Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические и нравственные основы 1 страница



Святитель Иоанн был прежде всего проповедником. В изложе­нии догматического учения Златоуст не занимает выдающегося по­ложения среди учителей Церкви. Его мысль невозможно изложить систематически. Но неверно говорить, что он был только учите­лем нравственности, а не веры. Он выводил нравственный иде­ал из догматических истин. В экзегетических беседах это видно с особенной силой, например, в толкованиях на послания ап. Павла: «Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатая­ми жизни... Если мы содержим правые догматы, но нерадим о жиз­ни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы за­ботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон». Проповедь Златоуста — о Христе и спасе­нии, а не просто проповедь морали. И мы учимся у святителя быть учителями и нравственности, и веры!

Беседы и проповеди имели целью пробудить и укрепить в лю­дях веру и желание жить по вере. Их отличают радость, возвы­шенность. Например, наказание первых людей святитель называет «бездной человеколюбия» Божия. Святоотеческая экзегеза никогда не ограничивалась историческими или литературными аспектами Писания: она была продолжением апостольского благовестия. Свя­титель Иоанн никогда не говорит на отвлеченные темы, его слова всегда обращены к конкретным людям. Это живые беседы.

Если говорить о догматических вопросах толкований, среди любимых, к которым постоянно возвращался святитель, нужно назвать учение о Евхаристии. Не случайно святого Златоуста на­зывают «евхаристическим учителем». «Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом: открой же врата неба и взгляни, или, лучше врата не неба, а неба небес, и ты увидишь тогда сказанное. Что там есть самого драгоценного, то же самое я покажу тебе на земле» беседа 24 на 1 Кор.) Учение о Евхаристии предложим на уроках из­учения богослужения, катехизиса.

Влияние свт. Иоанна Златоуста было громадным. Он очень скоро раньше, чем имя дано было ему Церковью, признается «вселенским учителем и святителем». С VI в. его называют Златоустом, в это имя становится общепринятым. В экзегетике особенно

святитель становится авторитетом на все времена. Все последую, щие византийские толкователи двигались вслед за ним, особенно блаж. Феофилакт Болгарский.

Пример толкования ветхозаветного события явления Аврааму Святой Троицы в виде странников (Быт. 18, 1-8)

Обратим внимание, что рассматриваются всего восемь стихов!

Однажды явился патриарху Господь, «когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстре­чу к ним». Златоуст замечает (мы можем и не заметить), что имен­но в полдень занимался Авраам гостеприимством, т. к. «люди, при­нужденные идти в это время, особенно нуждаются в призрении». Он принимает странников, «не любопытствуя узнавать что-либо о них, и не разведывая, знакомы они ему или нет». И сразу обраще­ние к нам: «Запомним это, возлюбленные, и, намереваясь принять странника, никогда не будем разведывать, кто он и откуда». Поче­му? Потому что, полюбопытствовав, можно согрешить.

«С таким усердием и почтением обращался с ними, как раб с гос­подами, умоляя их не отказать ему и тем не лишить его велико­го одолжения». Златоуст призывает «увидеть в глубокой старости юношескую бодрость, старца помолодевшего, пришедшего в вос­торг, и посещение странников считающего приобретением велико­го сокровища».

«Бежит, летит старец: он увидел ловитву, и, не обращая никако­го внимания на свои немощи, побежал на лов; не позвал рабов, не приказал слуге, не обнаружил никакой беспечности; нет, он побежал сам», чтобы не упустить сокровища. И — для нас: «Поучимся и ста­нем подражать добродетели праведника. Если мы будем так же по­ступать, то, конечно, и сами когда-нибудь получим такую же ловит­ву». Свт. Иоанн Златоуст, обращаясь к Священному Писанию, к Еван­гелию, вспоминает слова Господа: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5). «Поэтому, когда радиимени Господа ты оказываешь призрение страннику, то получишь такую награду, как если бы принял Самого Господа». Ты получишь награду за то, что творишь ради Господа и подражаешь праведнику-

