»

О ЗАКОНЕ БОЖИЕМ КАК УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ

Приведем мысли прот. Александра Дернова, основанные на свя­тоотеческом понимании, о значении Закона Божия как учебного предмета. «Насколько возможно уподобляться Богу — вот наша цель» (Климент Александрийский). А если так, то не к тому ли дол­жны направляться и вся деятельность воспитания? «Господь — ис­точник нашего блаженства, — говорит блаж. Августин. — Он пре­дел всех желаний». Наше благо состоит не в чем ином, как в том, чтобы быть с Ним соединенным. К этому благу мы должны быть приводимы теми, которые нас любят, а также вести тех, кого лю­бим сами, прежде всего своих детей. Конечная цель воспитания, идеал — сделать питомца чадом Божиим, полагающим целью всей жизни постепенное приближение к Отцу Небесному, всем суще­ством своим стремящимся к уподоблению Ему. «Сделай твоего сына христианином», — говорит свт. Иоанн Златоуст.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.