Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические и нравственные основы 10 страница



У. Я объясню вам сначала вторую часть молитвы, т. е. прошения, именно покажу:

Вопрос 1. Чего мы просим в молитве «Царю Небесный»? Каким словом начинается вторая часть молитвы «Царю Не­бесный»?

Д. Она начинается словом: прииди.

У. Чего мы этим словом просим от Святаго Духа?

Д. Просим, чтобы Дух Святой пришел к нам.

У. Мы поступаем в этом случае по примеру святых апостолов. Что Господь обещал Своим ученикам в прощальной беседе с ними?

Д. Он обещал послать им Духа Святого.

У. Господь обещал, что к ним придет Утешитель, Дух истины. Про­читайте эти слова (Ин. 15, 26).

Д. читают.

У. Давши такое обещание, Господь перед Своим вознесением пове­лел ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанно­го от Отца (Деян. 1, 4). Как ученики исполняли это повеление? Вспомните, что говорится в истории.

Д. Они оставались в Иерусалиме, всегда прибывали в храме и «все единодушно и непрестанно были в молитве и молении».

У. Они молились о том, чтобы Дух Святой, согласно обетованию Гос­пода, пришел к ним. Так и мы молимся, чтобы Дух Святой пришел к нам. Как исполнилось обетование Господа — вам известно из библейской истории. Когда Дух Святой сошел на апостолов? Он сошел на них в день Пятидесятницы.


У. Как Он сошел на апостолов?

Д. Он сошел на них в виде огненных языков, как бы при сильное дыхании ветра.

У. Ученики могли убедиться в пришествии Святого Духа не толь­ко чувством зрения, но и чувством слуха. Подобным же образом Дух Святой однажды сошел на Господа Иисуса. Когда это было?

Д. Это было при крещении Господнем.

У. В каком виде тогда Дух Святой сошел на Господа?

Д. Он сошел на Господа в виде голубя.

У. И здесь, значит, Дух Святой явился в видимом или, как гово­рит Евангелие, в телесном образе. В других случаях явление Духа Святаго происходило иначе. Вечером в день воскресения Господь явился ученикам, когда они запершись сидели в одном доме, и дал им Святого Духа со словами: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Что Господь сделал при этом, чтобы дать ученикам Духа Святого?

Д. Он дунул и сказал: приимите Дух Святой.

У. Таким образом, Дух Святой сообщился здесь ученикам не в ви­димом образе, а только через видимое действие — через дунове­ние. Возьмем еще пример из библейской истории. Прочитайте в Книге Деяний 8, 14-18.

Д. читают.

У. О чем здесь рассказывается?

Д. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что жители Самарии крестились, но не приняли еще Духа Святого, послали к ним Петра и Иоанна.

У. Для чего послали Петра и Иоанна?

Д. Чтобы низвести на крещеных самарян Духа Святого.

У. Как же апостолы исполнили это поручение?

Д. Апостолы Петр и Иоанн возложили на крещеных самарян руки и они получили Духа Святого.

У. И здесь, значит, Дух Святой сообщился самарянам через видимое действие, именно через возложение рук апостолов. Возьмем примеры ближе к нам. Вы знаете, что в Таинствах Церкви сообщает верующим Дух Святой. Как Он сообщается в Таинстве Крещения.

Д. Через троекратное погружение крещаемого в воду при произнесении слов: «крещается раб Божий такой-то или раба Божия такая-то во имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь.

У. Как сообщается Дух Святой в Таинстве Миропомазания?

Д. Через помазание частей тела освященным миром, при произне­сении слов: «печать дара Духа Святаго — аминь».

У. Так и во всех других Таинствах Дух Святой сообщается через какое-либо видимое действие, при произнесении установлен­ных Церковью слов. Но вот вам еще пример, где говорится о со­шествии на людей Святого Духа. Прочитайте 10 главу Книги Деяний, ст. 44-46, об обращении сотника Корнилия. Когда апо­стол Петр говорил свою речь собравшимся в доме Корнилия, что при этом случилось?

Д. «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Пе­тром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога».

У. Из этих слов видно, что на слышавших слово Божие в доме Кор­нилия сошел Дух Святой. Как Он сошел на них? Видимым ли об­разом?