«Он побежал навстречу к ним» — свт. Иоанн Златоуст обращает внимание на слово побежал: «Состарившийся, покрытый седина ми столетний старец подбегает к ним, и бегом выражает свое усер­дие». И даже не это самое дивное, что он не смотрит на свои лета и неизвестность странников! «И поклонился до земли» — Авраам усиленно просит, умоляет странников, «дабы не показалось что он приглашает их просто, из приличия». В этом поступке свт. Иоанн Златоуст видит «пламенное усердие, глубокое смирение, величай­шее страннолюбие, несказанную заботливость... Ты, говорит он, мне оказываешь благодеяние, а не принимаешь его от меня». И ка­кой же вывод делает Златоуст? Кто с усердием оказывает странно­любие, «тот более сам получает, нежели сколько дает».

Авраам «сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред оча­ми Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хле­ба, и вы подкрепите сердца ваши...». Разговаривая с путниками, как с обыкновенными людьми, праведник неоднократно называет себя их рабом. Он предлагает им скромные дары гостеприимства: «Я могу только доставить вам воду для омовения», да хлеб, «и по­том отдохновение от усталости под деревом». Патриарх употребил все возможные средства, чтобы убедить путников задержаться: по­клонился, назвал их господами, а себя рабом, предлагал угощение. «Какой чадолюбивый отец показал бы столько усердия к своим де­тям, сколько праотец показал людям неизвестным...»? Златоуст об­ращает наше внимание на внутренний настрой старца: «И смотри, с каким восторгом он принимается за дело, как ликует от радости и восхищается, как будто несет в руках бесчисленные сокровища».

После того как Авраам добивается желаемого, он не теряет пыл­кости, но «показывает еще более горячую любовь». Ревность не уга­шает, доводит дело до конца с равным тщанием. «Между тем с нами часто случается, что в начале мы иногда показываем много забот­ливости, а когда войдем в самое дело, то уже не столько прилагаем тРУДа, как прежде».

«Я поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорей замеси лучшей муки и сделай пресные хлебы». Он и Сарру, «союз­ницу своей жизни», «делает общницею той же ловитвы, и как научает ее ревновать своей добродетели!» Патриарх поручает готовить именно ей, престарелой, а не рабыне, и побуждает ее не медля приступить к делу. «И Сарра не отказывается исполнить приказа, но и сама прилагает равное усердие. Да слышат это мужья, да слышат и жены!» Мужья — чтобы научать жен делать все, что воз­можно, для духовной пользы. Жены — «чтобы спешили принимать участие в добрых делах своих мужей». Ближних не оставлять без сокровищ.

«И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хороше­го, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом» (Быт. 18, 1-8). «О, старческая юность! О сила душевная!» Сам бежит, чтобы услужить им, сам выбирает все самое лучшее. «Смотри, как все делается со скоростию, с пла­менным усердием, с радушием, с радостию и с большим удоволь­ствием». И после всего этого «он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними... Какое величие страннолюбия! Какая глуби­на смиренномудрия! Какая возвышенность боголюбивой души!». «От великой радости и радушия он стал... выше своей немощи и как бы получил новые силы. Действительно, часто бывает так, что пламенная ревность души... побеждает немощь тела». Нам кажет­ся — не сможем, а преодолеем — и силы оказывается больше.

Патриарх действовал со смирением. Часто люди тщеславят­ся перед гостями и даже презирают их за принятие забот. А пото­му теряют награду за такое дело. Вывод: всякое дело совершаем со смирением и любовью.

Авраам «исполнил все, что от него зависело, не пропустив ни­чего». И тогда Пришедший наконец понемногу открывает Себя, по­казывает величие Своего могущества. Праведник получает награ­ду за свою ревность! Сам Господь является Аврааму в виде трех странников, открывая тайну Святой Троицы. И обещает сына, так долго ожидаемого, в котором должны исполниться все обетования Божии!

