Проблема архитектуры жилища как социальный прогресс архитектуры. Тема рабочего жилища в архитектуре 1920-х гг. От малоэтажного и коттеджного строительства к жилому массиву. Новые кварталы Москвы (Усачевка, Дангауэровская слобода и др.). Типовые планировочные секции жилых домов. Опыт проектирования и строительства «домов-коммун», книга М.Гинзбурга «Жилище». Концепция «коммунального дома» с позиции социального и архитектурного рационализма. Коллективистские принципы архитектурно-строительной деятельности. Создание новых по концепции жилых комплексов. Архитектура рабочего клуба – одна из основных тем зодчества.
Гипотезы нового социалистического расселения. А.Сабсович: концепция города, застроенного «домами-коммунами». М.Охитович: идея линейного дезурбанистического расселения с элементарными жилыми ячейками. ПРОект «Магнитогорья» Леонидова как компромисс обеих концепций.
ПРОблемы реконструкции исторически сложившихся городов. Требование полного уничтожения старой застройки (Охитович и его сторонники). План реконструкции Москвы Корбюзье. Разработка перспективной функциональной схемы будущей Москвы с системой городов-спутников (С.Шестаков). Пораболическая схема новой Москвы Ладовского с идеей гармоничного сочетания старого и нового, аспектов функциональных и эстетических.
Проектирование и первые опыты строительства городов «социалистического типа». Веснины, идеи застройки новых кварталов Новокузнецка.
Градостроительные решения новых городов. Выставочные комплексы. Выставочные павильоны Мельникова и Леонидова.
Развитие архитектуры промышленных и транспортных сооружений. Типологическая структура архитектуры межвоенных десятилетий. Внедрение железо-бетона и стекла, каркасных конструкций. Стилевые движения и эстетические идеи архитектуры межвоенного десятилетия. Идеи функционализма . Поиски эмоциональной выразительности новой архитектуры. Романтическое и утопическое истолкование архитектурного рационализма. Творчество И.И.Леонидова, К.С.Мельникова. «Эффект Ле Корбюзье» - «Эффект Мельникова». Эстетика рациональной архитектуры. Классические и национальные тенденции в архитектуре. Классические и романтические мотивы в творчестве Л.В.Руднева, В.А.Щуко, И.В.Жолтовского, И.Фомина. Использование элементов ордера. Классическая школа И.Фомина, связь ее с традициями петербургской Академии художеств. Искания «пролетарского стиля» методом отбора; обращение к античной классике. ПРОекты крематория, дворца рабочих в Петрограде. Новая трактовка ордера Фоминым в железобетонных каркасных постройках 1920-30-х гг. (Дом общества «Динамо», дворовый корпус Моссовета).
«Баухауз» - высшая школа строительства и художественного конструирования (1919-1933) и ее значение в истории архитектуры ХХ века в том числе для Прикамья (Х. Мейер и его проекты для Пермской области; Тольцинер и архитектурная школа реставрации на Урале).
Поиски «национального стиля» в пору господства новаторских течений. Национальная традиция в проектах московских зодчих для регионов страны. Полистилизм архитектуры 1930-х гг.Роль созданного в 1932 г. Союза советских архитекторов (ССА) и Академии архитектуры СССР в реализации поворота советского зодчества к классике: неизменность этого курса до середины 1950-х гг. Стиль «Дворца Советов» как ориентир в проектировании крупнейших общественных сооружений 1930-х гг. Утверждение норм «сталинского классицизма» на Первом съезде советских архитекторов (1937). Сталинская мифологема социализма и градостроительные идеи 1930-х гг.
Синтез искусств в сооружениях и комплексах предвоенных лет. Парковая и архитектурная среда ЦПКиО им. Горького как социалистический «райский сад».
Архитектурное и декоративное оформление сооружений канала Москва-Волга. Архитектурно-художественный комплекс московского метрополитена. Мастера, работавшие над синтезом художественных решений станций метрополитена.
Рекомендуемая литература
Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989
Художественные модели мироздания. ХХ век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. // Художественные модели мироздания. ХХ век. М., 1999 С. 283-295
Кн.2. М., 1999
Кантарович Г.Д. Тольцинер – архитектор «Баухауза»// Искусство Перми в культурном пространстве России. Век ХХ. Сост.: Н.В.Казаринова Пермь, 2000