Д. Нет, он сошел на них невидимо.

У. Было ли употреблено при этом какое-либо видимое действие для сообщения Духа Святаго?

Д. Не было употреблено никакого действия.

У. Почему же лица, бывшие с Петром, узнали, что на слышавших слово Божие сошел Дух Святой?

Д. Они узнали об этом потому, что заметили в них обильные дары Святого Духа.

У. Какие именно дары?

Д. Слышавшие слово Божие начали говорить на неизвестных им языках и славословить Бога.

Такую перемену могла в них произвести только благодать Свя­таго Духа; потому и не могло быть никакого сомнения, что на них сошел Дух Святой. Из всего этого, дети, вы можете извлечь полезный урок для себя. Когда вы молитесь о пришествии Свя­таго Духа, должны ли вы ожидать, что Он придет к вам непре­менно в каком-либо видимом, телесном образе?

Д. Нет, мы не должны ожидать этого.

У. Дух Святой являлся видимо, в каком-либо телесном образе только при особых, чрезвычайных обстоятельствах, например, каких?

Д. При крещении Господа и в день Пятидесятницы при сошествии на апостолов.

У. Должны ли вы также ожидать, что пришествие Святого Духа к вам будет соединено с каким-либо видимым действием?

Д. Нет, мы и этого не должны ожидать.

У. Дух Святой сообщается через видимые действия также только в особенно важных случаях, например, когда?

Д. Например, при совершении Таинств.

У. В обыкновенных, менее важных обстоятельствах Дух Святой нисходит на нас невидимо, без всяких внешних действий, по­добных, например, дуновению или возложению рук. Тем не ме­нее, вы можете каждый раз узнавать в себе присутствие Святого Духа — по каким именно признакам?

Д. По дарам Святого Духа.

У. По той благодатной перемене, которую Дух Святой производит в наших сердцах. Но об этом будет сказано далее. Теперь про­должим объяснение молитвы. За словом: «прииди» — какие сле­дуют слова молитвы?

Д. «И вселися в ны».

У. Довольно! В этих словах содержится второе прошение. О чем мы просим в них Духа Святого?

Д. Просим, чтобы Он вселился в нас.

У. Мы просим, чтобы Дух Святой вселился в нас и всегда пребы­вал с нами. В истории о крещении Господа Иисуса говорится, что Дух Святой сошел на него в виде голубя; что еще прибавля­ется к этому (Ин. 1, 32-33)?

Д. «И пребывал на Нем».

У. Дух Святой не оставлял Господа и после крещения. Ты можешь подтвердить это Евангельскими повествованиями. Немедлен­но после крещения Господь Иисус, «исполненный Духа Святаго» (Лк. 4,1), поведен был в пустыню для искушения от диавола. Кем Он был поведен в пустыню?

Д. Духом Святым.

У. Через несколько времени после этого Господь Иисус пришел в Назарети, по обыкновению Своему, в день субботний вошел в синагогу; здесь подали Ему книгу пророка Исаии, и Он, раскрыть книгу, стал читать в ней одно место. Какими словами начинает ся это место? Прочитайте Лк. 4, 18.

Д «Дух Господень на мне».

У. Господь Иисус, объясняя пророчество Исаии, приложил эти слова к Себе; значит, и после искушения в пустыне, спустя уже немало времени, Святой Дух все еще пребывал с Господом Иису­сом. Пребывал ли Он с Господом по Его воскресении? Вспомни историю явления Господа апостолам при закрытых дверях.

Д. Господь дунул и сказал апостолам: приимите Дух Святой. Зна­чит, Дух Святой пребывал с Господом по Его воскресении.

У. Таким образом Дух Святой пребывал с Господом Иисусом во все время земной Его жизни. Необходимо, чтобы точно так же Дух Святой всегда пребывал и с нами. Прочитайте Рим. 8, 9.

Д. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий жи­вет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

У. «Вы не по плоти живете, а по духу» — это значит, вы ведете не плотскую жизнь, а духовную. Какую причину на это представ­ляет апостол?

Д. Поскольку Дух Божий живет в вас.

У. Что для тела душа, то для души Дух Божий. Когда душа обита­ет в теле, то тело живет. Когда душа выходит из тела, продолжа­ет ли тело жить?