«Будем все подражать ему и позаботимся побольше о странно- любии, не для того, чтобы получить в воздаяние только это ско­ротечные и тленные блага, но чтобы приготовить себе и в будущей жизни наслаждение бессмертными благами». Господь требует от нас не земных даров, а «избытка усердия», «сердца радушного»> сердечной любви и «чистого намерения».

Святитель не останавливается на нравственных выводах, но приводит нас к догматическому окончанию, рисует путь к вечной жизни. Награда — всегда выше ожидаемой.

Выводы по изучению толкования свт. Иоанна Златоуста

1. Эмоциональная, восторженная речь заражает восторженно­стью педагога. Монолог равен диалогу, как будто ведется с живым человеком. Урок должен строиться таким же образом.

2. Основа проповеди — Священное Писание: Златоуст внима­тельно рассматривает каждое слово, цитирует слово Божие.

3. Сократическая беседа, в форме которой ведется диалог, воз­водит человека к выводам.

Что делает Авраам? Авраам ждет, бежит, поклоняется, называет себя рабом, исполняет все зависящее, призывает ближних.

Что делать нам? Всегда ожидать возможности служения.

Кому служить? Не разбирать, кому служить, служить ревност­но, тщательно.

Как служить? Со смирением и любовью, как рабы.

С кем? Привлекать ко спасению и ближних.

До какой степени? До конца. Помнить: дух победит немощи.

Для чего? Награда — высоты необычайной — нас ожидает на Небесах.

4. Нравственные выводы — постоянное обращение к нашей жизни, по каждому эпизоду, предложению рассказа. Вывод всей беседы — догматический, это проповедь о Христе и спасении, а не просто о морали.

В результате сократической беседы урок превращается в лест­ницу, каждая ступень которой представляет для нас возможность Духовного восхождения.

 

          награда
        дух больше немощи  
      привлекать ближних    
    со смирением и любовью      
  всем        
служить          

 

Элементы возрастной психологии и педагогики

В детстве закладываются основы личности, физическое и психиче­ское здоровье, происходит духовное становление. Духовная жизнь является основной, физическая и психическая сферы должны быть подчинены ей. Православное воспитание направлено на создание условий развития духовной жизни, т. е., во-первых, сохранение Бо­жией благодати, дарованной в Таинстве святого Крещения, во-вто­рых, умножение ее. «Подобие Божие может быть иногда затемне­но, но оно никогда не может быть уничтожено», — часто повторя­ла преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Затемнение произойдет, если дух будет пленен психофизической сферой, т. е. над человеком будет властвовать грех. Следовательно, мы должны знать, что происходит с ребенком, понимать, что фор­мируется в его душе, не быть «слепыми вождями слепых». Для это­го нам необходимы знания физиологии и психологии конкретно­го возраста. По словам К. Д. Ушинского, если педагогика хочет вос­питать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. Основа методики преподава­ния — знание психологических механизмов усвоения и педагоги­ческих условий, в которых они реализуются.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Существуют различные попытки периодизации детского разви­тия в зависимости от того, что рассматривается в качестве крите­рия развития. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, возь­мем за основу периодизации протоиерея Василия Зеньковского И Д. Б. Эльконина.

от рождения до года — младенчество,

от года до трех лет — раннее детство,

от трех до шести лет — дошкольное детство, от семи до одиннадцати лет — младший школьный возраст, от двенадцати до семнадцати лет — подростковый возраст (младшие и старшие подростки).

В церковно-приходских школах обучаются дети разных возра­стов. Все чаще в воскресных школах появляются классы дошколь­ников, большую часть составляют младшие школьники, следую­щую группу представляют подростки. Представим характеристи­ку двух возрастов, наиболее часто встречающихся в приходских школах. При описании возраста необходимо иметь в виду некото­рые общие положения:

1. Каждый возрастной период отличается существенными условиями жизни, деятельностью, потребностями, характерными новообразованиями.

2. Каждый период подготавливается предыдущим, возникает на его основе и служит, в свою очередь, основой для наступления следующего.

