Для современной России налог на недвижимость является новым и элементы налогообложения земли и имущества войдут составной частью в механизм налогообложения недвижимости. Для внедрения положительных итогов развития налогообложения недвижимости необходимо обратить внимание на современный опыт зарубежных стран по взиманию налога на недвижимость.
В Финляндии налогообложение земельных участков представляет собой установленный государством регулятор деятельности по использованию природных ресурсов. Для решения возникающих проблем при землепользовании в Финляндии существует Земельный суд. Особенностью налогообложения земельных участков в Финляндии является то, что государство также должно платить земельный налог непосредственно муниципальным образованиям, на территории которых расположены земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Поэтому все платежи, связанные с землепользованием, остаются в муниципалитете. Более половины земель находятся в частной собственности (57%), но земельная собственность государства, хотя и идет как вторая по величине, все же составляет значительную долю (31%). Государство не передает в собственность муниципальных образований земельные территории, что обязывает государство платить муниципалитетам земельный налог, который, по сути, заменяет местным бюджетам соответствующие государственные дотации на благоустройство и восстановление земельных площадей.
В Австрии все объекты недвижимости и их владельцы проходят государственную регистрацию в специальной книге недвижимости, где регистрируются и обязательства, которыми обременена недвижимость. Сделки с недвижимостью в Австрии требуют нотариального заверения, в отличие от российской практики. В книгу недвижимости вносятся суммы оценки заложенных объектов недвижимости. Если определение суммы вызывает затруднение, в книге указывается максимально возможная сумма оценки. Государственная регистрация прав на недвижимость важна и в целях налогообложения, так как по окончании государственной регистрации у налоговых органов появляется официальное доказательство существования прав на недвижимость для привлечения лица-правообладателя к налогообложению. Книга недвижимости состоит из основной книги, содержащей информацию о гражданских правах на объекты недвижимости, а также подборки документов. На основании этих данных налоговые органы получают необходимую информацию о земельных участках, владельцах, цене сделки, дате возникновения и прекращения имущественных прав на недвижимость. Налог на недвижимость в Австрии является местным. Предельная налоговая ставка, установленная на федеральном уровне, составляет 5%. Конкретную налоговую ставку определяет муниципалитет. Муниципальные образования, которые получают дотации из регионов, должны до предела использовать свои собственные источники доходов, что предполагает установление налоговой ставки – 5%. Т.к. практически все муниципалитеты получают дотации, то ставка налога на недвижимость по стране составляет 5%. В Австрии не существует необлагаемых налогом минимумов стоимости недвижимости.
В Швейцарии вся недвижимость регистрируется в книге недвижимости, которую ведут региональные власти. Предназначение книги недвижимости в Швейцарии такое же, как и в Австрии, - это государственная регистрация и формирование реестра данных об объектах недвижимости и их правообладателях, обязательствах, которыми обременены зарегистрированные объекты недвижимости, а также предоставление информации о недвижимости и ее правообладателях заинтересованным лицам. В Швейцарии сделки с недвижимостью должны быть нотариально заверены, нотариус следит за тем, чтобы соответствующая запись была внесена в книгу недвижимости. Регистрация недвижимости проводится в два этапа: сначала делается запись в дневнике недвижимости, и только после проверки всех документов, соответствующая запись вносится в главную книгу недвижимости. Однако запись в дневнике недвижимости уже носит юридический характер и может быть использована для налогообложения. Налог на недвижимость регулируется на региональном уровне. Существует две системы для определения налоговой ставки. Первая система – это система опционального налога, означающая, что муниципалитетам предоставлено право самостоятельно вводить размер налоговой ставки вплоть до ее предельной величины. Вторая система – это система фиксированного налога, когда ставка налога на недвижимость устанавливается в ходе регионального законодательного процесса фиксированной на всей территории региона. В Швейцарии также не существует необлагаемых налогом минимумов стоимости недвижимости.
В Германии в понятие имущества в целях налогообложения входит как движимое, так и недвижимое имущество. Налог на имущество взимается с физических и юридических лиц. В Германии различают личную неограниченную налоговую обязанность и личную ограниченную налоговую обязанность.
