Автор-составитель: Казаринова Н.В, кандидат искусствоведения, доцент,
Заслуженный работник культуры РФ, член союза художников России
Учебно-методический комплекс дисциплины «Отечественное искусство ХХ века составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020900 «Искусствоведение».
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности «Искусствоведение» и является обязательной для изучения
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…………………………………………………………... .4
Пояснительная записка……………………………………….……….…4
Цель и задачи изучения дисциплины…………………….………… 4
Требования к уровню освоения дисциплины…………….………….5
Программа учебного курса “Отечественное искусство ХХ века" предназначена для студентов искусствоведческого отделения Педагогического университета. Содержательный потенциал программы позволяет использование её в качестве базовой для создания системных знаний по истории отечественного искусства и художественной культуры ХХ века. Через последовательное изучение изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика и архитектура) данный курс поможет студентам выработать понимание особенностей духовных исканий, эстетических утопий и реалий кризисного ХХ века. Концептуальную основу курса составили системный подход в изучении материала, принципы историзма и объективности.
Цель преподавания дисциплины – помочь студентам осмыслить неоднозначные процессы развития отечественного искусства и художественной культуры ХХ века в контексте развития мировой художественной культуры, показать возможные пути и способы применения этих знаний в исследовательской и педагогической деятельности.
Задачи курса:
- раскрыть особенности художественных процессов данного периода, которые определены характером исторического развития страны, переживавшей сложный этап развития;
- проанализировать судьбы творчества в век больших социальных потрясений (революция, мировые войны, выдающиеся свершения и разрушительные кризисы);
- проанализировать противоречивые устремления в развитии художественной культуры: официальное искусство и альтернативные художественные устремления;
- раскрыть своеобразнейшее переплетение художественных проявлений традиционного и новаторского;
- содействовать формированию представлений о художественных памятниках искусства и архитектуры ХХ века как о важной части историко-культурного наследия отечественной культуры.
- способствовать формированию у студентов навыков исторического и художественного анализа культурного наследия ХХ века, критического осмысления современных художественных процессов.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения курса студенты должны:
- иметь представление о своеобразии художественного и историко-культурного развития изобразительного искусства и архитектуры в России изучаемого периода, методологии изучения художественных процессов, понятийной базе.
- знать основные этапы развития художественной культуры и ее особенности, обусловленные сложным характером исторического развития страны; фундаментальные работы в области истории и теории изобразительного искусства, методологии преподавании курса в общеобразовательной школе;
- приобрести навыки анализа художественных произведений, получить первоначальный опыт использования художественного наследия ХХ века в собственной исследовательской и педагогической практике (при выполнении дипломной работы, в процессе педагогической практики в школе и др.)
. Предмет «Отечественное искусство и архитектура ХХ века» изучается в течение двух семестров. В завершение проводится экзамен. Промежуточной формой контроля является написание контрольной работы на выбранную из предложенного списка тему, а так же проведение семинаров, к которым студенты готовятся самостоятельно по предложенным вопросам и списку литературы. Итоговыми (экзаменационными) требованиями являются: знание исторического и теоретического материала в соответствии с объемом курса; умение характеризовать идейно-эстетическую проблематику, определяющую стилевые направления искусства и архитектуры ХХ века в идеале - в сравнении с искусством и архитектурой Европейских стран и Америки, знание материала в различных аудио-визуальных формах