3. Возрастную характеристику определяют следующие черты: социальные — изменение положения ребенка в семье и школе, из­менение форм обучения и воспитания, новые формы его деятель­ности; биологические — особенности созревания организма; ду­ховно-нравственные — отношение к Богу и Его Церкви, особенно­сти внутреннего мира, отношение к себе и ближним.

4. Возрастные особенности существуют как наиболее типич­ные, характерные черты возраста, указывающие на общее направ­ление развития. Понятие возрастных границ и возрастных осо­бенностей не может быть неизменным и обязательным для каждо­го человека, это лишь ориентировочные общие параметры.

5. В пределах каждого возраста наблюдаются большие инди­видуальные различия. Они формируются вследствие индивидуальных природных различий, разных условий жизни и воспи­тания.

Учет возрастных особенностей необходим в воспитательной Работе. Он выражается в применении определенных педагогиче- форм, методов и средств общего характера, соответствую особенностям, потребностям и возможностям каждого возраста.

 


МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-11 ЛЕТ)

Физиологическая сфера

В данный период в организме ребенка происходят важные про­цессы. Это качественное изменение головного мозга: он вырос практически до размеров взрослого человека, но его возможности ограничены. Формирование идет таким образом, что становится возможной целенаправленная деятельность. Начинает формиро­ваться произвольное (подконтрольное, целенаправленное) поведе­ние, это очень важно для начала учебной деятельности.

Сформирована двигательная сфера, идет увеличение мышеч­ной силы. Дети ощущают постоянную потребность в движении, не могут жить без активности, игры. При этом еще отсутствуют силы сдерживания, действия бесконтрольны.

Проявляется разница в развитии мальчиков и девочек. Усвое­но понятие пола. Следовательно, соответствующим образом изме­няется поведение.

Психическая сфера

К психической сфере святые отцы относят ум, волю и чувства. В центре развития дошкольников стоят чувства, младших школь­ников — ум, подростков — воля. Отметим главное, что характери­зует психическое развитие младших школьников. Определим ос­новные категории, характеризующие возраст.

Новообразование — психические и социальные изменения внутренние процессы, которые впервые возникают в данном воз­расте; новый тип строения личности, определяющий сознание ребенка и взаимоотношение с окружающим миром. Существует мно­жество новообразований, но есть центральное, которое в следующие периоды становится побочным.

Ведущий вид деятельности (ВВД) — деятельность, в которой максимально проявляется ребенок. Она связана с новообразованием. Это такой вид деятельности, который обусловливает глав­ные, важнейшие изменения, а не тот вид, которым чаще всего за­нимается ребенок (хотя они часто совпадают).

ВВД младших школьников становится не игровая, как у до­школьников, а учебная деятельность. Хотя игра остается чрезвы­чайно значимой. Новообразованием возраста является появление произвольности и самооценки.

Возрастному периоду предшествует перелом, кризис, переход к другому способу переживаний. Кризис 7 лет малопонятен взросло­му, т. к. связан с внутренними процессами. Причина его состоит в начале дифференциации внутренней и внешней жизни (у дошколь­ников — что внутри, то и снаружи; у взрослых — все раздельно, нет наивности и непосредственности). Происходящие изменения — глу­бинные, сложные — внешне выглядят как утрата детской непосред­ственности. Характерно нетипичное поведение: кривлянье, манер­ничанье, дерганье, импульсивность, замкнутость, капризы, искус­ственность, вертлявость, паясничанье, клоунада. Немотивирован­ное поведение вызывает осуждение, а не смех окружающих.

Основные черты кризиса:

• привнесение во все интеллектуального момента, «вклинива­ние» его между переживанием и поступком.

• Осмысление собственных переживаний: если ребенок радует­ся, он понимает, что рад, если сердится, понимает, что сердит.

• Обобщение переживаний: если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, у него образуется понятие.

• Борьба переживаний, ситуация постоянного выбора. Следстви­ем может быть трудновоспитуемость, конфликты со взрослыми.