Личная неограниченная налоговая обязанность распространяется на всех лиц, имеющих постоянное местожительство или место своего обычного пребывания на территории Германии, а также на всех юридических лиц, местонахождение или органы управления которых находятся в пределах германии. В целях налогообложения учитывается имущество, находящееся как в пределах Германии, так и за границей.
Личная ограниченная налоговая обязанность возникает в случае, если физическое лицо не имеет постоянного места жительства или места своего обычного пребывания в пределах Германии, а также если юридическое лицо не имеет местонахождения или своих органов управления на территории страны. Данный вид налоговой обязанности возникает лишь в отношении имущества, находящегося на территории Германии.
В Германии существуют два государственных реестра, в которых отражаются данные о земельных участках. Первый реестр – земельный кадастр – содержит информацию о физических характеристиках каждого земельного участка. Земельный кадастр состоит из двух частей: кадастровой картотеки и кадастровой книги. Кадастровая картотека представляет собой совокупность картографических изображений земельных участков в масштабе. В кадастровую книгу заносится словесное описание характеристик земельных участков, в том числе о форме, размерах, местоположении, режиме использования, доходности, качестве почвы. Второй реестр – поземельная книга, предназначена для государственной регистрации прав на земельные участки. В ней же отражаются и ограничения гражданских прав на земельные участки. Для сокращения государственных расходов, обсуждается вопрос о слиянии земельного кадастра и поземельной книги в один реестр.
Поскольку строение является неотъемлемой частью земельного участка и не обладает в Германии самостоятельным правовым статусом, при сложении цены земельного участка и цены строения образуется единая цена земельного участка как комплексной хозяйственной единицы.
В Германии в целях налогообложения имущество делится на четыре вида, при сложении которых получается величина валового имущества:
- сельскохозяйственное и лесохозяйственное имущество, к которому относятся те объекты имущества, которые предназначены для долгосрочной эксплуатации сельскохозяйственного и лесохозяйственного предприятия;
- земельные владения, в которые входят незастроенные и застроенные земельные участки, не относящиеся к с/х и л/х имуществу, а также имуществу предприятия;
- имущество предприятия, включающее здания, оборудование, сырье, материалы, продукцию и т.п. Имущество людей занимающихся частной практикой приравнивается к имуществу предприятия;
- прочее имущество, т.е. имущество не попадающее под вышеуказанные виды имущества. В состав прочего имущества не входит домашнее имущество.
Налог на имущество уплачивается ежегодно, но исчисляется сразу на три года. Если в течение трехлетнего срока возникают новые основания, изменяющие исчисленные суммы налога, то проводится дополнительное исчисление налога. Незначительные имущественные изменения не учитываются. При определении облагаемого налогом имущества для физических лиц из совокупного имущества вычитаются личные необлагаемые налогом минимумы: на человека – 120 тыс. евро, для супругов – 240тыс. евро, после 60 лет – 170 тыс. евро.
Налог на имущество рассчитывается в следующем порядке. Определяется валовое имущество (все виды имущества – 4 шт.). Из валового имущества вычитаются долги и получается совокупное имущество. Затем вычитаются необлагаемые минимумы и получается облагаемое налогом имущество, которое и умножается на ставку. Ставки налога различны для физических лиц и юридических лиц. Для физ.лиц имущество с льготным налогообложением (1 и 3 виды и долевое участие в АО) облагается по ставке 0,5%, а имущество без льготного налогообложения (2 и 4 виды) облагается по ставке 1%. Для юридических лиц применяется единая ставка – 0,6%.
В Бельгии установлен налог на недвижимость, который рассчитывается на основе предполагаемой арендной платы за объекты недвижимости. Федеральные ставки дифференцированы в зависимости от места нахождения и способа использования недвижимости и составляют 1,25-2,5%. На местном уровне не могут вводится дополнительные надбавки к федеральным ставкам.
В Нидерландах установлен государственный налог на богатство. Налоговая ставка определена в размере 0,7% налоговой базы, получаемой в результате уменьшения суммы активов на величину имеющихся у налогоплательщика обязательств и установленных законом налоговых вычетов.