Путешествие в недра подземных культовых сооружений
·
·
·
·
Жители городов и весей нашей страны любят посещать значимые святые места России – Троице-Сергееву Лавру, Псково-Печерский монастырь, Дивеево, Оптину пустынь. Гордятся паломничеством на Святую Землю, Гору Афон или в Киево-Печерскую Лавру. Особо острые ощущения и глубокие впечатления испытывают паломники при осмотре подземных культовых сооружений. Предлагаю совершить мысленное путешествие в их недра тех, кто еще не испытывал этих чувств.
Пролог
Недра земли всегда таили в себе что-то страшное, собственно, как и другие неизведанные пространства, окружающие человека. Эти страхи идут из глубин веков.
В мифах Древней Греции сладкоголосый Орфей пересекал реки печали и забвения в царстве тьмы, вызволяя свою возлюбленную Эвридику. Римский поэт Вергилий в своих творениях продолжил греческие традиции мрачных описаний мира Аида – Плутона. Данте в “Божественной комедии” проводил своего героя по кругам Ада, раскрывая ему тайны жизни и смерти...
В монастырских пещерах даже закоренелых атеистов охватывает какой-то трепет и беспокойство. В узких и извилистых коридорах стихает гомон туристов, и все поневоле переходят на шепот. В тесных и холодных монашеских кельях царит глухая тишина. Кажется кощунственным тревожить покой этих святых мест.
Стоит удалиться попутчикам, и остаешься наедине – с кем и с чем? С самим собой, со своей душой, с Богом? Поневоле начинаешь думать, кто ты? Червь земной? Пылинка в Космосе? Не дай Бог погаснуть слабо мерцающему пламени свечи – твоему единственному и неверному спутнику в подземном мире.
Введение
Немало загадок таят культовые архитектурные сооружения, построенные в старину под землей. Трудно найти в построенном человеком мире какие-либо другие объекты, которые бы так были окружены легендами, мифами и домыслами как подземелья.
В архивах редко можно встретить документы, планы и описания подземных сооружениях. Тем более, что источники позволяют выявить любопытную закономерность: местные власти предпочитали и предпочитают скрывать, существование культовых пещер, если это было возможно. Что уж тут говорить о монахах, которые оберегали тайны подземелий как зеницу ока. Да и владели секретами подземелий немногие посвященные, которые исчезли в водоворотах жестоких и сложных времен, не успев передать известные только им сведения.
Подземелья обычно не заносились в реестры недвижимого. А человеческая память слаба. Перенося факты из поколения в поколение, она утрачивает их. И тем не менее она позволяет выявить существенные детали. Вспоминает старейшая жительница села Сухоречка Мария Кайсина:
«Однажды я была там. Монах нам с ребятами и девчатами продал свечи по 1 копейке за штуку и проводил в пещеру. Шли порядком, держа перед собой свечу, в полный рост. Ход выложен кирпичом в виде свода. Дошли до гробов, на стенах висели лампадки, имелась роспись. Вышли в другом месте, но где - не помню. По ходу были другие двери, но монах сказал, что туда ходить запрещено. Один вход в пещеру нашли прямо на дороге между 1-ым каменным домом на въезде и канализационным колодцем».
Обвалы и просадки грунтов позволяют сделать подземелья видимыми. А происходят они по многим причинам статистического и механического воздействия: разрушается кирпич стен крепления, теряют прочностные свойства грунты, показывают свой характер грунтовые воды, возрастает транспортная нагрузка и человеческая деятельность на поверхности земли.
Нельзя осудить и обычную реакцию властей, хозяйствующих субъектов – «все немедленно засыпать» – ибо велика опасность для прохожих, транспорта и любознательной малышни. Наличие подземелий на территории тюремной зоны всегда провоцируют заключенных на побег, а охрану на жесткие меры по их ликвидации: взорвать, засыпать, забетонировать.
Из истории пещерных поселений
Установлено что первым жильем человека была пещера. Она защищала его от непогоды, оберегала от хищников, сохраняла тепло и покой. С помощью нехитрых приспособлений человек выкапывал, выцарапывал и выскребал ее в ширь и глубь. Иногда пещеры образовывали целое поселение.
С древних времен до наших дней сохранились города под землей, самые крупные из которых находятся в турецкой области Каппадокия. Раскопки показали, что в сложной системе подземных помещений предположительно жило до ста тысяч человек. Этот сумеречный мир со своей особой культурой основали первые христиане, скрывавшиеся от гонений римских язычников.
Один из городов – Каймакли протянулся на 19 километров и состоял из 8 - 10 уровней, где находились жилые помещения, склады, церкви, монастыри, пешеходные коридоры и кладбища. Археологи, раскопавшие город в 60-х годах, были поражены совершенством системы вентиляционных тоннелей длиной 70–80 метров, шахт и труб, которая позволила не только подавать чистый воздух на такую глубину, но и контролировать его влажность и температуру!
К IV веку в долине Гюреме (Гёреме) действовало уже около 400 подземных христианских храмов. Сейчас этих храмов насчитывается около 500. Все они богато украшены фресками и имеют замечательное архитектурное и фресковое убранство. Многие из них представляют собой сложные многоэтажные и многокилометровые подземные комплексы, в которых храмы сочетаются с жилыми келиями, пекарнями, кузницами, хранилищами, вентиляционными и осветительными коллекторами и всевозможными подсобно-хозяйственными помещениями. Часть их действует до сих пор; в иных под патронажем ЮНЕСКО организованы музеи.
Следует напомнить что, в отличие от построек над землей, за поселение под землей не брали налоги, т. к. это считалось не подопечной территорией для земных властителей - ближе к аду, чем к раю и, в целом, миру.
Кстати, пещерные церкви встречаются и в других уголках земли - в Крыму, в горах Европы, оставаясь непривычными для восприятия из-за обилия более стандартного, распространенного варианта храма.
Известны примеры и относительно недавнего сооружения подземных монастырей - в 1918 году бывший кронштадский матрос Александр Андреевич Яковенко, ставший под влиянием проповедей св. Иоанна Кронштадского иеромонахом Алипием, вернулся на родину в Чернигов.
Получив приход близ Черниговского Свято-Троицкого монастыря, всего за несколько лет, работая практически в одиночку он вырубил трехкилометровую систему подземных ходов, церквей и келий Ильинского монастыря.
Своим духовным отцом при этом подвиге труда и веры он считал св. прп. Антония Печерского – что в начале XI века своими руками создал вначале ряд подземелий Киево-Печерской лавры, затем подземный монастырь близ Чернигова.