• Симптомы кризиса (кривлянье) преходящи, а новообразование (самолюбие, самооценка) останется.

Рассмотрим особенности младшего школьного возраста. В 7 лет резко меняется социальная позиция — ребенок попадая в другую обстановку, в другие отношения. «Школьник» — первый социальный статус ребенка. Его мир равен классной комнате, системе знаний. Если раньше главными были отношения «дети — родители», то теперь это отношения «дети — учитель», «дети – дети». Неизмеримо возрастает роль учителя в обеспечении условий для развития внутренних сил детей. Учитель — значимая личность, авторитет, установленный обществом, он «знает все», не может ошибаться. Такое положение предъявляет определенные требования к организации учебного процесса в церковно-приходской школе. Развитие личности ребенка в этот период определено взрос лыми: содержание обучения, круг общения, сфера увлечений. Ста. новятся более интенсивными дружеские связи, а значит, интерес, ной и результативной становится групповая работа.

Ребенок действует не в соответствии с конкретным «нельзя», а опирается на набор правил с учетом момента. Правила и нормы чрезвычайно важны в этом возрасте. Ребенок послушен и старате­лен, активен, трудолюбив, хочет учиться. Он очень восприимчив и стремится к подражанию: перенимает модели поведения — сле­довательно, его легко учить. Поскольку сильна подражательность, нужно приучать делать добро собственным примером. Важно, что­бы не было противоречия между словами и делами взрослых, ина­че ребенок будет делать не то, что говорит взрослый, а то, что он де­лает. Правила ребенок возводит в культ и не может выходить за их рамки. Он требователен к себе и к другим, что вызывает опреде­ленные трудности общения.

У ребенка просыпается самосознание, он осмысляет свои пе­реживания. «Старец сказал: человек тот, кто познал себя» (Древ­ний патерик). Следовательно, идет становление ребенка как чело­века. «Настоящее самопознание есть ясновидение своих недостат­ков и немощей в такой мере, что ими переполнено все», — говорит свт. Феофан Затворник. «Без величайшего наблюдения над собой невозможно преуспеть ни в одной добродетели», — учит свт. Игна­тий (Брянчанинов). Дети начинают оценивать себя. Критерии са­мооценки еще чисто внешние: отметки, отношение учителей, роди­телей. В этом возрасте становится важным выстроить собственное пространство: устроить свою комнату, иметь личную мебель, рас­порядиться этим по-своему, например, украсить наклейками.

Рассмотрим методы формирования самосознания у детей.

1. Установление отношений «учитель — ученик», помогающих учиться, духовно возрастать, познавать себя, воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважения. Отношения должны быть уважительными, серьезными, не равными, но на основе взаимопонимания и взаимоуважения. «Отцы, не раздражайте чад сво­их», — говорит апостол Павел (Кол. 3, 21).

2. Поддержание смысла, цели обучения — поиск детьми себя. Они должны знать, что учение — это часть их духовной жизни, пробуждение религиозной потребности в Богопознании.

3. Воспитание самого учителя. Великие педагоги понимали, что и «ребенок воспитывает воспитателя» (Я. Корчак). Свт. Иоанн Зла­тоуст подчеркивает, что сначала нужно поднять себя, а потом де­тей до Иисуса Христа. Необходимо «положить начало собственно­му спасению», только тогда ты будешь иметь возможность и право вести к спасению детей.

4. Приучение детей преодолевать трудности в физической, ин­теллектуальной и духовной сфере. Не искать трудностей ради трудностей, но планировать их, по словам К. Д. Ушинского. Обуче­ние должно находиться не за пределами возможного, а быть по­сильным. Детей нужно «воспитывать в великой строгости и труд­ных занятиях», — утверждает прп. Нил Синайский. Пусть они по­стоянно будут в состоянии напряжения мысли, поиска.

5. Осторожность в оценках: сравнение только с самим собой (вчерашним), завышение оценок неудачникам.

