Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Время «хрущевской оттепели» и искусство.



Лекционный материал

Середина 1950-х –рубеж 1980-1990 годов. Судьбы поколений и условность периодизации искусства этого времени.

Смерть Сталина в 1953 г. и постепенная либерализация художественной политики. Повесть И.Эренбурга «Оттепель» (1954).

Атмосфера «оттепели» - ситуация «культурного взрыва». Оживление художественной жизни страны. Первые опыты творческого осмысления модернистской эстетики (Лианозовская группа, студия Э.Белютина). Выставка «ЗО лет МОСХ» (осень 1962 – зима 1963) и ее участники, значение ее для структурирования современного искусства на «Официальном» и «неофициальном» уровнях. «Суровый стиль» как воплощение поисков нового стиля в искусстве. «Суровый стиль» в контексте культуры 1960-х гг., связь с кинематографом неореализма, поэзией и прозой. Обращение к определенному кругу традиций (творчеству ОСТовцев, влияние кубизма и сезаннизма). Монументальное искусство, скульптура и эстамп в контексте поисков «современного стиля». Активизация выставочной деятельности. Живописцы-лидеры сурового стиля (Н.Андронов, П.Никонов, П. и А.Смолины, А,Васнецов, В.Иванов, Г.Коржев, Е.Моисеенко, т.Салахов, И.Заринь, М.Савицкий и др. Проявление данной эстетики в других видах искусства : скульптуре (А.Пологова и др.), графике (Д.Бисти, и.Голлицын, Г.Захаров, Б.ПРОроков и др., мозаичные ансамбли З.Церетели).

Организация зональных (региональных) художественных выставок и их значение для развития художественной культуры и искусства в регионах России. Региональные художественные выставки «Урал социалистический» (с 1990-х - «Урал»).

 

Материал для самостоятельного изучения

Изобразительное искусство 1941-45 гг. Изменения условий жизни и их отражение на ходе развития и характере искусства. Новая роль в обществе. Изменение жанровой субординации. Парадный портрет героя-военного. Жанр мемориала в скульптуре. Тема войны в изобразительном репертуаре в последующие годы. Живопись Б.НЕменского. Рисунки А.Пахомова, Б.Пророкова. Эвакуация столичных музеев, деятелей искусства в провинции и их влияние на последующее развитие искусства . Сближение национальных культур.

Классификация жанров, входящих в понятие архитектур: монументы; монументальные сооружения; значительные архитектурные сооружении, удовлетворяющие одновременно утилитарные и художественные потребности; массовые архитектурные сооружения – жилища, школы, больницы.

«Сталинский ампир». Монументальная скульптура 1941-45 гг.: Е.Вучетич (памятники в Берлине, Сталинграде (Волгограде); М.Аникушин (Памятник героическим защитникам Ленинграда, 1975) и др.

Отражение официальных программ в живописи А.Лактионова. Нравоучительные и сентиментальные картины Ф, РЕшетникова, Г.Григорьева. Романтизация будней простых людей в живописи и графике. Сложение идейной и пластической программы «сурового стиля».

Возрождение искусства панорамы: восстановление панорамы Ф.Рубо «Оборона Севастополя» (1954). Панорама «Бородинская битва» (1962). Доклад Жданова и Постановления ЦК ВКПб по литературе, театральном репертуаре, кинематографе, музыке и их значение в творческих судьбах художников. Произведения А.Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), П.Корина- триптих «Александр Невский» (1942-43), М.Сарьяна, П.Кончаловского. Искусство Прибалтийских республик и его воздействие на расцвет акварели, графики в СССР.

Творчество В.Попкова. Поиски «своего героя», активное обращение к зрителю, повышенная эмоциональность. Портреты и автопортреты В.Попкова. Творчество Д.Жилинского: обращение к классическому пониманию красоты, к искусству Средневековья, Раннего Возрождения, древнерусской традиции и тд.. Появление нового типа героя-интеллектуала.

Разнообразие тенденций в искусстве 1960-х гг. Формирование провинциальных хухдожественных центров в России. Интенсивное развитие национальных школ в республиках СССР в 1960-е гг. Выдающиеся мастера Урала – Г.Мосин, М.Брусиловский, В.Волович, Н.Чесноков и др. Пермские живописцы, графики, скульпторы в контексте искусства России (А.Репин, Т.Коваленко, Е.Широков, художники «Пермской книги»). «Мифы Пермской земли» и их отражение в изобразительном искусстве.

 

Рекомендуемая литература

Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989

Самосознание европейской культуры ХХ века. (Мыслители, писатели запада о месте культуры в современном обществе). М., 1991

Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х М., 1999

Турчин В.С. Образ ХХ… В прошлом и настоящем. М., 2003

Художественные модели мироздания. ХХ век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. // Художественные модели мироздания. ХХ век. М., 1999 С. 283-295

Кн.2. М., 1999

Якимович А. Реализмы ХХ века. М., 2001

Аверина Н.Ф. Пермская книга. Пермь, 1989

Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1978

 

 

Тема 6.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.