Д. Оно умирает.

У. Так и с душою. Когда в ней обитает Дух Божий, она живет ду­ховно. Вспомните церковную песнь: «Святым Духом всяка душа живится». Когда Дух Божий оставляет душу, что с ней делается?

Д. Она умирает.

У. Она умирает для духовной жизни. И человек-христианин, по слову апостола, тогда перестает быть христианином. В каких словах эта мысль выражается у апостола?

Д. В словах: если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

У. Кто называется здесь Духом Христовым?

Д. Дух Святой.

Д. Он называется так потому, что дается нам через Христа. Кто не

имеет этого Духа, о том что говорит апостол?

Д. Тот и не Его.

У. Т. е. тот и не Христов. Иначе ты можешь сказать: тот и — ...

Д. Не христианин.

У. Вот как важно и необходимо для христианина, чтобы Дух Свя­той всегда прибывал в нас! Итак, дети, когда вы читаете молит ву «Царю Небесный», молитесь усердно, чтобы Дух Святой, при шедши к вам, не оставлял уже вас. По нашим грехам Господь ча сто отнимает от нас Духа Святого; потому молитесь вместе с Да. видом: «Не отвержи мене, Господи, от лица Твоего» — какие сло­ва за этим следуют в пс. 50?

Д. «И Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

У. Дух Святой по своим действиям на нашу душу уподобляется огню. Горит ли огонь, когда его не поддерживают, не подкладывают к нему горючих материалов?

Д. Нет, он гаснет.

У. Так и благодать Святого Духа погасает в нас, когда мы не возгреваем ее верою, любовью и молитвою; потому апостол и запо­ведует нам возгревать дар Божий, живущий в нас, не погашать Духа. За словами: «прииди и вселися в ны» — какие слова следу­ют в молитве?

Д. «И очисти ны от всякия скверны».

У. В этих словах содержится третье прошение молитвы Святому Духу. О чем мы здесь просим Духа Святого?

Д. Мы просим, чтобы Дух Святой очистил нас от всякой скверны.

У. Скверною называется в слове Божием все, что делает человека нечистым перед Богом. Вспомните историю страданий Спасите­ля. В ней говорится, что иудеи, приведшие Иисуса к Пилату, не вошли в преторию — почему?

Д. «Чтобы не оскверниться» (Ин. 18, 28).

У. Пилат был язычник, а кто входил в дом язычника, тот по зако­ну считался у иудеев нечистым в течение семи дней. Таких слу­чаев осквернения представлялось очень много в жизни каждого иудея. Не можете ли вы вспомнить, что еще кроме сообщений с язычниками делало человека, по закону иудейскому, нечистым?

Д. Делало нечистым прикосновение к мертвецу.

У. Что еще?

Д. Употребление пищи неумытыми руками.

У. Употребление в пищу нечистых животных и многое другое. Все это считалось скверною по закону иудейскому. Закон христиан­ский, напротив, умалчивает об этих сквернах и требует от человека главным образом чистоты сердечной. Чем ты можешь подтвердить это? Вспомни Нагорную беседу Спасителя!

Д. Словами Спасителя: блажени чистии сердцем.

У. в Евангелии есть и еще слова, из которых прямо видно, что Гос­подь называет скверною или нечистотою для человека. Прочи­тайте Мф. 15, 19-20.

Д. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лю­бодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека».

У. В этих словах перечисляются разные виды грехов, стало быть, по слову Господа, что оскверняет человека?

Д. Оскверняют грехи.

У. Итак, когда мы просим, чтобы Дух Святой очистил нас от вся­кой скверны, что мы разумеем под всякой скверной?

Д. Разумеем всякий грех.

У. Мы, стало быть, просим, чтобы Дух Святой очистил нас от вся­кого греха. А что именно Дух Святой очищает нас от всякого греха, видно из 1 Кор. 6, 11. Что говорит здесь апостол?

