Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Из истории пещерных поселений



Путешествие в недра подземных культовых сооружений

·

·

·

·

Жители городов и весей нашей страны любят посещать значимые святые места России – Троице-Сергееву Лавру, Псково-Печерский монастырь, Дивеево, Оптину пустынь. Гордятся паломничеством на Святую Землю, Гору Афон или в Киево-Печерскую Лавру. Особо острые ощущения и глубокие впечатления испытывают паломники при осмотре подземных культовых сооружений. Предлагаю совершить мысленное путешествие в их недра тех, кто еще не испытывал этих чувств.

Пролог

Недра земли всегда таили в себе что-то страшное, собственно, как и другие неизведанные пространства, окружающие человека. Эти страхи идут из глубин веков.

В мифах Древней Греции сладкоголосый Орфей пересекал реки печали и забвения в царстве тьмы, вызволяя свою возлюбленную Эвридику. Римский поэт Вергилий в своих творениях продолжил греческие традиции мрачных описаний мира Аида – Плутона. Данте в “Божественной комедии” проводил своего героя по кругам Ада, раскрывая ему тайны жизни и смерти...

В монастырских пещерах даже закоренелых атеистов охватывает какой-то трепет и беспокойство. В узких и извилистых коридорах стихает гомон туристов, и все поневоле переходят на шепот. В тесных и холодных монашеских кельях царит глухая тишина. Кажется кощунственным тревожить покой этих святых мест.

Стоит удалиться попутчикам, и остаешься наедине – с кем и с чем? С самим собой, со своей душой, с Богом? Поневоле начинаешь думать, кто ты? Червь земной? Пылинка в Космосе? Не дай Бог погаснуть слабо мерцающему пламени свечи – твоему единственному и неверному спутнику в подземном мире.

Введение

Немало загадок таят культовые архитектурные сооружения, построенные в старину под землей. Трудно найти в построенном человеком мире какие-либо другие объекты, которые бы так были окружены легендами, мифами и домыслами как подземелья.

В архивах редко можно встретить документы, планы и описания подземных сооружениях. Тем более, что источники позволяют выявить любопытную закономерность: местные власти предпочитали и предпочитают скрывать, существование культовых пещер, если это было возможно. Что уж тут говорить о монахах, которые оберегали тайны подземелий как зеницу ока. Да и владели секретами подземелий немногие посвященные, которые исчезли в водоворотах жестоких и сложных времен, не успев передать известные только им сведения.

Подземелья обычно не заносились в реестры недвижимого. А человеческая память слаба. Перенося факты из поколения в поколение, она утрачивает их. И тем не менее она позволяет выявить существенные детали. Вспоминает старейшая жительница села Сухоречка Мария Кайсина:

«Однажды я была там. Монах нам с ребятами и девчатами продал свечи по 1 копейке за штуку и проводил в пещеру. Шли порядком, держа перед собой свечу, в полный рост. Ход выложен кирпичом в виде свода. Дошли до гробов, на стенах висели лампадки, имелась роспись. Вышли в другом месте, но где - не помню. По ходу были другие двери, но монах сказал, что туда ходить запрещено. Один вход в пещеру нашли прямо на дороге между 1-ым каменным домом на въезде и канализационным колодцем».

Обвалы и просадки грунтов позволяют сделать подземелья видимыми. А происходят они по многим причинам статистического и механического воздействия: разрушается кирпич стен крепления, теряют прочностные свойства грунты, показывают свой характер грунтовые воды, возрастает транспортная нагрузка и человеческая деятельность на поверхности земли.

Нельзя осудить и обычную реакцию властей, хозяйствующих субъектов – «все немедленно засыпать» – ибо велика опасность для прохожих, транспорта и любознательной малышни. Наличие подземелий на территории тюремной зоны всегда провоцируют заключенных на побег, а охрану на жесткие меры по их ликвидации: взорвать, засыпать, забетонировать.

Из истории пещерных поселений

Установлено что первым жильем человека была пещера. Она защищала его от непогоды, оберегала от хищников, сохраняла тепло и покой. С помощью нехитрых приспособлений человек выкапывал, выцарапывал и выскребал ее в ширь и глубь. Иногда пещеры образовывали целое поселение.

С древних времен до наших дней сохранились города под землей, самые крупные из которых находятся в турецкой области Каппадокия. Раскопки показали, что в сложной системе подземных помещений предположительно жило до ста тысяч человек. Этот сумеречный мир со своей особой культурой основали первые христиане, скрывавшиеся от гонений римских язычников.

Один из городов – Каймакли протянулся на 19 километров и состоял из 8 - 10 уровней, где находились жилые помещения, склады, церкви, монастыри, пешеходные коридоры и кладбища. Археологи, раскопавшие город в 60-х годах, были поражены совершенством системы вентиляционных тоннелей длиной 70–80 метров, шахт и труб, которая позволила не только подавать чистый воздух на такую глубину, но и контролировать его влажность и температуру!

К IV веку в долине Гюреме (Гёреме) действовало уже около 400 подземных христианских храмов. Сейчас этих храмов насчитывается около 500. Все они богато украшены фресками и имеют замечательное архитектурное и фресковое убранство. Многие из них представляют собой сложные многоэтажные и многокилометровые подземные комплексы, в которых храмы сочетаются с жилыми келиями, пекарнями, кузницами, хранилищами, вентиляционными и осветительными коллекторами и всевозможными подсобно-хозяйственными помещениями. Часть их действует до сих пор; в иных под патронажем ЮНЕСКО организованы музеи.

Следует напомнить что, в отличие от построек над землей, за поселение под землей не брали налоги, т. к. это считалось не подопечной территорией для земных властителей - ближе к аду, чем к раю и, в целом, миру.

Кстати, пещерные церкви встречаются и в других уголках земли - в Крыму, в горах Европы, оставаясь непривычными для восприятия из-за обилия более стандартного, распространенного варианта храма.

Известны примеры и относительно недавнего сооружения подземных монастырей - в 1918 году бывший кронштадский матрос Александр Андреевич Яковенко, ставший под влиянием проповедей св. Иоанна Кронштадского иеромонахом Алипием, вернулся на родину в Чернигов.

Получив приход близ Черниговского Свято-Троицкого монастыря, всего за несколько лет, работая практически в одиночку он вырубил трехкилометровую систему подземных ходов, церквей и келий Ильинского монастыря.

Своим духовным отцом при этом подвиге труда и веры он считал св. прп. Антония Печерского – что в начале XI века своими руками создал вначале ряд подземелий Киево-Печерской лавры, затем подземный монастырь близ Чернигова.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.