Получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).
Объективная сторона преступления выражается в получении взятки лично или через посредника. Получение взятки - это ее фактическое принятие как самим должностным лицом, так и его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет.
Действие (бездействие), совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение, находится за пределами состава получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке.
Предполагаемое поведение должностного лица, получающего взятку, может быть выражено в следующем:
- совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
- способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица;
- общее покровительство по службе - это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью;
- попустительство по службе - это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.
Взятка как предмет рассматриваемого преступления всегда имеет имущественную природу. Она может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Обязательным требованием к этому предмету преступления является способность его в принципе быть средством платежа в гражданском обороте. Формулировкой закона «иное имущество» охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг.
Предметом преступления являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).
Гражданский кодекс РФ разрешает дарение, в том числе государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, «обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей» (ст. 575 ГК РФ).
Независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях:
а) если имело место вымогательство этого вознаграждения;
б) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;
в) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).
Субъектом получения взятки может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.
Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290 УК РФ) в случае получения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере.
Квалифицированным видом признается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) (ч. 3 ст. 290 УК РФ).
Квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290 УК РФ) являются деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.
В качестве особо квалифицированных видов взятки в ч. 5 ст. 290 УК РФ указаны деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере.
Часть 6 ст. 290 УК РФ устанавливает ответственность за совершение деяний, предусмотренных частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенных в особо крупном размере.
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 290 УК РФ, считаются преступлениями небольшой тяжести, ч. 2, 3 и 4 ст. 290 УК РФ, - тяжкими, ч. 5 и 6 – особотяжкими преступлениями.
Дача взятки. Объективная сторона дачи взятки сформулирована законодателем в ч. 1 ст. 291 УК РФ как дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. Объективная сторона данного преступного деяния заключается в даче (незаконном вручении, пересылке и т.д.) должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Состав дачи взятки является формальным, это преступление окончено в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом. Фактического совершения им действий (бездействия), ради которых дается взятка, не требуется.
Посредник - это лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки. В отличие от взяткодателя - лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой.
Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ).
Субъектом данного преступления могут быть как частные, так и должностные лица, достигшие 16-летнего возраста. С субъективной стороны дача взятки характеризуется только прямым умыслом. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 291 УК РФ).
Коммерческий подкуп. Под «коммерческим подкупом» понимаются два самостоятельных, тесно связанных между собой состава преступления:
- незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ);
- незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ).
Вознаграждение передается как за действия, которые служащий имел право и (или) должен был совершить, так и за те, которые от него требуется совершить в нарушение закона либо своих служебных обязанностей, но с использованием последних.
Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемых субъектом прав и выполняемых обязанностей. Ценности и услуги имущественного характера могут передаваться как стимул к заключению делового соглашения или, наоборот, для того, чтобы сделка не состоялась.
Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии, конечно, что это делается с ведома самого управленческого работника.
Моментом окончания коммерческого подкупа может быть только факт причинения вреда, либо сам факт получения служащим незаконного вознаграждения, либо деяние, совершенное за указанное вознаграждение.
Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением в один и тот же момент - с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими.
Признак незаконности передачи или получения вознаграждения, оказания услуг имеет место, если такого рода действия прямо запрещены действующими нормативными правовыми актами либо учредительными документами, либо не предполагаются как вознаграждение за законную деятельность в заключенном соглашении, либо не определяются содержанием оказываемой услуги или иного вида правомерной деятельности лица, осуществляются тайно либо под прикрытием совершения законных действий.
При наличии предварительной обусловленности сам подкуп может иметь место в любое время после достижения договоренности, т.е. как до совершения обусловленного действия (бездействия) в интересах дающего, так и после этого.
Предварительная обусловленность отличает коммерческий подкуп от других сходных поступков: от передачи и принятия сувениров и других подарков символического характера, от всякого рода представительских мероприятий (приемов, угощений, участия в развлекательной или культурной программе и т.д.).
Части 2 и 4 ст. 204 УК РФ предусматривают совершение обоих разновидностей подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц. Квалифицированным признаком также считается подкуп, связанный с вымогательством предмета подкупа.
Субъект преступления - специальный. Им признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ).
Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.
Субъективная сторона преступлений - прямой умысел. Характерным признаком субъективной стороны выступает корыстный мотив.
Закон установил три самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности только для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации:
1) активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления;
2) вымогательство этого вознаграждения;
3) добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершенная без квалифицирующих обстоятельств, считается преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах –тяжким преступлением. Незаконное получение такого вознаграждения - преступление тяжкое, при квалифицированных признаках – особо тяжкое.