Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция принципов налогообложения имущества в Российском государстве.



 

Теперь охарактеризуем принципы и подходы к налогообложению недвижимости в российском государстве. Со времен Древней Руси на величину земельного налога влияние оказывала не только площадь земельного участка, но и качество земли.

Для описания характеристик разных категорий земель, установления владельцев земельных участков и измерения площадей землевладений в Древней Руси велось сошное письмо – прообраз современного земельного кадастра. Одновременно с сошным письмом велись писцовые книги, которые представляли собой сводные описания городской и сельской местности.

Увеличение в 16 веке расходов, связанных с военными столкновениями, заставляло вводить новые налоги с населения. Налоги и сборы ощутимо обременяли население, что привело к массовому уклонению от их уплаты. Для противоборства уклонению от налогообложения были приняты меры по изменению окладной единицы. Древняя окладная единица – соха, первоначально представлявшая собой хозяйство с двумя работоспособными мужчинами, со второй половины 16в. превратилась в определенную геометрическую площадь земельного участка.

До эпохи царствования Петра 1 взимание преобладающей части налогов с населения производилось в натуральной форме из-за слабого развития денежного обращения, что сказалось и на обложении земельных участков, когда налог уплачивался в натуре с единицы площади земельного участка.

Новое содержание «сохи» тоже не смогло удовлетворить потребности государства в необходимом объеме финансовых ресурсов. В 17 веке появилась новая единица – «живущая четверть», равная определенному числу крестьянских дворов. Т.о. была предпринята попытка отойти от определения сохи, где наибольшую проблему составляло определение качества земельных участков. С введением «живущей четверти» начали составляться переписные книги, где указывалось количество дворов по каждой отдельной территории.

Переход на «живущую четверть» повлек новые способы ухода от налогообложения – дворы родственников и соседей стали огораживаться единой изгородью, чтобы плательщиками были не отдельные дворы, а один объединенный двор. И в 1717 году податная единица была заменена со двора на менее подверженную изменениям единицу – «мужскую душу» (подушное налогообложение).

В 1863г. в России впервые был введен самостоятельный налог на недвижимость в городах, заменивший прежнюю подушную подать. Налог на недвижимость в городах имел статус местного. За основу в его расчете была принята доходность недвижимого имущества, а при невозможности ее определить – стоимость недвижимости. Налог исчислялся по ставке в размере не более 10% чистого дохода, приносимого недвижимостью, или не более 1% ее рыночной цены.

С 1894г. в городах введен государственный квартирный налог. Ставки квартирного налога были установлены прогрессивными твердыми. Целью введения квартирного налога выступало обложение доходов налогоплательщиков на основе внешних признаков, таких как, площадь квартиры, косвенно показывающая величину получаемого ее владельцем дохода. Налоговая база квартирного налога рассчитывалась на основе доходности квартиры. При этом, если квартира сдавалась в наем, ее доходность определялась, исходя их фактического размера наемной платы, а если использовалась только для проживания самого владельца, - исходя из потенциально возможной наемной платы.

После октябрьской революции одним из основных и важнейших мероприятий в области государственных финансов было введение прогрессивного подоходного и поимущественного налогов, впоследствии объединенных в один налог.

Подоходно-поимущественный налог был введен в 1922г. и распространялся только на физических лиц, проживающих в городах. В дополнение к ставкам подоходного налога устанавливались ставки налога на имущество, не составлявшего предмет промысла плательщика. Новый класс советских предпринимателей часто обращали свои денежные доходы в вещественную собственность, тем самым уклоняясь от уплаты подоходного налога. Объектом этого налога были строения, экипажи, драгоценные металлы и камни, скот, технический инвентарь. Из налогообложения исключались предметы домашней обстановки и домашнего обихода. Ставка налога варьировалась от 0,33 до 1,5% стоимости имущества.

Период становления советской России стал периодом массового уклонения от уплаты имущественного налога. До 70% налогоплательщиков скрывали значительную часть своего имущества. По причине слабого налогового контроля к налогообложению привлекались только лица, которые подали налоговые декларации.

Налогообложение имущества утратило свое значение и подоходно-поимущественный налог был преобразован в подоходный налог.

С 1942г. в России начал взиматься налог со строений, а 9 декабря 1991г. был принят закон «О налогах на имущество физических лиц».

Особая ситуация складывалась в сельской местности, где цели использования земель имеют в преобладающей степени сельскохозяйственное направление. И в 1921г. был введен единый налог на все сельскохозяйственное производство. В целях взимания единого сельхозналога были определены три показателя:

- размер пашни;

- объем урожая;

- количество человек, из которых состоит крестьянское хозяйство.

Реформа 1923г. предусматривала установление единого сельхозналога на общую сумму доходов крестьянского хозяйства, а не только от земледелия. Налоговую базу единого сельхозналога из возможных трех вариантов: чистая доходность земли, валовой доход с земли, условно-чистый доход земли был принят последний рассчитываемый на основе порайонных норм доходности крестьянских хозяйств. Первые два показателя невозможно было применять на практике в связи с неразвитостью налогового контроля. Условно-чистый доход представляет собой расчетную величину, которая является средним размером чистого дохода крестьянского хозяйства.

В 1926г. постановили, во-первых, производить исчисление размера налога на основе доходов, выраженных в натуральной форме, во-вторых, привлекать к налогообложению ранее не учитываемые источники доходов, например: виноградарство, пчеловодство, садоводство, и в третьих, произвести усиление прогрессивности налога. Основной проблемой стала многочисленность крестьянских хозяйств, ведущих разнообразные виды деятельности – от пчеловодства до животноводства.

Новая реформа единого сельхозналога, предусматривающая привлечение к обложению всех неземледельческих доходов, переход на индивидуальных порядок налогообложения зажиточных хозяйств вместо нормативного, усиление налоговых льгот по техническим культурам была проведена в 1928г. Переход на индивидуальное налогообложение существенно затруднял развитие села, так как такое налогообложение становилось для более или менее прибыльно работающих хозяйств своеобразной «мерой наказания» за успешное хозяйствование. Поэтому и другие хозяйства не имели стимула для улучшения своих показателей. Расслоение крестьянства на тех, кто подвергался налогообложению на основе индивидуального подхода, и тех, у кого продуктивность хозяйства определялась на основе общеустановленных нормативов, было грубым нарушением основного принципа равенства всех перед законом. В 1931г. был завершен переход колхозов на налогообложение по фактическому валовому доходу на основании данных отчетности.

В 1939г. существовавшие до этого дифференцированные по отдельным районам твердые ставки единого сельхозналога с личных хозяйств были заменены на прогрессивные и стали иметь идеологическую направленность. С 1941г. в связи с возрастанием доходов личных хозяйств повысились нормы доходности от полеводства и животноводства. Для индивидуальных крестьянских хозяйств были установлены новые прогрессивные ставки сельхозналога с целью заставить перейти в колхозы.

В 1942г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах», установивший пять местных налогов и сборов:

- налог со строений;

- земельная рента;

- сбор с владельцев транспортных средств;

- сбор с владельцев скота;

- разовый сбор на колхозных рынках.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.