Д. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

У. Выше апостол указал, что ни воры, ни сребролюбцы, ни пьяни­цы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют. Такими же грешниками, говорит он коринфянам, были и вы до своего обращения в христианство. Но теперь вы омылись, освя­тились, оправдались, т. е. очистились от грехов именем Госпо­да Иисуса Христа и Духом Бога нашего, т. е. Духом Святым. Вот почему, дети, и мы молимся, чтобы Дух Святой, пребывая в нас, очищал наши души от всякого греха. Нечистоту телесную на нас самих, на нашей одежде и в наших жилищах мы сами можем уни­чтожать, употребляя для этого омовения, очищения и другие по­добные средства. Нечистота душевная, т. е. грех, уничтожается только благодатью Святаго Духа. Теперь остается нам объяснить последнее — четвертое прошение молитвы Святаго Духа. Оно со­держится в последних словах молитвы. Как читаются эти слова?

Д. «И спаси, Блаже, души наша».

У. О чем мы просим в этих словах?

Д. Мы просим, чтобы Дух Святой спас наши души.

Для спасения, как вы знаете из катехизиса, необходимы два Условия — какие именно? Правая вера и добрые дела.

У. Стало быть, прося в молитве, чтобы Дух Святой спас души ващи вы выражаете такую мысль: помоги нам иметь — что, во-первых?

Д. Правую веру.

У. Что, во-вторых?

Д. Добрые дела.

У. И правую веру, и добрые дела мы действительно можем иметь только по благодати Святого Духа. Об этом в особенности ясно свидетельствует апостол Павел в своих посланиях. Прочитайте, например, 1 Кор. 12, 3.

Д. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

У. «Назвать Иисуса Господом» — значит, уверовать в Господа Иисуса

Христа. Поэтому как вы можете иначе выразить слова апостола?

Д. Никто не может уверовать в Господа Иисуса Христа, как только Духом Святым.

У. Вера в Господа Иисуса Христа, по словам апостола, есть, стало

быть, дар Святого Духа. Прочитайте еще Гал. 5, 22-23.

Д. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,

милосердие, вера, кротость, воздержание».

У. Довольно! Здесь вера прямо называется плодом Святаго Духа. Затем что еще, кроме веры, апостол причисляет к плодам Свя­таго Духа?

Д. Причисляет любовь, радость, милосердие... кротость... У. Причисляет многие или, лучше сказать, все главные добродете­ли, необходимые для спасения. Таким образом, все устроение нашего спасения, от первых зачатков веры в нашем сердце до полного обнаружения ее в добрых делах, совершается, по уче­нию апостола, Духом Святым. Поэтому мы и молимся Духу Свя­тому, чтобы Он спас души наша.

Итак, вы знаете, дети, о чем мы молимся Духу Святому в молит­ве «Царю Небесный». Повторите: сколько прошений в этой молит­ве? О чем мы просим в первом прошении? Во втором, третьем, чет­вертом? Повторите хором: о чем мы просим во всех прошениях?

Видите, дети: мы просим от Духа Святого самых великих и бо­гатых милостей, самых драгоценнейших благ для нас. И мы получим их, если будем молиться по заповеди святого апостола Иакова с верою и нимало не сомневаясь (Иак. 1, 6).

Вопрос 2. Чем мы в молитве Святому Духу выражаем надежду, что прошения наши будут услышаны? Святая Церковь не остави­ла нас и в этом отношении без своего руководства. В самой молит­ве Святому Духу она указала и основания, по которым мы можем надеяться, что молитва наша будет услышана. Когда ты желаешь попросить о чем-нибудь свою мать, например, чтобы она купила нужную для тебя книгу, ты подходишь к матери, ласково смотришь на нее и — как выражаешь свою просьбу?

Д. Я говорю: милая мама, купи мне книжку.

У. Если мать не отвечает на твою просьбу, ты продолжаешь про­сить еще ласковее и говоришь: милая, добрая мама, ты обещала мне купить книжку, купи теперь. Называя мать свою милою и доброю, что ты хочешь показать этим?

Д. Я хочу показать, что мама любит меня, что она купит мне книжку.

У. Ты выражаешь этим свою уверенность, что мать твоя, по своей доброте и любви к тебе, исполнит твою просьбу. Когда ты в мо­литве Духу Святому называешь Его Царем Небесным, Утешите­лем и проч., ты этим точно так же выражаешь уверенность, что Дух Святой исполнит твое прошение, выражаешь свое упование на милость Божию, свою уверенность в успешности твоих про­шений. Наименования эти действительно содержат в себе весь­ма утешительный для нас смысл. Как называешь ты Духа Свято­го в начале молитвы?

