Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что такое пещерный храм и церковь пещерного монастыря?



В залах обычно располагается храм. Необходимо различать собственно пещерный храм и церковь в составе комплекса пещерного монастыря.

Автономный пещерный храм может полностью находится в земле или иметь как у наземной церкви, западный - наружный фасад, может иметь и купола, но алтарная ее часть обязательно должна быть подземной. Богослужебные функции пещерного храма ничем не отличаются от наземного.

Церковь пещерного монастыря это искусственная полость, где размещался алтарь. Вызвано это тем, что подземный монастырь уже не есть «рукотворный мир». Он в своим устройством, в целом, символизирует образ Царства Небесного - храма Божьего. Устройство таких церквей без алтарной преграды было характерно для древних пещерных монастырей, где на богослужении присутствовали только насельники уже принявшие постриг или схиму.

Как правило, вокруг пещерного храма отрывались ходы для совершения крестного хода. Здесь располагались приалтарные затворнические келии и была возможность прямого общения монахов-затворников, не выходя из них, непосредственно с алтарем. Такое пространственное объединение алтаря со всем монастырем свидетельствует об общей идее, объединяющей все части подземного сооружения в одно символическое целое.

Символический и идейный центр устройства пещерного монастыря, выраженный через пещерный алтарь, раскрывает смысл всего пещерного строительства в его первичном виде – места Христоподражательского подвига, аскетического подземного жилья и особой формой погребения.

Камеры - небольшие выработки, обычно прямоугольной формы. Камеры использовались как кельи, трапезные, хозяйственные помещения, усыпальницы. Широко использовались следующие формы поперечного сечения камерных выработок:

· корытообразная с вертикальными стенками и пологим сводом в плотных и прочных скальных породах, не оказывающих горного давления;

· корытообразная с вертикальными стенками и подъёмистым сводом в породах с небольшим горным давлением;

· корытообразная с наклонными стенками и пологим или подъёмистым сводом в породах с небольшим горным давлением при несовпадении углов напластования;

· коробовая подковообразная в породах, оказывающих вертикальное и боковое горное давление, а также при большом давлении подземных вод;

· полуциркульная используемые при большом горном и наружном гидростатическом давлениях, а также при несимметричном давлении породы;

· несимметричная при одностороннем горном давлении.

При этом не наблюдаются применение овоидальной, эллиптической с горизонтальной и вертикальной большой осью, а также круглой форм.

И келья и могила

Пещерная келия несет в себе ясный смысл буквального умирания миру. Такая келия «жесткого затворника», является одновременно и его будущей могилой.

Согласно описаний спелестологов затворнические камеры - келии были одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, где находится алтарь. Они имеют внутри форму большой русской печи- длина ее равна росту человека - в устье ее, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек. Посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ее, глубиной по колена человека, По сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки.

Влезши в такую камеру - келию, подвижник имел возможность свободно лежать и сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик. Стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке помещались иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника одна из лежанок служила ему ложем для сна, а ровик по смерти становился могилой. Близость таких камер к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение и словесно участвовать в нем.

Существовала и особая форма погребения пещерных подвижников. Отличительной чертой Лаврских погребений, по сравнению с восточными монастырями, является уважительном отношении к погребению и к телу почившего подвижника - сохранению останков в их целом, нерасчлененном виде о чем свидетельствуют мощи Печерских подвижников. Способ погребения: или в отдельную келию или в нишу мог отражать степень почитания и образ служения почившего.

Этот тип христианского погребения в русских пещерных монастырях не является заимствованием ни Палестинского, ни Афонского способа в их чистом виде, а является самостоятельной формой, особенно характерной для первых христиан. Это соответствует общей духовной традиции православного монашества, выраженной в словах св. Кассиана Римлянина, что цель иночества – возрождение первохристианских традиций.

В заключение

Для чего нам нужны знания о ПКС , почему мы собираем факты их присутствия, что побуждает нас изучать этих свидетелей былых эпох, несущих вкус романтики и тайны?

Прежде всего, подземные культовые сооружения представляют обширную группу памятников архитектуры, истории и культуры, это носители строительных традиций, технической мысли и мастерства прошлых поколений, а зачастую и национальных черт народа.

Вот почему подземные объекты должны тщательно изучаться, оцениваться с точки зрения исторической, архитектурной и хозяйственной значимости. А затем либо подлежать охране, как величайшая ценность, либо включаться в городскую технологию, либо устраняться как досадная помеха.

Борис Скупов

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.