Вопросы: Понятие правовой системы, ее элементы. Особенности романо-германской правовой системы. История становления и развития английского права. Характерные черты мусульманского права.
Схема 1
Правовая система - это право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой.
(С.С. Алексеев)
Правовая системакаждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные и культурные особенности.
(М.Н. Марченко)
Под правовой системойпонимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования структуры источников ведущих отраслей и правовых институтов правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Романо-германская правовая семьяобъединяет правовые системы многих государств: страны латинской Европы - Италия, Испания, Португалия; германские страны - Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания; государства континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока, правовые системы Японии, Индонезии.
И С Т О Ч Н И К И
Международное З А К О Н, Подзаконные норма-
право основанный на тивные правовые
акты
Доктрина 1. Кодексах Судебная практика (как вспомогательная)
Положи- Отрица- 2. Текущем зако-
тельная тельная нодательстве
сторона сторона
влияет отождеств- 3. Сводных текс-
на право- ляет право тах норм
примени- и закон
ную дея-
тельность
О с о б е н н о с т ь: наличие писанного права, единое иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное, а также на отрасли.
Схема 3
В систему Общего права входят США, Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств - членов Британского Содружества.
И С Т О Ч Н И К И вспомогательные
закон
1. обычай
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ 2. доктрина
однажды вынесенное 3. разум
подзаконные решение является
нормативные нормой для всех ана-
акты логичных решений
Решения вышестоящей инстанции - Вышестоящий суд связан преце-
палаты лордов - обязательны для дентами обеих вышестоящих
всех других судов инстанций, и его решения обя- зательны для всех ниже-
стоящих судов
Апелляционный суд обязан соб- Окружные и магистратские суды
людать прецеденты палаты лор- обязаны следовать прецедентам
дов и свои собственные, его реше- всех вышестоящих инстанций, их
ния обязательны для нижестоящих решения прецедентов не создают
судов
О с о б е н н о с т ь: отсутствует деление права на частное и публичное, его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Нет резко выраженного деления права на отрасли.
Общее право - это право обычая, но больше всего - право прецедента, т.е. созданное судьями и означающее, что однажды сформированное решение становится обязательным для всех других судей.
Право справедливости - это право созданное законодательными органами. Появилось в XIV-XV вв. как необходимость выхода за жесткие рамки прецедента.
В результате реформы 1873-1875 гг. в Англии «общее право» и «право справедливости» слились в единую систему прецедентного права.
Схема 4
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.
При современном рассмотрении мусульманской правовой системы посредством установления общих черт выделяют 3 группы стран:
1 - составляют страны с мусульманским населением, бывшие советские республики Средней Азии и Албания (ислам государством не признан);
2 - составляют государства, наименее затронутые современными идеями.
Аравийский полуостров (Саудовская Аравия, Йемен, Аден, Эмираты Персидского залива) и Афганистана в Азии, Cомали в Африке - это наиболее типичные представители данной группы.
3 - составляют государства, в которых мусульманское право сведено в прецедентах к обычаю. Они подразделяются на две подгруппы:
а) выработанное по образцу общего права (Пакистан, Малайзия, Северная Нигерия, Судан);
б) выработанное по образцу французского права (африканские государства с французским языком, арабские государства, кроме Судана и Ирана) или голландского права (Индонезия).
И С Т О Ч Н И К И
К О Р А Н К И Й А С
священная книга или суждение по
ислама аналогии
С У Н Н А И Д Ж М А
или традиции, связанные или единое соглашение
с посланцем БОГА мусульманского общества
О с о б е н н о с т и: мусульманскому праву характерна архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, общины верующих.
Обычай не входит в мусульманское право и никогда не рассматривался как его источник.