Д. Я называю Его Царем Небесным.

У Дух Святой называется Царем Небесным потому, что Он, как Третье Лицо Святой Троицы, имеет одинаковую власть с Богом Отцом и Богом Сыном. Он есть Владыка и земли, и неба. Он же управляет и Царством Христовым — Церковью. Для Него нет ничего невозможного. Поэтому когда ты просишь о чем-нибудь Духа Святого, можешь ли ты колебаться мыслью, что Дух Свя­той не силен исполнить твое прошение?

Д. Нет, Он силен исполнить всякое прошение. Для Него нет ниче­го невозможного.

У. Как ты далее называешь Духа Святого?

Д. Я называю Его Утешителем.

У Такое наименование усвоил Духу Святому Сам Господь Иисус Христос. Прочитайте Ин. 14,16.

Д. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек».

У. Слова эти сказаны Господом во время прощальной беседы Его с учениками. Господь обещает ученикам другого Утешителя, Кто же был первым Утешителем для учеников?

Д. Сам Господь Иисус Христос.

У. Пребывая на земле с учениками, Он Сам руководил их Своим учением, Сам охранял от всякого зла, утешал в скорбях и напа­стях. Но вот Ему надлежало пострадать, умереть, воскреснуть и вознестись на небо. Ученики должны были остаться одни — без руководителя, без утешений! Господу жаль было оставить учени­ков в таком горестном одиночестве, и потому Он что обещал им?

Д. Он обещал им послать другого Утешителя — Духа истины.

У. Т. е. Духа Святаго. Называя здесь Духа Святого другим Утеши­телем, Господь давал разуметь ученикам, что Дух Святой будет для них таким же Утешителем, каким был Сам Господь Иисус Христос, что они должны обращаться в нуждах своих к Святому Духу с таким же дерзновением и верою, с какими обращались к Самому Господу Иисусу. Так и поступали впоследствии апосто­лы. Затем, что еще обещал Господь ученикам относительно Духа Святого?

Д. Он обещал, что Дух Святой пребудет с учениками вовек.

У. Слова эти значат: Дух Святой вечно будет пребывать с ученика­ми. Но апостолы, принявшие от Господа это обетование, жили на земле не вечно: устроив Церковь Христову и проповедовав Евангелие по всей вселенной, они умерли. На ком же исполняет­ся теперь обетование Господа?

Д. Оно исполняется на учениках апостолов.

У. Иначе сказать: на всех верующих во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Итак, дети, слова Господа о Духе Уте­шителе относятся не к одним апостолам, но и ко всем нам. И мы стало быть, можем назвать Святого Духа своим Утешителем, и мы можем обращаться к Нему в своих молитвах с таким же дерзновением и верою, с каким апостолы обращались к Самому Гос­поду Иисусу Христу во время пребывания Его с ними на земле.

 

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА: ВОЗБУДИТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К МОЛИТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ С БОГОМ

«В Символе веры, — читаем у С. И. Широкого — содержится уче­ние, обращенное преимущественно к разуму, в Десятословии и Блаженствах евангельских — учение, обращенное преимуще­ственно к воле, в молитвах излагается учение, обращенное пре­имущественно к сердцу. На это и необходимо обращать внимание учителю. Он обязан так настроить учеников, чтобы они полюби­ли молитву и пользовались ей в жизни. Молитвы для того и даны, чтобы молиться. Объяснение молитв для того и установлено, что­бы дети могли упражняться в молитве. Кто только знает молитвы, но не исполняет молитвенных правил, не упражняется в молит­ве, тот „подобен человеку, видящему собственное лице свое в зер­кале, который посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он (Иак. 1, 23-24).

Первым и наиболее действенным средством сделать молитву постоянной спутницей жизни ребенка служит словесное убежде­ние свято выполнять долг молитвы. Единственным свидетелем и судьею этого будет совесть ребенка, и поэтому вполне естествен­но поставить ее на страже долга молитвы». Не всегда это убежде­ние совершается впрямую, оно подается тонким и тактичным об­разом.

