Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 416. Общая характеристика оснований и порядка осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.



Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействие российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

В УПК РФ (ст. 453-473) закреплены нормы, регулирующие различные аспекты международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства:

- оказание правовой помощи;

- выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора;

- передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Под правовой помощью по уголовным делам в межгосударственных отношениях понимается выполнение судами и другими органами уголовного правосудия по поручению иностранных властей отдельных процессуальных действий (допрос свидетелей, обвиняемых, вручение судебных документов, производство экспертизы и т.п.) по уголовным делам. Другими словами, правовая помощь по уголовным делам - это деятельность одного государства по выполнению (по соответствующей просьбе другого государства - стороны договора) определенных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства, тем самым оказание помощи в применении права для осуществления правосудия в другой стране.

В перечень предусмотренных видов (форм) взаимной правовой помощи по уголовным делам входят:

1) получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др.);

2) содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований;

3) вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток;

4) производство обысков и выемок;

5) производство осмотров, в том числе судебных;

6) предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые;

7) установление личности и местонахождения лиц;

8) проведение экспертиз;

9) определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов;

10) оказание любой другой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства.

Особо значимым для России многосторонним документом, регулирующим рассматриваемые вопросы, стала Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 года Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. К ней в 1995 г. присоединился Азербайджан, а в 1996 г. - Грузия.

В настоящее время в России действуют также двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные ею (либо СССР) с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Ираном, Йеменом, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Эстонией и Югославией.

Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государства, где было совершено преступление. Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В случаях, когда выдача невозможна, государства, на территории которых находятся правонарушители (запрашиваемые государства), обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц.

Вопросы оказания правовой помощи, выдачи и уголовного преследования между странами - членами Совета Европы решаются на основе Европейской конвенции о выдаче (открыта для подписания 13 декабря 1957 г., вступила в силу 18 апреля 1960 г.). Данная конвенция установила обязательства, условия и порядок взаимной выдачи лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Тесно связанная с ней Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (вступила в силу 12 июня 1962 г.) регулирует комплекс вопросов, касающихся оказания правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследования.

Основная цель договоров (конвенций) о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам международного сотрудничества в борьбе с преступностью заключается в том, чтобы создать правовые возможности сотрудничества компетентных органов различных государств в целях эффективного осуществления уголовного правосудия

При отсутствии у России международного договора или международного соглашения правовая помощь осуществляется на основе принципа взаимности. Он подтверждается письменным обязательством компетентных органов Российской Федерации оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Основанием такой передачи является решение суда по результатам рассмотрения представления компетентных органов соответствующего государства, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором РФ на основе принципа взаимности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.