6. Определение уровня самооценки детей (в этом возрасте она обычно завышенная). Затем либо умерять уровень притязаний, со­относя с реальными возможностями, либо увеличивать веру в соб­ственные силы. Оценивать нужно личность ребенка, исходя из Цельных внутренних процессов, а не отдельные его качества: па­мять, внимание.

Самосознание ребенка в окружающем мире только просыпает­ся. Надо, чтобы с помощью учителя «пробуждающиеся впечатле­ния имели характер благостный, будили в душе духовные состоя­ния», по слову свт. Феофана Затворника.

Познавательная сфера

Дети — активные исследователи всего нового. Учатся с удовольствием, плачут, когда надо уходить на каникулы. Лучшая награда им за знания — это новые знания. Если учебный процесс увлекателен, можно выработать у младших школьников устойчивую моти­вацию к учебе, переходящую от социальной к познавательной, от внешней к внутренней, а главное, становящуюся религиозной по­требностью.

Обратимся к познавательной сфере. Восприятие, внимание, па­мять, мышление — это дары Божии. Мы не можем их не использо­вать, Господь говорит нам об этом в притче о талантах. Задача пра­вославных педагогов — увидеть, сохранить, развить дары каждой личности. Для этого нужно представлять уровень развития всех психических процессов.

1. Восприятие

Восприятие — процесс отражения объекта в сознании. Его ха­рактеризует:

• высокая острота зрения и слуха. Следовательно, информация должна идти преимущественно по зрительным и слуховым ка­налам;

• хорошая ориентация в цвете и форме. Необходимо цветовое оформление при объяснении и записи; больше рисунков. Напри­мер, в теме «Каин и Авель» выделить имена цветом (допустим, Каин — черным, Авель — зеленым);

• увеличение пространственно-временных рамок, но все-таки не­достаточное развитие восприятия пространства. Дети не пред­ставляют конкретно изучаемые места, меры длины. Значит, воз­можно введение элементов планов и карт;

• просыпается чувство времени, интерес к нему. Хотя дети ума­ляют минуту, не представляют эпоху, эру. Прошлое для них не­велико, будущее представляется в общем виде, главным и един­ственным является настоящее. Следовательно, можно и нужно начинать знакомить с временными понятиями, вводить шкалу времени с библейскими событиями, годовой круг с церковны­ми праздниками;

• волнуют конкретные факты, события, действия. Можно чи­тать сказки, жития, рассказы о подвигах. При этом необходи­мо помнить о связи Ветхого Завета с Новым Заветом, с жиз­нью, чтобы эпизоды Священной истории не воспринимались как сказки.

 

2. Внимание

Внимание — направленность сознания на объект. Этапы внимания:

• выделить объект,

• сосредоточиться на нем,

• отвлечься от постороннего,

• удержать объект необходимое время.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Внимание в младшем школьном возрасте характеризуют:

• отсутствие целенаправленности. Дети не могут удерживать цель;

• высокая непроизвольность (бесконтрольность). Сосредоточен­ность сознания могут вызвать неожиданные яркие эпизоды;

• малый объем. Одновременно дети воспринимают 3-4 незави­симых объекта: явления, героя. Объем увеличивается, если свя­зывать объекты в логические системы, блоки с единым смыс­лом. Например, тему «Пророки» разбить на группы пророков;

• слабая сосредоточенность — легко отвлекаются, не могут рабо­тать в шуме;

• сосредоточенность не более 20 минут. Через 10-15 минут необ­ходимо переключать внимание на другой объект. Для переклю­чения необходимо некоторое время — пауза, переходные фразы.

Для концентрации внимания необходимо воспитание созна­тельного отношения к занятиям, воли, твердости характера и орга­низация системы обучения: Внешние характеристики:

• начало и итог урока (ребенок, уходя с урока должен четко пред­ставлять, чему он научился);

• организация рабочего места. У каждого ребенка должна быть своя рабочая зона, необходимые для учебы предметы;

• внешний вид учителя (С. И. Ширский пишет: «достойный сво­его призвания законоучитель соблюдает приличие в положении тела, в одежде, осанке и походке и особенно в обхождении»);

ликвидация отвлекающих факторов — шума, вторжения по­сторонних. Существует ложное мнение, что можно сохранять внимание одновременно в познавательной деятельности и за­ниматься другими делами;

организация режима деятельности — составление четкого рас­писания уроков.