Как и всегда в преподавании, важен принцип ориентирования на духовную жизнь ребенка. Для чего мы молимся? Для осущест­вления спасения, единения с Богом, т. е. для исполнения цели че­ловеческой жизни. При изучении молитвы можно опираться на чувство благодарности Творцу, основываясь на фактах Священ­ной истории (принцип интеграции предметов). Примером служит молитва Моисея. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и не­видимых врагов, но удерживает и руку Самого всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — напоминает свт. Дими­трий Ростовский.

«Конечно, нужно повторять детям заповедь апостола: «Непрестанно молитесь, о всем благодарите» (1 Фес. 5, 17-18), хотя прежде понимания такого высокого требования они должны научить ся употреблять молитву в отдельных случаях своей жизни. Учитель должен настойчиво убеждать детей возможно чаще освящать себя молитвою и крестным знамением. Православный человек счи­тает долгом, встав ото сна, прежде всего, перекреститься. То же де­лает он, выходя из дома, при входе в дом, принимаясь за дело, про­ходя мимо храма или иконы, при встрече крестного хода или по­хорон, перед отправлением в дорогу, ложась вечером в постель и проч.» (С. И. Ширский). Эти мысли подтверждаются словами свя­тых отцов. «Когда восстанешь от сна, — первая мысль твоя да бу­дет о Боге; самый начаток мыслей твоих, еще незапечатленный ни­каким суетным впечатлением, принеси Богу. Когда отходишь ко сну, когда готовишься погрузиться в этот образ смерти, — послед­ние твои мысли да будут о вечности и о царствующем в ней Боге» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Мы учим детей молиться перед началом всякого доброго дела. Но как определить, доброе оно или нет? Оказывается, через молит­ву не только призывается благословение Божие на задуманное, но и узнается качество этого дела, определяется его богоугодность. «Пред начинанием всякого дела приноси молитву Богу; ею при­влекай благословение Божие на дела твои и ею суди дела твои: по­мышление о молитве останавливает от дел, противных заповедям Божиим. Кто пред всяким делом и словом обращается молитвой к Богу о вразумлении, помощи и благословении, тот совершает жи­тельство свое как бы под взорами Бога, под Его руководством» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Руководиться Богом во всех своих делах и учит детей молитва.

О всяких важнейших и необходимых случаях молитвы учитель непременно предупреждает учеников, не довольствуясь общим за­мечанием о необходимости постоянной молитвы. Детям, особенно не имеющим полноценного духовного опыта и начинающим свои духовный путь, нужны конкретные примеры жизненных ситуа­ций, требущих обращения ко Всевышнему. Попав в такое положе­ние, ученик вспомнит наставления педагога и последует им. Это конкретные случаи молитвы из обычной детской жизни: по дороге в школу, при встрече с незнакомцем, перед контрольной работой или выполнением домашнего задания, когда находишься один дома» когда желаешь маме быстро и благополучно добраться с работы, а папе — починить машину, при ссоре с другом, при совершении греха — злого слова или дела, а также в радости от высокой оценки, примирения с товарищем, преодоления какого-либо недостатка.

В жизни каждого человека бывают особые случаи, распола­гающие к искренней, горячей молитве. Это большей частью несчастия, скорби и болезни, когда человеку явным представляется его бессилие и ощущается особенная потребность в помощи Божией. Если учителю известно семейное положение учащися, то его обя­занность в подобных случаях указать ребенку, где он может искать себе утешения и успокоения. Здесь мы снова обращаемся к жиз­ни детей. Научение идет не только методом убеждения, но и через практику совместной духовной жизни. Ученики церковных школ вместе с учителем молятся об исцелении от болезни своих това­рищей или родителей, об успехах в учебе и спорте, об обращении к вере и Крещении родственников. Молитва идет и в радостных обстоятельствах: именины, день рождения, рождение и Крещение братьев и сестер и др. Это может быть и пение молитвы «Многая лета» всем классом, и молебен, совершаемый духовником школы вместе с детьми.

Время от времени необходимо, пользуясь удобным случаем, проверять, насколько исполняются детьми наставления учителя относительно молитвы, лучше избегая прямого вопроса: «Молил­ся ли ты сегодня?»

Под приучением к молитве разумеется систематическое упраж­нение, в школе обычно состоящее в прочтении молитвы перед уро­ком и после, перед обедом и после. Необходимость приучения к мо­литве ясна из слабости нашей воли: «Доброго, которого хочу, не де­лаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Молитва есть не только потребнось души христианина, но и долг. К этому приуча­ет законоучитель своих питомцев. «Молитвою и непременным ис­полнением ее в назначенное время детям внушается, что они не Животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны Поклоняться...» (свт. Иннокентий Московский). «Трудитесь в мо­литве!» — призывал свт. Феофан Затворник.

Истинная молитва есть дар Божий, но этот дар не дается без Усиленных трудов. Значит, чтобы стяжать истинную молитву, нужен труд — постоянный, терпеливый, с самопринуждением. «Цар­ство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхища- ют его» (Мф. 11, 12). Но здесь, по словам прот. Бориса Ничипорова, вступает в действие принцип меры. Молитвенная нагрузка для детей должна быть «дозирована». В молитве присутствует момент трудничества, но для ребенка она должна быть, прежде всего, в ра­дость. Дети по своему опыту ощущают, как поразительно действие молитвы: «как часто она превращает зло в добро! Под ее влияни­ем из тьмы появляется свет, горе обращается в радость, среди бури возникает тишина и утихает всякая боль», по образному выраже­нию сщмч. Иоанна Рижского.

«Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный по­двиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предме­тами. С трудом приобретается навык к молитве; когда ж приобре­тается этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Задача педа­гога, следовательно, не только убеждать детей в необходимости мо­литвы, но и устремлять питомцев от земного к небесному, к Вечно­сти. «Путь к Богу — молитва», по слову свт. Игнатия.

«Трудно, вы скажете, исполнить правило и научиться непре­станной молитве. Но скажите: что нам дается без труда? Разве мы не трудимся с утра до ночи над приобретением пищи и необходи­мого для нашей жизни? Почему же нам не потрудиться для спасе­ния нашей души, в приобретении Царства Небесного? Трудно это будет только сначала, а потом легко и приятно», — говорил прав. Иоанн Кронштадтский.

Ежедневно христианину необходимо иметь определенное до­машнее молитвенное правило. Самые великие подвижники име­ли такое правило и его придерживались. Тем более нужно оно и нам, ведь без установленных молитв, будучи неопытными в духов­ной жизни, мы совсем остались бы без общения с Богом. Нужно та­кое правило и детям. Детское молитвенное правило определяется духовником. «Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых...», — говорит свт. Феофан Затворник. В письме святителя к духовному чаду находим следующие слова: «Никогда не вяжите себя правилом... Будьте гос­пожа правила, а не раба». Главное — расположение; вопль из серд­ца — краткий и сильный — вот что важно. По мнению святителя» молитвенное правило можно составить и самому, правило должно быть свободной волей человека, «иногда все правило можно провести в чтении одного псалма, в молитве Иисусовой». Главная же за­дача педагога познакомить с правилом, установленным Церковью, и показать качества настоящей молитвы.

«Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться пра­вильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение... Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищетой духа, из сердца сокрушенного и смиренно­го. Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он Премилосердный, и на непрося­щих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молит­ва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем бо­лее упражняется в молитве, тем более приближается к Богу...» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

О значении молитвенного подвига писал сщмч. Фаддей (Успен­ский): «Отдаваясь подвигам поста и молитвы, к которым призы­вает нас Церковь, хотя бы и малым, мы заметим, как укрепляет­ся наша расслабленная воля на делание добра, ибо приобретаем любовь к Богу — эту лучшую силу, воодушевляющую на всякую добродетель». Молитва неразрывно связана с любовью христиа­нина к Богу: она — плод и выражение этой любви, и в то же вре­мя — самое верное средство укрепления любви к Богу. «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, та­ково и отношение наше к Богу» (свт. Феофан Затворник). Учитель подбирает каждый удобный случай, чтобы проявить общее чув­ство радости и благодарности в молитве Господу. О радости об­ращения к Богу любил говорить сщмч. Иларион (Троицкий): «На­сколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.