Рабочие характеристики:

отбор значимых объектов для рассмотрения, удаление второ­степенных объектов. Общий предмет внимания у учителя и учеников;

понятность изложения материала, что предъявляет особые требования к подготовке учителя и знаниям учащихся; четкая постановка цели. Ученики должны знать, зачем, что и как они будут делать, т. е. им должен быть известен план, а мо­жет быть, и методы работы. Если цель сформулирована так: «Слушать учителя», то слова будут удерживаться доли секунды. Цель должна ставиться на понимание материала; активная деятельность учащихся;

привлечение ранее усвоенного материала и связь с жизнью, опора на опыт учащихся, соответствие материала внутреннему состоянию и потребностям детей;

чередование режима загрузки и разгрузки, т. е. смена видов деятельности. Чередование уроков, например: Закон Божий, пение, урок благочестия, рукоделие; форм работы в рамках одного урока: рассказ, беседа, минуты пения, рисования, физ­культминутки. Рассмотрение одного явления с разных точек зрения, не только обсуждение, но и пояснение жестами, со­ставление модели (например, схемы недельного круга бого­служения);

наглядность на каждый урок. Это могут быть и иллюстрация, и демонстрация, и наблюдение. Если нет возможности исполь­зовать видеофильмы, слайды, фотографии, можно предложить для раскрашивания ксерокопии рисунков, а также самодель­ные рисунки, планы, схемы;

тренировка распределения внимания, направленность на не­сколько объектов, например, сравнение житий разных святых.

 

Память

Память — способность сохранять, накапливать и воспроизво­дить информацию с целью многократного использования в после­дующей деятельности. Этапы памяти:

• запоминание,

• сохранение,

• воспроизведение.

Виды памяти: 1) произвольная, непроизвольная. 2) образная (зрительная, слуховая, вкусовая и др.), двигательная, эмоциональ­ная, словесно-логическая.

Ее характеристики в данном возрасте:

• непроизвольность;

• развитие преимущественно эмоциональной и зрительной памяти;

• отсроченность. Заучивать трудный материал нужно заранее — желательно за 3 дня до воспроизведения, перед сном (в гори­зонтальном положении), а утром повторить;

• слабое овладение приемами рационального запоминания.

Для хорошего запоминания учащимися материала необходимо:

• установка — что и на какое время нужно запомнить. Например, «данный материал нужно знать к следующему уроку», или «это необходимо запомнить на всю жизнь»;

• использование различных видов памяти — зрительной, слухо­вой, двигательной, тактильной (осязательной), с упором на зри­тельную. Например, при изучении букв церковнославянского алфавита не просто просмотреть их, но понаблюдать, на что по­хожа каждая буква, придумать свой вариант написания, прого­ворить вслух название, написать в воздухе, сделать из веревоч­ки или пластилина. При изучении темы «Молитва» дать поня­тие «молитва — путь к Богу» и нарисовать дорожку;

• подача материала в системе, целостности. Необходима связь с Предыдущим и последующим материалом, связь Нового Заве­та с Ветхим, с богослужением, праздниками, житиями святых. Опора на имеющиеся знания. Занятия по строгому плану;


количество материала — посильное;

четкость изложения материала, понимание, осмысленное запо­минание, а не механическая зубрежка;

мотив, интерес к занятиям. «Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие, и оно не утомляло его душу», — говорит свт. Иоанн Златоуст; активное воспроизведение материала детьми (повторение учи­теля эффекта не дает); повтор материала через 15-20 мин., через 24 часа, через неделю (запоминается 90 % того, что делаешь сам, 30 % того, что делают другие, 10 % из рассказа о том, как делать); различные приемы запоминания — рисунки, схемы, таблицы, игры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.